Часть! границы жизни. выводы

Олег Локшин
                ГРАНИЦЫ ЖИЗНИ
                Выводы
    Начнем с того, к чему нас обязывает заголовок – с границ. Единственным признаком жизни, единственной дихотомией, разделяющей живое и мертвое, является способность ощущать что-либо, т.е. наличие системы "С---"Н (СТРАДАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ). Хотя парадигма, естественно, неразделима, читатель, вероятно, заметил, что мы больше говорили о страдании. Это произошло и умышленно, и не умышленно. Страдание заметней; его, надо полагать, вообще несколько больше в этом лучшем из миров. Блаженство рая, я думаю, мало кого серьезно волнует, но смертные муки – обязательная «награда», венчающая жизнь любого мерзавца и любого святого, каждого самого близкого и дорогого существа, - о них как-то задумываешься чаще. Была и другая, более веская причина; о ней мы расскажем в следующей части. Но все это вместе предрешило форму нашего определения живого, а именно: живое – это только такое существо (организм), которое способно страдать.
     Ориентировочной нижней – самой нижней границей жизни служат организмы, чья физиологическая, прежде всего нервная организация хоть не намного превосходит по сложности соответствующую организацию любых насекомых. Все, что ниже этой черты, квазижизнь, выше, но неизвестно, насколько – жизнь. Верхней границей служит, естественно, человеческий род.
     В основе концепции лежит постулат. Согласно которому страдание и наслаждение суть абсолюты – «константы» в нашем определении. Абсолюты – это исходное, несводимое понятие; они всегда и во всех случаях играют для всего живого только одну роль: единственной безусловной ценности. Все прочие ценности или «объекты» это только опосредованное соотношение абсолютов – констант. (Не исключено, что правильнее было бы говорить не о двух абсолютах, а об одном-одном, не принимающем в зависимости от обстоятельств тот или другой знак. Однако ничего не меняя по существу, такое изложение только затруднило бы понимание текста. Тем не менее данная интерпретация возможна, и читателям, которым она почему – либо больше импонирует, чем наша схема, мы рекомендуем принять ее; во всяком случае восприятие концепции не должно от этого серьезно пострадать).
      1. Эмоциональная деятельность любого индивида представляет собой язык системы "С---"Н , причем непосредственное переживание каких-либо эмоций по аналогии с естественным языком рассматривается как «речь» системы, а в качестве собственно языка выделяется совокупность всех уровней и систем уровней объективизации индивида и тех законов поведения системы "С---"Н, которые регулируют реализацию данных уровней или систем. Одновременно все внешние воздействия на систему также интерпретируются как языки, при этом четыре из них: естественный, два типа специальных и система общественной сигнализации («СОС») квалифицируются как «языки внешнего мира». Смысл этой языковой интерпретации в двух словах заключается в том, что она предлагает модель, объясняющую, каким образом константы «привязываются» к объектам вовне, а система "С---"Н обусловливает восприятие и поведение индивида в зависимости от воздействий окружающей среды. В частности, данная модель позволила показать, что внешняя среда играет две роли по отношению к системе: «инициирующую» и «языковую».
      2.Среди всех внешних воздействий особое место занимают некоторые нервные процессы, которые воспринимаются индивидом как определенные приятные или неприятные ощущения (или эмоции). Системой "С---"Н эти процессы «не замечаются», с ее «точки зрения» все они представляют собой изначально переведенный, в полном смысле ее собственный язык. Эти процессы квалифицируются как «язык нервных импульсов» - язык, элементы которого изоморфны языковым конструкциям (эмоциональным состояниям) системы"С---"Н, а язык в целом изоморфен, соответственно, языку системы.
       3.Между процессами, происходящими в психике, в частности в системе "С---"Н, и физическими, в том числе физиологическими, процессами нет причинной связи в точном смысле, т.е. отсутствует физическая причинность. Все мотивы поведения любого индивида определяются парадигмой "С---"Н, а поскольку мотивация может быть только эффективной (эмоциональной), все процессы в системе, т.е. все формы и проявления эмоциональной активности сводятся в конечном счете к игре абсолютов.
       4.Игра абсолютов – это наиболее обобщенный показатель специфики функционирования системы. Ее можно анализировать, используя разные модели, но вероятно, не в состоянии в настоящее время адекватно описать большинство нюансов игры. В простейшем варианте непосредственный (одношаговый) выигрыш одного абсолюта означает реализацию «своих» уровней объективизации или блокировку реализации уровней и другого абсолюта. В более долгосрочном плане выигрыш соответствует преобладанию в общем балансе реализаций собственных уровней. Видимым результатом игры абсолютов является, таким образом, реализация или любая сумма реализации констант.
