Границы жизни система 5 - рождение гиганта

Олег Локшин
                СИСТЕМА (5) – РОЖДЕНИЕ ГИГАНТА

       Не задерживаясь на процессах объективизации констант в простых и сложных эмоциях, рассмотрим быть может самое грандиозное явление в системе "С---Н" (СТРАДАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ): рождение гигантского суперансамбля.
     Сделаем это максимально схематично – во-первых, потому, что у нас нет места, а, во-вторых, памятуя, что адекватное описание данного процесса доступно только художникам или, на худой конец, психологам. Кроме того, исключим из предстоящего рассмотрения все патологические состояния, а также «комплексы» - вины, неполноценности и пр.
       Успешность процесса рождения гиганта зависит от соблюдения ряда предварительных условий и от эффективного взаимодействия множества факторов.
Одним из таких условий является достижение эмоциональной организацией в целом определенного порога сложности. Другое, непосредственно связанное с первым условием состоит в том, что сумма всех простых и сложных эмоций человека должна достигать каких-то критических размеров. Разумеется, и +«порог сложности» и «сумма эмоций» для каждого суперансамбля и для каждого человека неодинаковы.
Еще одно условие заключается в том, что отсутствие непосредственно перед рождением гиганта иерархических связей между разрозненными ансамблями и сверхансамблями должно мешать нормальной работе эталонной иерархии, а следовательно, и всей системе "С---Н". Такого рода помехи заметны и у взрослых, но особенно у детей и подростков. Они проявляются в «ненормальном» периодами, а на самом деле совершенно нормальном в этой ситуации, поведении. В частности, может иметь место некоторое смешение ценностей или разнородных представлений, необычные для данного ребенка или подростка нарушения памяти, а также задумчивость, рассеянность, иногда раздражительность или неадекватные реакции. Тоже самое, кстати сказать, характерно и для взрослых.
      Рождение суперансамбля совершается при непременном участии нескольких компонентов внешней «инициирующей» по нашему определению среды.
Первым таким компонентом является необходимая порция генетической информации. Вторым – определенная система или системы простых и сложных эмоций. Третьем и практически неотделимым от второго – сложная система образов всякого рода. Четвертым – некоторые физиологические процессы (особенно у детей и подростков). И, наконец, пятым – в полном смысле внешний данному человеку мир. Сюда входят социальное окружение в самом широком смысле слова, произведения искусства, внешние ситуации, люди, звери, ландшафты и т. д. и т.п.
      Взаимодействие этих компонентов, которые и сами по себе, мягко говоря, динамичны, с не менее динамичной системой "С---Н" предопределяет исключительно сложную динамику всего процесса. Контакт происходит на многих уровнях одновременно, ассоциативные связи образуются с неодинаковой скоростью, возникают и исчезают многочисленные внешние и внутренние (физиологические и в системе "С---Н") помехи.
      Сначала формируются средние эшелоны суперансамблей. Отдельные простые и сложные эмоции вяжутся цепочками ассоциаций то одним, то другим способом. Каждый раз очередная связка проверяется на прочность и совместимость.  Проверка, по-видимому, производится с помощью механизмов, использующих нечто вроде эффекта резонанса. Назовем такого рода эффект «псевдорезонансом». При этом проверяется не только совместимость звеньев внутри связки, но и цепочки как целого по отношению к другим структурам иерархии.
      Как только средние эшелоны (этажи) сформировались или еще в ходе этого процесса, начинает активно готовиться к рождению гиганта вершина эталонной иерархии. Те блоки и «секции», которые занимают места, предназначенные для новых верхних этажей, после упорной борьбы оттесняются вниз. Этот процесс отнимает немало времени и усилий. Требуется неоднократное сопоставление «старых» и новых (поначалу еще не сформированных) секций по степени важности. Сопоставление производится методом последовательных и глубоких, но на первых порах не слишком упорядоченных зондажей обширных пластов памяти. При этом составляются своего рода «таблицы приближенных решений». Вероятно, здесь также используются эффект «псевдорезонанса».
