Уроки вокала



Елене Садловской



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…


И. А. Крылов
«Квартет»


Скажи или хотя бы намекни кто-либо Софье Ильиничне, что такое может случиться, она бы ни за что не поверила.

Нет, ну только представить себе! Сидит Софья Ильинична за роялем. В классе. Ведёт урок. Сидит и упражнения играет.

А дети поют – распеваются:

– Ма – ми – мэ – ма – мо – му.

А потом:

– За – зы – зо.

И уже пускала в оборот Софья Ильинична игровое любимое детское упражнение:

– Тпру – у – у – у – у.

Всё время – вверх-вниз, по восходящей и нисходящей – с интервалом в полтона.

Сначала всё сопровождалось весёлым хихиканьем, а потом дети входили в форму и вместе с терпеливой учительницей «тпрукали» во имя разогрева артикуляции и голосовых связок.

И уже дошли они до пятой распевки, и стали с радостными улыбками совсем по-взрослому – по-«белькантовски» – петь «вьени – вьини – вьяни».

Словом, в классе царила нормальная рабочая атмосфера.

Софья Ильинична детей к концерту готовила, к отчётному – для родителей и членов семей.

К тому, на который приходят мамы, папы, бабушки, дедушки, приводят родственников, особо приближённых знакомых и друзей и даже приносят совсем крошечных малышей в корзиночках.

Зал полон людей с цветами и небольшими пакетиками, в которых лежат трогательные небольшие сувенирчики. Но главное, всё сияет и светится широкими счастливыми улыбками, любовью и любованием, эстетическим наслаждением и гордостью от того, что вон – вон она – наша Лизонька – в первом ряду – раз – два – три – четвёртая (!) справа – с такими красивыми белыми бантиками – и в белом с рюшечками платьице – поёт!

А потом солирует – поёт одна – красиво, громко, грамотно и правильно! Спасибо Софье Ильиничне, учительнице вокала! Спасибо студии!

Какой замечательный праздник!

И все детки такие славные – и большие, и маленькие!

И вот в разгар всех приготовлений, как раз во время ля-мажорного «лё – о – о – о – о», дверь в класс открылась.

И дальше – без всяких «Здравствуйте, Софья Ильинична, здравствуйте, дети, сидите-сидите, простите, Софья Ильинична, извините», – в классе появился – не тихо, виновато втянув голову в плечи, вошёл – и даже не просто осторожно вошёл – а именно ворвался, как стремительный ураган, как поднимающий клубы серой пыли вихрь – ввалился тяжёлым медведем – Игорь.

Вот просто Игорь.

Вот просто – бесцеремонно и нагло.

И произнёс текст.

И не просто текст! Тираду!

– Софья Ильинична, Вы тут к концерту готовитесь? Мне Ирина Владимировна сказала, чтобы я у Вас посидел-посмотрел.

– Ну, что ж! – согласившись с приказанием директрисы, сказала Софья Ильинична. – Посидите.

– И заодно Вас протестирую! – ничтоже сумняшеся самоуверенно выдал пришелец.

Софья Ильинична повернулась к нему – на своём вертящемся-крутящемся музыкальном – на винте с резьбой – деревянном – блестящем, покрытом коричневым лаком – стуле и оценивающе посмотрела на умника.

«Он меня будет тестировать!» – подумала она и сказала:

– Ну, протестируйте!

И продолжила занятие.

Но когда распевка закончилась, то энергичный гость быстренько и как-то суетливо вскочил и, не давая Софье Ильиничне сказать ни слова, прервав урок, завопил:

– Дети!

Вот прямо так глупо закричал, по-дурацки, в надежде на бравурную реакцию.

Он сразу решительно взял быка за рога и притягивал к себе внимание – грубо и насильственно.

– Мы будем готовиться к концерту! И сейчас выучим песенку!

Дети смотрели на него во все глаза, как смотрят на внезапно налетевшую грозу.

Было небо синим и ясным – и вдруг – откуда ни возьмись – налетела туча – «чёрная грязь» – всё нахмурилось – полоснули тонкие ослепительные электрические зигзаги – загремели в высоте оглушительные хлопки литавров – и сразу полил – в толстую верёвку – мощно и напористо – дождь, тяжело стуча по земле грузными безжалостными каплями.

– Запоминайте слова! И слушайте меня, – продолжал новоявленный ментор.

Удивлённые дети, воспитанные в лучших традициях преподавания, осторожно и недоверчиво внимали новой методике – а вдруг так надо!

Обычно их учили совсем по-другому.

Пребывающая в шоке Софья Ильинична, не отрывая глаз, смотрела на Игоря.

Его две недели назад привела в студию бухгалтер с нижайшей просьбой, обращённой к директрисе.

– Это Игорь! Он хороший парень! Ну, я говорила Вам о нём, Ирина Владимировна! Дайте ему шанс! Он только-только окончил школу. И ищет работу. Возьмите его!

– А что он, собственно, будет делать? – поинтересовалась директриса, оценивающе взглянув на молодого человека, стоявшего за спиной Антонины Антоновны.

– Деток учить! Деток! – заискивающе заулыбалась бухгалтер. – Он пишет замечательные песни! А как поёт под гитару! Это мой племянник. Нам ведь нужен ещё один преподаватель музыки!

– Нужен-то нужен, – ответила Ирина Владимировна и задумалась, – а какое у него образование?