      5.Процессы, происходящие в системе, не связанны в строгом смысле причинной зависимостью. Преобладающей и важнейшей формой связи в психике, в частности в системе "С---"Н, является импликация в широком смысле (по Ж. Пиаже) – единственный род зависимости, который эквивалентен физической причинности.
       6.Непосредственное взаимодействие психического и физического в силу их гетерогенности исключено. Единственным «продуктом обмена» между психикой и физическим миром является, поэтому, информация, а единственным каналом, посредством которого система "С---"Н и внешний мир обмениваются информацией, служит изоморфизм языка нервных импульсов и языка системы. Все внешние воздействия на систему — это только воздействия потока информации, сообщаемой языками («объектами») внешнего мира системе "С---"Н, и только через упомянутый выше канал.                7.   Существование   информационного канала в виде «структурного» изоморфизма между                языками импульсов и системы обусловливает метаморфозу информации: по мере поступления из системы в организм она превращается из информации об импликациях в информацию о причинной зависимости (и переносится, естественно, уже физическими агентами). Благодаря этой метаморфозе, процессы, происходящие в системе "С---"Н и в психике вообще, могут служить и служат причиной, - но только опосредованной – различных физиологических (физических) процессов.
        8.Игра абсолютов, как и любая игра, протекает по определенным правилам. В данном случае правила игры навязаны системе извне: они продиктованы всеми законами и запретами мироздания. В качестве единственного канала диктата используется отмеченный выше изоморфизм, а непосредственными инструментами мироздания служат контроль физиологии над пропускной способностью канала, и ее ведущая роль в формировании конкретной выборке нервных процессов, которые как-либо ощущаются в данный момент индивидом и, соответственно, могут быть квалифицированы как язык импульсов. Первое обусловливает количество, а второе – содержание информации, поступающей в систему и обратно. Эти же инструменты и по тем же причинам обеспечивают принцип «одностороннего соответствия», согласно которому любое состояние системы и психики соответствует сопровождающим его нервным процессам, а обратное неверно.
     9.Первоисточником всякой активности в психике являются абсолюты. Преобразование всякой активности в психике  поступают в систему информации и являются одновременно трансформацией относительных ценностей (объектов) и переводом языков внешнего мира на язык системы. Следствием данного процесса, ибо, повторяю, это один и тот же процесс, является рождение уровней объективизации, т.е. в конечном счете эмоций и ощущений. Последние, помимо прочего, служат тем «топливом», которое непосредственно питает все без исключения психические процессы. Абсолюты, следовательно, обладают способностью обрабатывать информацию таким образом, что она приобретает свойства, которые в сфере системы "С---"Н и психики в целом напоминает свойства энергии.
      10.Главным механизмом, с помощью которого константы реализуют в поведении индивида парадигму "С---"Н, является эталонная иерархия системы. Она непосредственно или взаимодействуя с локальными иерархиями направляет и корректирует поведение любого индивида, но особенно велика ее роль в жизни человека. Эталонная иерархия служит также единственным цензором системы. Любые жизненные обстоятельства неизбежно преломляются в модификации ее структуры, благодаря чему ее контроль над поведением носит тотальный характер.
        11.Важным пунктом концепции является представление о принципиальной неравноценности некоторых форм и механизмов психической деятельности, т.е. констатация определенных (двух) приоритетов, возможно, их следует назвать «приоритетами жизни», а именно: 1эмоции (чувствования) обладают безусловным приоритетом перед всеми остальными формами психической активности; 2) эталонная иерархия системы обладает абсолютным приоритетом перед всеми иными механизмами контроля над поведением.
         12. Эволюция системы "С---"Н характеризуется главным образом двумя процессами: развитием и усложнением языка системы, а также становлением и развитием эталонной иерархии, прежде всего резким возрастанием роли ее вершины. Усложнение языка системы отмечено, вероятно, какими-то важными этапами, вехами; в этом случае эволюция системы "С---"Н целесообразно представлять в виде последовательного чередования типов функционирования системы – ТФС. Мы не можем сказать, какие конкретно зоологические таксоны относятся к тому или иному типу. С уверенностью можно утверждать лишь два обстоятельства: во-первых, число всех ТФС не меньше трех и не больше шести – скорее всего, их пять; во-вторых, представителями высшего типа являются только люди и больше никто.
          13.Так как наше определение жизни расходится с общепринятым, понятие «эволюция» было разделено на две части: эволюция жизни, составной частью которой является эволюция системы "С---"Н, и эволюция в общепринятом смысле, которая включает эволюцию квазижизни и игнорирует систему "С---"Н. Обе эти « половинки» обладают одновременно чертами эргодического и телеологического процессов. Телеологичность эволюции обусловлена, в частности, необходимостью противостоять возрастанию энтропии, причем главным инструментом противостояния служит интеграция. Соответственно, тенденцию к интеграции нужно рассматривать как важнейшую отличительную черту эволюции. Наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим радикальную интеграцию, служит метасистемный переход, но этот механизм до появления человека использовался только эволюцией квазижизни.
