Тревожное время года - осень

Сергей Рубанкин
Осень, осень!...
Уже раскрасила в яркие цвета ещё вчера зелёную листву деревьев. Золотые и багряные наряды деревьев. Буйство красок. Для кого-то осень – любимая пора года.
Для меня же это время тревог, внутреннего беспокойства и ожидание беды.
И яркий наряд – это предсмертный саван умирающих листьев.
Физически ощущается дисбаланс, разлад между яркостью красок деревьев и грязью земли, раскисшей от непрекращающихся дождей.

Осень – это время революций и переворотов. Время обострения всех болезней…

Проклятые 90-е годы. Обнищание народа. Разграбление страны. Чехарда и противостояние властных структур.
Особенно памятна мне осень 1993 года. Та осень часто возвращается ко мне во снах. До сих пор.

Сентябрь, умирает отец, не выдержало сердце. Болезнь сына, зарплату в институте не платят. Жена потеряла работу – НИИ, где она работала, закрылся.
Всю тяжесть по выживанию семьи взяла на себя жена.  Её подвиг наша семья никогда не забудет.
И тут происходит чудо - между нашей лабораторией и лабораторией химического факультета Мюнхенского технического Университета заключается соглашение о сотрудничестве, и в составе группы мы едем в командировку на несколько месяцев. Виза тогда оформлялась через Академию наук в Москве и конец сентября и начало октября (около недели)  провёл в столице.
Осенью противостояние Президента и Верховного Совета нарастало. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к противостоящим друг другу ветвям власти с воззванием:
«Россия на краю пропасти. Ныне мы перед выбором: или остановить безумие, или похоронить надежду на мирное будущее России. Особенно трагично, что сегодня может распасться Российская держава. Если это произойдёт, будущие поколения проклянут нас…»
От имени Церкви Патриарх предложил своё посредничество в переговорах. Переговоры начались 30 сентября в Свято-Даниловои монастыре.
Я был у Свято-Даниловского монастыря в это время. Площадь у монастыря заполнена казаками, и пешими, и конными. Много людей. Все с надеждой ожидали...

К сожалению, кукловодов мир не устраивал, и  потому события стали развиваться по другому сценарию.
На моих глазах происходит военный переворот. По Новому Арбату проезжали БТРы с автоматчиками на броне. Временами раздавались короткие автоматные очереди. Невозможно было поверить в реальность происходящего! В середине 60-х годов прошлого века я служил в Советской Армии, под Москвой и часто бывал в Москве. Мог ли я тогда подумать, что не пройдёт и 30 лет, и я буду свидетелем гибели моей страны? В голове не укладывалось! Будто смотрю фантастический фильм.  Реакция людей была совершенно разной. Были и такие, которые аплодировали автоматчикам. Рядом со мной оказалась молодая женщина, лет двадцати, и за руку держала малыша не старше двух лет. С расширенными глазами, как заворожённая, она стояла и смотрела на происходящее «кино». Я подбежал к ней, схватил её за руку и кричу ей: «Хватайте ребёнка и бегите отсюда!» Несколько секунд она ошалело смотрела на меня, не слыша и не понимая меня. С большим трудом до неё доходил смысл моих слов. Мы забежали во двор ближайших домов.
- Дорогу домой найдёте? Далеко отсюда? Проводить? Придя в себя, успокоившись, сказала, что здесь не далеко, и она сама дойдёт.
Я шёл по Новому Арбату и искал обменный пункт, мне нужно было поменять рубли на немецкие марки. Чем ближе к Белому Дому, тем больше военных. Все обменные ларьки были закрыты, с трудом мне удалось найти во дворах один работающий, у дверей которого толпился народ. Периодически охранник выглядывал из-за двери, осматривался по сторонам и пропускал очередного внутрь. Мне удалось поменять, но курс был  уже «конский». Не соображая, тупо шел вдоль проспекта. Зашёл в какой-то универмаг, в зале продажи теле-радио аппаратуры были включены многие телевизоры. На всех экранах показывали обгоревшее здание Белого Дома, танки, военные автоматчики, машины скорой помощи. Рядом в зале разговаривают бабушка с внуком лет 6-7. Мальчик говорит, что жалко, красивый был Белый Дом…
На следующий день, 5 октября  вылетаем в Мюнхен. Автобусом отправляемся в Шереметьево-2. На сердце «кошки скребутся». Правильно ли я делаю, оставляя жену, детей на не ясное будущее?  Что их ждёт завтра? Уезжал в Москву, когда был ещё худой мир, а сегодня…
Выезжаем за пределы города, на окраинах выставлены военные и милицейские патрули. Останавливаются и обыскиваются все въезжающие в Москву автомобили. В автобусе мрачная тишина, угрюмые напряжённые лица. И в полёте до самого Мюнхена сохраняется тяжёлая атмосфера. Наконец, самолёт касается полосы, и салон разряжается аплодисментами. В салоне довольно много немцев и они с облегчением встречают окончание путешествия. Самолёт выруливает на стоянку и навстречу нам выбегает внушительная группа корреспондентов теле-радио компаний. Они встречают своих немцев как героев. И они правы, Запад одержал победу над Россией.
А нас ожидало неизвестное будущее…

Эти тревожные дни потом часто возвращались ко мне во сне…

Опять осень…
Осенью, уже много лет подряд, я провожаю жену к дочери, помогать растить её маленьких детей. До весны.
Хоть бы ничего больше не случилось в эту осень…