Ренессанс

Владимир Тулинов
                Ренессанс
                ( Генетико-исторический рассказ.)
       C подачи генетиков учёный мир окончательно определился с местом зарождения человеческого рода. Место это – Восточная Африка. Именно здесь, утверждается, возник гомо сапиенс и стал разбредаться по свету. А поскольку гомо, то есть, человек, был сапиенс, то есть, разумный, он с помощью разума  принялся решать проблемы экономического характера, коим отдавал приоритет (кушать-то  хотелось). Гомо изобретал и производил оружие для охоты и защиты от недругов, приспособления для рыбной ловли, орудия для сельского хозяйства, посуду, одёжку из шкур и ещё много других нужных в хозяйстве вещей.
      Однако, развивая производство, сапиенс не упускал из виду и другие стороны общественной жизни.  Наскальные рисунки древности убедительно свидетельствуют о  творческой жилке наших далёких предков. В африканском Сомалиленде в пещерном комплексе Лаас-Гааль есть наскальные изображения, которые учёные относят к 8-9 тысячелетиям до нашей эры. Но в Африке скалы – дело довольно редкое. Поэтому  художники диких племён, населявших тропические леса и саваны в эпоху доисторического материализма, демонстрировали своё искусство в основном  на обнажённых телах соплеменников.
      Недостатка в натуре местные художники не испытывали, так как не разрисованный с ног до головы дикарь считался ущербным, чем-то вроде белой вороны. А поскольку на большей части Африки климат позволял обходиться    практически без одежды, рисунки на теле демонстрировались постоянно и являлись не только украшениями, но и несли определённую информацию, нередко очень важную в условиях отсутствия паспортов. По рисункам на теле можно было узнать, к какому роду-племени принадлежит их обладатель и каков его статус (к примеру, - вождь, шаман или их ближайшие родственники).
       На тело мужчины наносились также знаки, показывающие, сколько врагов он отправил в мир иной, к праотцам. У женщины по рисункам  на теле можно было определить, сколько у неё детей и сколько раз она была замужем. При этом во многих племенах неоднократное замужество служило поводом для уважительного отношения к ней, поэтому женщины в данном вопросе  действовали весьма напористо.
       Итак, все паспортные данные аборигенов африканского континента находились всегда и всюду с обладателями  наколок и рисунков. Чем плохо?
      Сегодня культура диких африканских племён получила развитие в цивилизованном мире. Всё больше и больше граждан включаются в этот важный культурный процесс посредством приобщения к искусству тату, сооружения на голове африканских причёсок, привинчивания к губам, пупкам и  другим частям тела разнообразных серёжек, колец и всяких других металлических предметов.
      Лично я это явление очень приветствую. Ведь, все мы (как доказали учёные генетики) родом из Африки. Поэтому нам следует бережно относиться к соответствующим обычаям и традициям предков, всячески их приветствовать и развивать.
       Успехи и, я бы даже сказал, определённые достижения в некоторых областях дикой культуры наших праотцов уже достигнуты. Так, всё более распространяется в современном обществе искусство тату и пирсинга  на телах индивидуумов. Кстати, слово  “ тату” привёз из Полинезии на Альбион в 1773 году великий путешественник Джеймс Кук. А вообще-то в Европе до этого татуированных  чаще всего обозначали словом “раскрашенный”. Дело, конечно, не в названии, а в самом позитивном процессе возрождения несправедливо забытой  культуры диких африканских племён.
        Что касается славян, то у них татуировок, к сожалению, не было практически   до конца девятнадцатого  века. Известно, однако, что последний император России Николай Второй при посещении в 1893 году Японии ( в статусе цесаревича) сделал татуировку на правой руке –  модное в то время у японских художников тату изображение дракона. По примеру цесаревича украшать своё тело наколками стали и некоторые аристократы. В начале двадцатого века в России процесс возрождения тату развили криминальные структуры. Наколки были очень популярны среди бандитов, воров и прочих уголовников, и каждая из них имела при этом чётко определённый, связанный с воровскими понятиями, смысл.
        В Европе долгое время татуировку использовали властные структуры для клеймения преступников (проституток, шулеров, фальшивомонетчиков и пр.). Так, в Британской армии  дезертиров клеймили буквой  “D”. В нацистской Германии власти преследовали искусство тату, но в качестве клейма её применяли в отношении заключённых концлагерей, а также помечали  наколками  наименование группы крови у эсэсовцев.
      В СССР татуировку долгое время гоняли, как сидорову козу, рассматривая её в качестве буржуазного  пережитка. Считалось, что негоже законопослушным гражданам увлекаться тем, что приветствуется в криминальных кругах. В ходе работы с молодёжью демагогически утверждалось, что выделяться среди сверстников следует  прежде всего умом, знаниями, спортивными достижениями, добрыми делами, а не наколками на теле. К тому же стиль  одежды населения в те годы был, по нынешним понятиям, почти пуританский. Даже летом в городах и сёлах мужчины не ходили в шортах или трусах, а девушки и молодые женщины из-за строгостей моды не имели возможности  оголять для взоров окружающих  животы, бёдра и ягодицы.
