Без мозгов у МИДа проблемы по Каспию неразрешимы

Владимир Лагутов
Когда нет мозгов, то проблемы всегда неразрешимы - Каспий, судьба, мертвое море. От проблем со слухом и пониманием до кадрового аспекта.


СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИПОСТАСИ СО СТОГОМ СЕНА И СОБАКОЙ НА НЕЙ

Москва твердо убеждена, что любые односторонние действия по прокладке трубопроводов через Каспийское море недопустимы, так как могут повлечь за собой риски трансграничного характера, заявил посол по особым поручениям МИД Игорь Братчиков. «Твердо убеждены, что односторонние действия по данному вопросу недопустимы, так как любая авария на транзитной энергетической инфраструктуре может повлечь за собой непрогнозируемые экологические риски трансграничного характера», — передает его слова РИА «Новости».

Братчиков возглавляет делегацию России на переговорах по статусу Каспийского моря. По его словам, при решении подобных вопросов Россия призывает отдавать приоритет экологии, придерживаясь взятым на себя международным обязательствам в сфере защиты окружающей среды, среди которых Тегеранская конвенция — Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, подписанная в 2003 году.

«Считаем недопустимым в погоне за гипотетическими экономическими выгодами забывать о возможных фатальных последствиях для хрупкой экосистемы водоема», — отметил он.

По его словам, страны Каспия «несут солидарную ответственность» за судьбу региона и моря, а также преследуют цель сохранения «чистого и живого» Каспия с помощью уменьшения антропогенной нагрузки. Братчиков отметил, что необходимо восстановить и приумножить его утраченное биоразнообразие.

Напомним, после распада СССР возник вопрос определения правового статуса Каспийского моря, который разделен между пятью странами. При этом сложность состоит в том, что есть споры относительно его статуса: озеро это или море, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.



НАШИ ИНИЦИАТИВЫ ДЛЯ СДВИГА ПРОБЛЕМЫ КАСПИЯ УЖЕ СОВСЕМ СЕДЫЕ

А ведь уже много лет, а именно еще с прошлого века, т.е. почти два десятилетия мы так и не слышны с нашими предложениями в МИД РФ. Данное ведомство, как и все иные всеми силами пыжится с решениями по Каспию. И так, и сяк, встречаются, договариваются, а воз и ныне там. Мы то начинали свои инициативы давно, когда еще Каспий изобиловал рыбой осетровой и очень хотелось ее спасти. И после парламентских слушаний 1995 года по экологизации рыбохозяйственной политики Азовского бассейна давали свои предложения решить Каспийские проблемы на основе безусловного приоритета сохранения осетровых. Но рвали на нефтяные части единый Каспий и были глухи МИД сопредельных по нему стран.

Более того, даже пытались написать закон о сохранении осетровых Каспия для Казахстана по заказу международного сообщества. Но как только казахские чиновники увидели средства на оплату этого закона, как все похерили и поставили своих аборигенов на написание данного закона. До сих пор и ищем теперь, и деньги исчезнувшие, и данных аборигенов. Естественно, что никакого своего закона за отсутствием нашей концепции и своего ума так и не состоялось.

Была такая Каспийская экологическая программа, также на деньги международного сообщества. Пытались и ее вразумить, что главное не в том что они лепили по разведению рыбоводвства, а сохранении естественного воспроизводства осетровых.  И ведь вразумили - они даже стали финансировать конкурсную тему по сохранению миграционных путей осетровых. Правда вот, как только деньга появилась, так ее опять таки своим аборигенам и
определили их. На том вся законодательная инициатива и издохла.

И опять выползло ведомство суесловное - МИД с распростертыми руками, что мол нету своих мозгов, а чужие им не надобны. Но ведь прогресс то налицо, не прошло и четверти века, как признали штафирки, что без сохранения живого разнообразия не будет ничего полезного - читают ведь и доходит окольными путями знание до чиновников иностранных дел.



И ВЕДЬ У ВСЕХ НЕПОНИМАНИЙ И РАЗУМЛЕНИЙ В КОРНЕ ОДНА ТЕХНИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЛЕЖИТ

Даже очень культурно обговорили опасность Транскаспикого нефтепровода по дну.  Ранее то просто пугали, что при обтекании подводными потоками будет генерироваться низкочастотное излучение, которое рыбу и распугает. Было дело... Теперь аккуратно так "любая авария на транзитной энергетической инфраструктуре может повлечь за собой непрогнозируемые экологические риски трансграничного характера».

Но если до МИДа дошло, что есть решение, где-то существует, а им просто пока недосуг его вытащить с автором. То вот РАН еще не дозрел, судя по докладу О.Г.Степаньяна из Южного центра РАН в Ростове на Дону, который он донес до публики на Гражданском форуме Ростовской области 19.10.2017. Там он упомянул ранее существовавший проект Керченской плотины и всуе строящийся мостовой переход на Крым. И вот там он опять затронул тему разделения потока на струи и якобы негативное влияние оного на мигрирующую рыбу - многочисленные сваи поперек потока воды делят его на струи, что несомненно влияет на косяки рыб.

Это, как мы понимаем, тухнут проблески разума всей РАН, которая с пеной у рта (Павлов Д.С., Шкура В.Н. из НИМИ и иже с ними) доказывала много десятилетий, что рыба в дырки идти не может. Ну, никак, так как струй пугается, а при форсировании таких отверстий, в случае с регуляторами переменной сквозности, непременно будет стукаться головой о водонепроницаемые элементы.

Вроде как еще и ругнуться не мешало бы по поводу кадровой политики МИДа, который набирает себе кадры из самого отстоя партноменклатуры, и ведь это сказывается. Точно так же как и ведомство охраны природы и в том они одна чашка-ложка, как говорят на Северном Кавказе. И ведь горькая судьба осетровых Каспия и Азова тому свидетельство. На протяжении жизни одного поколения мир получил несколько мертвых морей.