           14. Зарождение собственно жизни означало появление еще одного независимого случайного процесса – игры абсолютов. Этот процесс, взаимодействия (случайно) с двумя «традиционными» - вариациями среды обитания и мутациями, в определенной мере изменил характер эволюции: вероятность некоторых событий и, соответственно, скорость эволюции резко возросли, а «разброс» возможных состояний несколько уменьшился. Однако игра абсолютов стала оказывать влияние на ход эволюции только с появлением представителей высших ТФС; до этого оно было ничтожным или просто отсутствовало. Данное обстоятельство, возможно, послужило причиной кумулятивного ускорения эволюции жизни.
            15.Необходимость противостоять возрастанию энтропии можно рассматривать как своего рода «техническую причину» возникновения собственно жизни. Благодаря языку системы, который, унифицируя все потребности индивида, дает ему знание этих потребностей и тем самым принципиальную возможность познания вообще, живые существа в отличие от роботов в принципе способны к научению, т.е. к индивидуальному самоусложнению. В сочетании с «энергетической независимостью» это делает систему "С---"Н наиболее универсальным и эффективным из всех существующих гомеостатов.
            16.Эволюция, превратившись в эволюцию жизни, ограничила тем самым возможности интеграции, так как животные могут объединяться в сообщества  и это примерно на 200-300 млн. лет задержало применение наиболее эффективного средства интеграции – метасистемного перехода. По сравнению с возрастом квазижизни этот срок не так уж велик, что, с одной стороны, подкрепляет нашу гипотезу о причинах ускорения эволюции жизни, в частности свидетельствует, что система "С---"Н была «счастливым изобретением». С другой стороны, ускорение темпа можно рассматривать как один из аспектов телеологичности эволюции: стремление «подтянуть» жизнь до уровня интеграционных возможностей квазижизни.
            17.Начальные формы интеграции животных обеспечиваются системой общественной сигнализации («СОС»), однако СОС может выполнять эту функцию только при условии предварительной унификации языка системы в пределах вида. Единственным инструментом, способным осуществить такого рода унификацию, служат инстинкты. Главными из них с точки зрения интеграции и, соответственно, эволюции является инстинкты продолжения рода и сохранения вида – эволюционные «предки» этики и любви.
            18.Образование человеческого рода совершалось в ходе многих, в том числе интеграционных, процессов. Последние необходимо квалифицировать как метасистемный переход – форму интеграции, ставшей доступной живому, благодаря появлению естественного языка. То, что человек обязан своим происхождением (в техническом смысле) именно этой форме, подтверждается многими обстоятельствами и прежде всего самим фактом столь многочисленных и разительных отличий человека от животного. Они свидетельствуют, что эволюция жизни, наконец-то, «догнала» эволюцию в общепринятом смысле; пути обеих эволюций скрестились и в будущем, вероятно, уже не разойдутся. Это означает, в частности, что интеграционные процессы, обеспечивающие дальнейшую эволюцию людского рода, также неизбежно будет совершаться в форме метасистемного перехода.
            19.Говоря о дальнейшей эволюции, мы имеем ввиду не образование новых биологических видов, а только коренную перестройку системы "С---"Н и, соответственно, всей психики – перестройку, которая, на наш взгляд, неизбежна. Экстраполируя процессы, характеризовавшие эволюцию системы, в будущее, мы приходим к выводу, что результатом следующего метасистемного перехода может стать превращение вершины эталонной иерархии в единоличного «властелина» системы. В переводе на язык процессов системы "С---"Н это означает, что вершина будет целиком состоять из верхних этажей одного сверхгиганского ансамбля, а поведение наших эволюционных потомков будет подчинятся нюансам одного-единственного, безмерно сложного и сильного, но только одного чувства.
             20.Не пытаясь предугадать, возможно или невозможно то, что ранее было окрещено «Сверхжизнью», мы, тем не менее, с полной уверенностью утверждаем: если дальнейшая эволюция и превратит когда-либо жизнь в Сверхжизнь, последняя не уничтожит ни законов физического мира, ни систему "С---"Н. Какой бы грозной или ослепительной она не выглядела, какие бы триумфы и свершения не ожидали эту проблематичную Сверхжизнь, один «триумф» ей заказан наверняка: она не станет ни воплощенной мечтой дураков, ни реализованной явью скептиков – ни рая, ни ада в их страшном буквальном значении не будет никогда.
    Продолжение следует
    anastace@mail.ru