       По мере «созревания» верхних этажей суперансамбля зондаж становится все более строгим и направленным, «таблицы» уточняются, а акцент перемещается с определения совместимости и степени важности на испытание прочности всей системы ассоциаций верхушки – «головы» новорожденного гиганта. И только после того, как выдержаны все испытания, «старые» блоки решительно вытесняются с вершины иерархии, и образовавшаяся таким образом «ниша» заполняется верхними этажами новорожденного суперансамбля.
     Разумеется, все эти процессы не носят характера односторонней акции. Не только эталонная иерархия «примеривается» к иерархии гиганта, но и последняя производит ряд аналогичных или похожих операций по отношению к первой.
Перечисленные и многие другие процедуры создают временами у человека ощущение острого дискомфорта. Иногда они кажутся и каким-то недугом, а порой воспринимаются как бедствие или утрата.
     Несмотря на сложность подготовки и длительность всего процесса, а, быть может, благодаря им, сам акт объективизации – заполнение «ниши» «головой» новорожденного гиганта – происходит стремительно. Именно эта внезапность акта порождает иногда ощущение утраты.
      Акт объективизации не означает, однако, окончательной гармонизации всех подсистем суперансамбля. Нижние звенья еще довольно долго «мыкаются», пытаясь куда-нибудь «приткнутся». Напомню, что они представляют собой уже существующие и определенным образом зафиксированные эталонной иерархией ансамбли и сверхансамбли уровней. Таким образом, полная гармонизация суперансамбля, окончательная (относительно, конечно) фиксация эталонной иерархией всех его подсистем влечет (или не влечет) за собой изменение места упомянутых групп уровней. И, кроме того, само завершение процесса служит еще одной, - но, как правило,не последней – проверкой на прочность всех звеньев новорожденного гиганта.
      Чтобы проиллюстрировать процесс рождения суперансамбля особо сложной эмоции – гиганта и становления его в эталонной иерархии, выберем в качестве примера любовь (этот пример нам пригодится в дальнейшем), причем будем рассматривать ее, простоты ради, вне какой бы то ни было связи с эротикой или физиологией. Другими словами, остановимся лишь на том аспекте любви, который именуется «влюбленностью».
       Многие авторы, в том числе и крупнейшие писатели (Гёте, Стендаль, Пруст) отмечали, что в определенном возрасте молодые люди, а иногда и подростки прежде чем влюбиться в какого-то конкретного человека, находятся в состоянии потенциальной (или «виртуальной») влюбленности. Конкретная же любовь является в значительной мере делом случая. Она приходит тогда, когда пик «виртуальной» влюбленности совпадает по времени со знакомством или даже мимолетной встречей с человеком противоположного пола. Такой человек, по нашей терминологии, служит как ни бестактно об этом говорить в данной ситуации – всего лишь «языковой внешней средой». Если же юноша или девушка находят в данном человеке какие-то черты, соответствующие их «идеальному образу» (а такой есть почти у всякого) наступает то, что обычно называют «любовь с первого взгляда».
     С нашей колокольни, с точки зрения процессов,                происходящих в системе"С---Н", это присутствие любви в «виртуальном» состоянии и дальнейшее превращение ее в конкретную означает следующее.
     Формирование средних, а иногда и нижних этажей гиганта завершено, притом, как правило, в почти законченном виде. В эталонной иерархии уже образовалась «ниша», предназначенная для верхушки суперансамбля. «Ниша», по всей видимости, достаточно просторна, так как, «запрограммирована» на огромное число вариантов. (Вспомним, что даже мимолетная встреча порой влечет за собой любовь). Создана необходимая инфраструктура, в частности разветвленная сеть коммуникаций, благодаря которым «ниша» свободно перемещается в районе вершины иерархии.