     В таких  условиях демонстрировать тату было сложно, поэтому во многих случаях терялась и мотивации нанесения на тело татуировок.
      Расцвет искусства тату на территориях бывших советских республик приходится на девяностые годы прошлого столетия. Именно в это время в городах возникают  многочисленные салоны тату и пирсинга, где за умеренную плату каждый может разукрасить себя с ног до головы.
      В целом же, я думаю, читатели согласятся со мной, тату развивается сегодня в правильном направлении, хотя работы в этой области ещё очень и очень много. Вспомним хотя бы тот факт, что в диких племенах татуировка – непременный атрибут каждого члена племени, а в нашем обществе пока ещё довольно много совершенно не татуированных граждан.
       Культура наших древних африканских предков была многогранной. Её пронесли через хребты веков многие последующие поколения. В настоящее время в Африке есть ряд племён, продолжающих жить по образу далёких предков- людей каменного века. Умельцы этих племён бережно хранят зародившиеся в глубине веков традиции, изготавливают такие же украшения, как и древние жители неповторимых африканских саванн и тропиков, используя при этом в качестве исходного материала буквально всё, что видит глаз вокруг.
       Одной из широко распространённых культурных традиций у диких африканских племён  была  скарификация – искусство нанесения шрамов на тело. По каким-то причинам данная традиция наших предков  в настоящее время только-только делает свои первые, очень робкие шаги в цивилизованном обществе. В этом деле, можно сказать, целина нераспаханная. Думаю, следует более серьёзно подойти к решению данной проблемы, поскольку указанная часть культуры диких племён уходит корнями в глубь столетий и является её важной составляющей.
      Африканские мужчины-дикари шрамировали себя  в связи с обретением статуса воина, либо шрам наносился как знак отправления к праотцам очередного противника в бою, а нередко и вовсе без причины – просто, чтобы выглядеть не как все.
      Конечно, в современном обществе мотиваций для нанесения шрамов на тело поубавилось. Статус воина нынче молодые люди  нередко стараются избегать – “косят” от армии. Ну, а, если, к примеру, отправить, пусть даже за дело, кого-нибудь к праотцам – попадёшь за решётку на долгие годы. Остаётся резать себя исключительно для того, чтобы выделиться из массы однообразных.
       Выйти за пределы скучного шаблона наши африканские предки старались изо всех сил - развивали культуру пирсинга, нестандартных  причёсок, вовсю занимались изготовлением экстравагантных украшений. Им нелегко было, нашим далёким предкам, ведь почти вся их удивительная культура развивалась лишь на основе использования подручных материалах самого разного характера.
       Так, издавна и до наших дней у женщин племени мурси большой популярностью пользуются  ожерелья, изготовленные из фаланг человеческих пальцев. Членам племени кисти рук отрубаются за противоправные действия – за воровство, например. Причёски же невообразимых размеров и удивительно причудливой формы сооружаются, как правило, из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных и разнообразных тропических растений. Мужчины и женщины  некоторых африканских  племен заплетают волосы в  многочисленные косички, количество которых может достигать двух сотен, и это вид причёсок уже достаточно распространён в современном цивилизованном мире среди молодёжи.
      Что касается пирсинга ( также важной составной части культуры диких африканских племён), то его развитие в современном  обществе, на мой взгляд, считать удовлетворительным  не поворачивается язык. Если говорить о площади тела, используемого в современном европейском пирсинге, тут вопросов нет – кольца, шарики, спицы облюбовали практически все доступные и недоступные места тел почитателей этого вида искусства. Добрались, кстати, и до гениталий. Однако же про нос поклонники проколов в некоторых цивилизованных странах  почему-то забыли, хотя проколы носа были всегда неотъемлемой частью высокой культуры пирсинга  диких племён Африки. Особенно широко носовой пирсинг применялся народностью беджа, ( северо-восток Судана). Нет, у нас он тоже иногда встречается, но в какой-то маловыразительной форме – колечко  прикреплено к одной ноздре, и настолько маленькое, что не разглядеть. А  древние, то есть, праотцы наши, в носы продевали кости убитых животных ( не берцовые, конечно, чуток поменьше) либо яркие перья птиц.  Издалека  видать было обладателя. И в мочки ушей продевали не крохотные серёжки, а бамбуковые палки. Со вкусом и солидно.
      В целом же, считаю,  цивилизованное общество выходит сегодня на прямую дорогу приобщения к культуре диких африканских племён. И это вдвойне радует, поскольку наглядно подтверждается гипотеза учёных-генетиков о месте зарождения гомо сапиенса. А гены, как известно,  не задушишь, не убьёшь.