Воплощение и явь

Андрей Гальцев
В уме и в памяти живут смыслы. И в реальности живут смыслы - воплощённые в материале, а это меняет дело. Материал привносит в идею что-то своё.

Я вообразил дудочку и решил сделать. Нашёл глину, размял, слепил, просушил и запёк. Была идея - получилась вещь. 

Глина сопротивлялась моему старанию, однако на то и труд, чтобы одолеть сопротивление материала. И вот моя флейта готова… только не совсем такая, что была в уме. Глина привнесла в её образ нечто от себя. Она добавила дудочке шероховатость, оттенок, вес… и отняла внутренний свет, лёгкость и бессмертие.

Свет присущ всем образам, находящимся в мире воображения, поскольку там всё сделано из света. И (относительное) бессмертие свойственно всем воображённым формам и смыслам, поскольку там, в мире воображения, нет вещества и времени. Покуда живёт воображение, живут и его жильцы.

Итак, у меня получилась дудочка. Когда-нибудь она разрушится, ибо в материальной действительности все предметы претерпевают опасные встречи, разрушительное воздействие среды и самого времени.

Отец вещей - творческий ум. Мать вещей - материя. И она же - их могила. Вещь родилась, побыла среди других вещей и скончалась. У материи много задач, и одна из них похоронная. В материи сидит смерть, в материи - залог и обещание смерти, потому что характер материи - сопротивление творческой воле и отрицание любой живой идеи. Материя неохотно, через силу послужила материалом для новой вещи, и со временем она эту вещь погубит.

Для своей дудочки я смерть не заказывал, но таковы условия воплощения. Таковы правила "игры" в реальность, в материальность. Желая увековечить свою идею, я выбрал вполне долговечный материал - но не вечный.

Только не воплощённая идея избежит материальной казни и не превратится в прах. 
 
Значит, если из материи слепить образ, получится временно существующая вещь. И можно спросить: ради чего мне понадобилось милую идею воплощать в могильном веществе? Каюсь, воплотил - и тем самым обрёк на гибель, но всё же не идею обрёк, а материальную форму её (тело, носитель).

Допустим, дудочка упала и разбилась. Керамической вещицы больше нет, а где идея? Она хранится в моём сознании. Идея не падала и не разбивалась. Между тем, дудочку жалко. Зачем же я сделал её?

Я сделал её для того, чтобы вынести идею из своего ума наружу - в общий мир, в действительность. Так миру интересней: мир стал богаче, а дудочка обрела тело и стала явлением, она теперь - явь.

Создавать явь (крупицы яви) - инстинкт и призвание творческого ума.

"Во-площ-ение" - это перенос идеи "в плоть", в иное, в материал.

Идея несравненно живей материальной вещи. Зато посредством косного тела идея выступила в плотный мир - явилась миру. Теперь она себя проявляет и с другими телесными произведениями общается.

В этом суть нашего мира, его главное качество, его задача и характер - быть миром воплощений. Космос - воплощение космической идеи. Моя дудочка - воплощение частной идеи. 

Теперь моя идея поселилась в мёртвой, керамической форме, но всякий житель предметного мира теперь понимает мою свистульку: через её керамическое тельце он видит и понимает её изначальный образ. (Понять - по-ять - поиметь - взять в себя). Значит, я обогатил не только мир вещей, но и другие умы. Таков альтруизм творчества и самоотдача творца.

Но это ещё не всё: то было бы слишком просто, пустовато для отношений между духом и реальностью.

В материальном мире царствует смерть. Все материальные пути ведут к смерти, само время есть продвижение к смерти, но в акте воплощения мы (чуть-чуть) побеждаем смерть. Побеждаем здесь и сейчас, не в идеальной мечте, а в смертной реальности и посреди обречённых вещей. Воплощение творческого замысла оказывается маленьким торжеством нашего духа над смертью. Если я из глины вылепил то, что у меня в уме, значит материя подчинилась моему воображению. Совершив труд, я заставил её подчиниться - заставил тьму хоть на миг просветлеть. Да, это Трагическое Веселье, оно краткое, но это лучше, чем абсолютное послушание смерти.

Поскольку материал для творческой работы неподатлив, автор берётся воплощать лишь то, что ему дорого. Он возьмёт "кусок смерти" и слепит вещь по образу и подобию той идеи, что ему приглянулась. В результате получится кусочек жизни - всем живущим в подарок.

Да, моё творение погибнет. Да, но оно побудет здесь, в этом нешуточном смертельном мире, где каждое мгновение пахнет прощанием. Здесь смертность придаёт вещи - и твари - особую цену. (Не случайно "бесплотный" звучит не всегда уважительно, вроде как "бесплатный".)

Работа автора над своим творением нужна и самому автору: она указывает ему на творческие ошибки. В процессе работы я снова и снова напрягаю воображение и тем самым его развиваю. Как ещё автор поймёт свою идею, если не в работе над ней? Чтобы хорошо разглядеть идею, необходимо её обособить, объективировать, то есть вывести наружу, за пределы воображения. А это и значит воплотить.

Внутри воображения идея и так хороша. Пока она пребывает в уме, у нас не возникает потребности подшлифовать её, подправить. Почему не возникает? Потому что воображение само себе льстит, и потому что мы не очень пристально смотрим в идею. А для того, чтобы идея проявилась во всех подробностях, её необходимо превратить в объект - в объект внимания.

Также и сами себя мы лучше сумеем понять, если научимся превращать идеи в произведения. В любом случае, творческий опыт пригодится нам для создания себя. Мы тоже суть произведения творчества, потому что мы себя воспитываем, долепливаем. (Наверное, это и есть наша главная земная задача.)
 
Как воплощать идеи и как доделывать самих себя? О том подсказывают нам угадка и чувство красоты.

Угадка перебирает и предлагает варианты для воплощений, а чувство красоты выбирает правильный вариант. Здесь безобразие указывает на ошибку, а красота указывает на истинность. (Совсем кратко: истинность - соответствие должному и билет в будущее.)

Совесть - это тоже чувство красоты; эстетическое переживание, работающее в области морали. Совесть - единственный определитель истинности человека и художественный подсказчик в нашей работе по самовоплощению. 

Примечание. Эту мысль я кое-как понимал, но со всей ясностью понял, когда стал подбирать для неё слова. Мышление тоже есть процесс воплощения: здесь неоформленная смысловая интенция выражается в смысло-архитектурном материале языка.

И получается, что вся наша жизнь - это перенос тайной живой сути в явь. Дело рискованное, страшное, волшебное… но другой задачи у нас нет, поскольку мы родились именно сюда - в мир воплощений. Служба у нас такая.


© Copyright: Андрей Гальцев, 2017
Свидетельство о публикации №217072001657