       Заблаговременная организация в общих чертах структуры суперансамбля, образование загодя в районе вершины иерархии просторной «нише», предварительное создание развитой инфраструктуры, -  все эти процессы и типичны и не очень типичны для возникновения особо сложных эмоций. Но скорость процессов и их размах – совершенно уникальны. Они свидетельствуют, помимо прочего, что блоки, занимавшие место еще не объективированной «головы» гиганта, уже вытеснены – и весьма бесцеремонно – вниз. А как мы помним, устойчивость уровней или блоков уровней зависит, прежде всего, от их места в эталонной иерархии. Если они занимали, как в данном случае, высшие места, спихнуть их куда-нибудь пониже очень непросто. В любом случае эта процедура требует много времени. Здесь же больше всего поражает стремительность. Она говорит о совершенно особом значении, которое система "С---Н" придает любви.
     И еще одна отличительная черта данного процесса: «Сезам», отпирающий дверцу «ниши», не обязательно именно любовь. Им может стать также религиозное чувство неофита. В этом нет ничего удивительного, так как религиозному откровению, по крайнем мере в молодости, предшествуют некоторая восторженность – чувство или комплекс чувств, неотличимые от состояния «виртуальной» влюбленности. Но, с другой стороны, сходство предшествующих состояний свидетельствует и об известной общности самих чувств – религиозного и любви, а также об их равноценности с точки зрения эталонной иерархии. К сожалению, «дверцу ниши» гораздо чаще отпирает не подлинно религиозное чувство, а поклонение кумирам, идолопоклонство всякого рода, способные только в дальнейшем превратить человека в фанатика и экстремиста.
Но вернемся к нашей теме.Как мы помним , «ниша», предназначенная для еще не родившейся «головы» гиганта, перемещается в районе вершины эталонной иерархии. Маршрут и скорость этих перемещений зависит от разнородных причин, перечислять которые здесь нецелесообразно. Анализ же их возможен только в специальном исследовании.
Пик «виртуальной» влюбленности означает, что «ниша» достигла своего потолка, причем «потолок» здесь отнюдь не синоним высшего места. Высота «потолка», т.е. конкретное место ниши в иерархии также зависит от многих и разнородных причин, но главной из них безусловно является возраст. Вспомним, что молодые (и не молодые) люди влюбляются обычно не единожды, а многократно и всякий раз с неодинаковой силой. Вспомним еще, что значения интенсивности реализации констант достигают максимума тоже в молодости. Но ведь молодость понятие растяжимое. У разных людей максимальные значения интенсивности приходятся на разные возраста – грубо от 5 до 45 лет.
     В то же время, совпадение потолка, достигнутого «нишей», с высшим местом в эталонной иерархии несравненно более фиксировано в возрастных границах. У подавляющего большинства людей оно приходится на момент завершения полового созревания. Именно в это время «ниша», заняв высшее место в иерархии и «наполнившись» любовью, превращает конгломерат фрагментов в гармоничный суперансамбль, безусловно доминирующий в системе.
      Однако сила любви в этом случае совсем не обязательно будет наибольшей, по сравнению с той, которую человек уже испытал или мог бы испытать. Счастливчик здесь тот, у которого, как у игрока в рулетку, совпадут и номер, и ряд, и цвет. Другими словами, нужно, чтобы одновременно «потолок ниши» совпал с высшим местом иерархии, значения интенсивности достигли максимума, а объект любви хоть отдаленно походил на «идеальный образ».
     Напомню. что мы рассматриваем максимально упрощенную ситуацию: превращение даже не любви, а лишь влюбленности из виртуального состояния в «материальное». Если же учесть все те бесчисленные обстоятельства реальной человеческой жизни, которыми мы сознательно пренебрегли, наше уподобление человека, изведавшего максимально сильную любовь, притом любовь, реализованную в гигантском суперансамбле эмоций, безусловно доминирующим во всей системе "С---Н", - так вот, наше сравнение такого человека с удачливым игроком покажется сущей ерундой. На самом деле нужно, чтобы совпало не 3, а по меньшей мере 33 (а может, 1033) номера.
     Потому-то, наверное, истинно великая любовь – такая редкость в подлунном мире. По ней тоскуют миллионы, о ней слагают легенды, и такие имена, как Орфей и Эвридика или Тристан и Изольда живут и будут жить в веках.
    Продолжение  следует 
anastace@mail.ru