– Музыкальная школа! – с восторгом сообщила сердобольная тётушка.

Племянник в поддержку её словам заулыбался, и по мере того, как его губы оставались растянутыми, улыбка преображалась из застенчивой в гордую.

– Как мило… Но этого мало, – возразила Ирина Владимировна. – У преподавателя должно быть высшее образование. Вот смотрите, у Софьи Ильиничны – консерватория, магистратура, стаж.

– Ну, пусть он хотя бы попробует, – со слезами в голосе взмолилась тётушка. – Дайте мальчику возможность реализовать себя!

– Нет, Антонина Антоновна, это невозможно, – твёрдо сказала Ирина Владимировна, – существуют законы и нормы, требования и правила.

– Да мальчик – умница, – продолжала уговаривать тётушка, – пусть он для начала поможет подготовиться к концерту! Вы только послушайте, какие он детские песенки сочиняет! Ребяткам понравится! К тому же пока всё равно одного учителя нет.

Ирину Владимировну покоробили и предложение, и само слово «ребятки». Выдерживать сцену становилось всё трудней.

«Ладно, – подумала она, будучи не в силах так сразу осадить бухгалтера, – пусть на занятиях посидит, послушает, а там и откажу».

К тому же дома на парфюмерном столике у неё стоял флакон дорогих французских духов, на днях подаренный Антониной Антоновной, – а вот просто так, без повода – летела, знаете ли, себе – заглянула в дьюти-фри – и вот – нате Вам – купила – думаю – «хороший подарок!»

– Ну хорошо, – сказала директриса, оценивающе взглянув на молодого не обременённого комплексами человека, выглядывавшего из-за тётушкиного плеча, – пусть поможет с организацией концерта. А там решим. Покажите, что Вы умеете!

– Это для самых маленьких, – пояснил обрадованный племянник, самоуверенно подошёл к пианино, раскрыл его, громко хлопнув крышкой, и, часто ошибаясь в аккордах, начал тренькать аккомпанемент, по ходу дела объявив: «Песенка про бабочку».

– Трынь-тынь-тынь! – легкомысленно запела бабочка устами потенциального педагога – великовозрастного мальчика Игоря.


Голос его был тонок, слаб, не поставлен и плохо сочетался с хорошо сформировавшейся фигурой.

– По полянке, по цветочкам
Я лечу-лечу-лечу.
Впереди большая кочка.
Посидеть на ней хочу!

«Н-да, – подумала Ирина Владимировна и с тоской взглянула на бухгалтершу, – а завтра аудиторы придут… Всё на ней! Что же делать? Возьму, куда ж деваться! Но до концерта, не больше».

– А что? Очень мило! – воскликнула тётушка, помня о предстоящей проверке. – Свежая струя! А то у нас малыши – всё про улыбку, да про улыбку! «От улыбки станет всем светлей!» Надоело! Сколько можно это петь! Пусть репертуар обновляется! Песенка – как раз к концерту!

– Ну, ладно, – согласилась с доводами движимая состраданием и страхом перед предстоящим аудитом Ирина Владимировна, – возьмём с испытательным сроком.

А теперь две недели спустя Софья Ильинична сидела за роялем и слушала, как «хороший парень», прервавший её урок, ухватился за вожжи и стал учить детей – со слуха, без нот – новой песенке.

– Комар летит! – пел он. – Повторяем!

– …ти-и-ит, – послушно подхватили дети.

– Комар звенит!

– …ни-и-ит! – подпевали дети.

– Он не устанет! – продолжал урок новоявленный педагог. – Всех покусает!

За сердце Софья Ильинична, конечно, не схватилась.

Финал опуса был чарующим. Игорь возвысил голос и громко фальцетом пропел:

– Покусаю-покусаю! Ам!

Десятилетние дети не засмеялись – они давно выросли из такого репертуара, и слова им не понравились.

– Так! – воодушевлённо взмахнул руками Игорь. – Софья Ильинична, Вы позволите? Я – за рояль!

Софья Ильинична встала из-за инструмента и тихо вышла из класса.


– Ирина Владимировна! – сидела она в кресле в директорском кабинете и недоумённо панически вопрошала. – Что это такое? Объясните!

– Ну, голубушка! Ну, простите! Ну, потерпите, пожалуйста, милая Вы моя! – лично подносила ей чашку с чаем и подвигала вазочку с печеньем Ирина Владимировна. – Вам с сахаром?

– Спасибо, не надо сахара! Так же нельзя! Мы же опозоримся! – слабо восклицала Софья Ильинична, принимая чашку.

– Вы не паникуйте! Вот проверка закончится! – слабо утешала то ли её, то ли саму себя Ирина Владимировна. – И тогда…

Про комара на концерте петь не стали.

А впоследствии тётушка пристроила племянника курьером в какую-то фирму.


(«Гуманитарная миссия». Рига. 2017)


Рецензии
Добрый день, Света! Никуда без блата! Спасибо тёте. Помогла пристроить бездарного племянничка. Вы замечательно рассказали интересную историю. Спасибо за рассказ! Всего Вам доброго.

Татьяна Комиссарова   25.07.2018 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное, дорогая Татьяна!
А знаете, мне просто рассказали про такой урок.:)

Пожалуйста, простите за поздний ответ - лето, отпуск.

С самыми добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   11.09.2018 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.