представитель

Борис Троицкий
 
 С представителями казачества на Дону я познакомился в Рыково, что стоит на левом берегу Дона напротив Старочеркасска (бывшего Черкасска). Не с атаманами, не с "ряженными", которыми, хоть пруд пруди, был наводнён Ростов в девяностые годы, а с  коренным, трудовым казачеством, которое возделывает землю, живёт рыбоводством, хранит традиции своего народа.
          Хутор Рыков, ныне хутор Рыбацкий, упомянут в истории России благодаря восстанию Кондратия Булавина, наступавшим на Черкасск.
            Сейчас в районе хутора процветает садоводческое товарищество организованное административными лидерами Ростова и области, среди которых дураков не водится. Вдали от города вверх по Дону-  чистая вода, рыбоводческие пруды, а во время нереста всегда можно откушать донской деликатес: донскую селёдку, рыбца, шемайку, добытых браконьерами.  Дорога от Ростова до садоводства- заглядение. Не будь садоводства, век не видать хуторянам такой. А если к этому добавить,свет, газ.  пищевую воду, чем не удовольствие уставшему от "радения о ближних" чиновнику после трудового дня посидеть на веранде, наслаждаясь единством с природой. Это так, к слову пришлось о чиновниках вообще и о наших в частности
         В проклятые девяностые в РО наблюдался массовый исход специалистов в Америку. Мой зять воспользовался и очень дёшево купил дачу у спешно покидавшего "немытую Россию" известного городского уролога, где я и соприкоснулся с трудовым казачеством.
         Среди хуторян я сразу завоевал авторитет. Лёша- коренной хуторянин, абсолютно рыжий, общительный, трудолюбивый умелец: отличный сварщик, строитель. Его я отобрал после долгих проб из многих жителей подрабатывавших у дачников. Я подарил Лёше мою книжку стихов и после этого уже котировался как "писатель". Мы как-то сразу приглянулись друг другу.
         Проявилось это вполне конкретно. Издревле известно, что по садам всегда шастают подростки.  Поспел виноград, а на даче его было много и весь сортовой, ребята решили исполнить предначертанный им природой долг- обчистить наш виноградник. Тактически это обстояло так: главный исполнитель с сумками перелезал через забор, а второй ходил вдоль ограды и если появлялся кто- то посторонний, он пел или кашлял, то есть подавал знак. А поскольку Лёша жил неподалёку и с "этим манером" был знаком, он засёк инцидент. Подойдя к "сторожевому", приказал "исполнителю" оставить сумки с виноградом в саду и приказал им больше в нашей даче подобным образом не промышлять, потому что это дача писателя. Больше посягательств не было ни разу.
           Прежний хозяин дачи очень торопился с отъездом и полностью строительство дома не завершил. В то время я был ещё полон сил и решительно- взялся за дело. Завершив первостепенные работы я подошёл к устройству ограды. Для этого на втором этаже лежали заготовленные двухметровые секции, сваренные из уголка и обтянутые металлической сеткой- рабицей.  Вдоль участка я разметил места установки, нанял местных выкопать ямы и поставленные в них столбы  залить  бетоном. Исполнители оказались непутёвыми - расстояния между столбами отклонялись от желаемых, что затрудняло монтаж.
        Дело шло к вечеру, когда Лёша взялся за работу. Мы уже поужинали, "приняли на грудь" и страшно желали, чтобы все  хлопоты поскорей закончились. А работа пошла не так. Явно-  не так. Мне уже было "глубоко плевать" и я подгонял Алексея. Под моим напором он закончил и мы разошлись по домам. Каково же было моё удивление, когда, проснувшись и выйдя во двор я увидел, что Лёша срезает всё, что он приварил вчера. Работа была окончена, деньги заплачены. Зачем?
 - Дядя Боря, я так не могу. Люди будут ходить и спрашивать-кто это сделал. Я так не могу.
Он переделал безукоризненно-по отвесу и под линеечку, не взяв ни рубля.
         До сих пор я вспоминаю эту степень самоуважения, требования к своей нравственности, которую сейчас и не встретишь. Я думаю, что это истинный представитель донского казачества, лучшей его части.