Мысли вслух

Тамара 77
Мысли вслух
Длинные  языки сеют вражду между соседями и между народами.   ( В. Скотт)
Всё чаще с экрана телевизора и в прессе мы слышим  и читаем о войне. Война, какое короткое слово,  сколько бед и несчастий оно приносит людям. Сколько судеб калечит война, а сколько гибнет молодых парней. За что страдают их родители и жёны. Те политики, которые с трибуны рвутся в бой, наверно никогда не теряли своих близких людей на войне. Нас, простой народ, не спрашивают, хотим ли мы таких потрясений. И на память приходит  война в Афганистане.

Я работала тогда в школе учителем. Вместе со мной  там же работала секретарём  Антонина Петровна.  Это была очень душевная молодая женщина.  И мы её по свойски  звали просто  Тоня.  У неё была семья – муж и двое детей, сын и дочь. Это была дружная советская семья. Муж работал на шахте начальником участка.  Дети учились в школе.  Сын с детства мечтал стать военным.  И закончив восьмой класс, он поступил учиться в Суворовское училище. Помню, как же была рада Тоня,  когда её Олег поступил туда учиться. Она вся светилась от счастья.

         В стране была мирная жизнь. Ничего не предвещало о беде.  Почти каждый день она рассказывала нам об успехах своего сына. В школе он был отличником и в Суворовском училище тоже.  После  его окончания, Олег поступил в Танковое военное училище. Родители были рады его успехам и гордились им.  Олег учился на третьем курсе, когда  в Афганистан ввели наши войска.  И на Родину стали прилетать  « Чёрные тюльпаны». Так тогда называли самолёты, которые везли на Родину гробы с нашими погибшими  парнями.  Их ещё называли « груз-200» Наш город тоже они не обошли стороной.  В печати и на радио об этом старались молчать. Но людская молва быстро  разносила не весёлые вести.

Антонина Ивановна сильно переживала за своего сына. Она надеялась, что война быстро закончится. И её Олега она не коснётся. А его учёба подходила к концу. И вот позади  четыре года учёбы. Олег приезжает домой в отпуск перед отъездом в назначенную воинскую часть.  Первый вопрос, который ему задали родители: « Куда отправляют служить»?  Но он их успокоил, что  служить будет  на территории  России. Тоня, которая до этого сильно переживала, чуть успокоилась. Месяц,  что пробыл дома Олег, быстро пролетел. Наступил день прощания. И только в этот день, он признался родителям, что отбывает в Среднюю Азию, а потом в Афганистан.
А отцу признался, что  идёт на войну добровольцем.  Когда получали дипломы, то командование училища  спросило у них: « Есть ли желающие пойти добровольцами служить в Афганистан»? И он записался.  И вот молодого, безусого выпускника,  у которого за плечами только теория, отправили в горнило войны. Вспоминаю , как после проводов сына, Антонина Ивановна пришла на работу.  Это был уже другой человек. Если  раньше она была всегда весёлой и жизнерадостной, то теперь стала очень серьёзной и повзрослевшей лет на десять.
 
В это время выходит книга об афганской войне  Александра Проханова  « Дерево в центре Кабула» Первое издание было напечатано в роман-газете.  И помню, как Антонина Ивановна читала это произведение  и потом делилась  впечатлениями о прочитанном с нами.  Олег служил уже два месяца. От него пришло одно долгожданное письмо.  Тона, придя на следующей день на работу, светилась от счастья.  Но это было одно письмо, а потом долгое ожидание  следующего письма.  Но его они не успели получить  во время. Оно пришло, когда гроб с телом сына стоял в квартире.

В один из весенних вечеров, в дверь раздался звонок.  Муж пошёл открывать.  На пороге стояли военные люди.  Он сразу всё понял.  Пропустил пришедших в квартиру.  Тоня, увидев военных,  потеряла сознания.  Так в их дом пришла беда.  Гроб даже не разрешили открыть.  Мы все  ходили на эти похороны, Тоня в одно  мгновение из цветущей женщины превратилась в старуху.  И в то время, когда шло прощание с сыном, почтальон принёс от него письмо.  Вы представляете  реакцию матери, когда она сидит у закрытого гроба, а вам от него письмо.

После похорон Олега, Тоня начала потихоньку угасать.  Её уже не интересовало земное благо. Все разговоры  были связаны с именем  сына. Она очень  сожалела, что пошла  у него на поводу и разрешила ему поступать в Военное училище.  Муж  стал прикладываться к спиртному и постепенно скатился на дно.  Антонину Петровну удерживало на этом свете дочь.  Но вскоре её разбил инсульт, после которого она уже не восстановилась.  На примере одной семьи мы видим, какое горе приносят войны.
А таких примеров тысячи. У моей соседке погиб племянник. Он был единственным сыном своих родителей. С медалью окончил школу, поступил в институт и со второго курса добровольцем ушёл воевать в Афганистан.  Тоже погиб, родители до конца своих дней оплакивали его гибель.  А у соседки сына по призыву в армию отправили  в эту мясорубку. Он выжил, но его психика была  нарушена. Каждую ночь он просыпался в холодном поту или во сне начинал кричать. Его мать каждый раз бежала в его комнату, будила его и успокаивала.

И это только единицы загубленных жизней и искалеченных судеб. А их тысячи.  Мою семью  тоже не обошла   война стороной.  Но это была война уже в Чечне.  У моей тёти забрали в  армию внука, вначале был в учебной части. Регулярно писал письма.  Но в одно время переписка прекратилась.  Родители ездили в военкомат, но там тоже не могли им что-то сказать вразумительного.  Отец, мой двоюродный брат, проходил службу на подводной лодке. Служил три года, а пришёл и начались проблемы с сердцем.  Перенёс инфаркт.  И вот эта неизвестность с сыном, его окончательно убила. Стояла осень и он с женой и младшим  сыном поехали копать картошку.
По дороге у него  случился инфаркт. И он умер за рулём. Хорошо, что ехал тихо, машина врезалась в дерево, но все остались  живы.  Моя тётя  не могла пережить смерть сына и пропажу внука. Её настиг инсульт.   А внук объявился только через шесть месяцев. Он   был в плену,  но его сумели освободить.  Он вернулся исхудавший и замкнутый.  Был подавлен  случившимся горем в семье.   Чечня, сколько она унесла жизней, а сколько искалечила жизней молодых парней.  Моя  соседка работала, старший медицинской сестрой, в  Психиатрической  больницы. Как-то при разговоре, она обмолвилась. Что у них лежит одна молодёжь. Участники чеченской войны. Все они получили душевные травмы.
И вот сейчас, слушаешь иных политиков, которые ратуют  за войну и думаешь: « А вы и ваши сыновья  примите участие в военных действиях. Или пошлёте наших сыновей и братьев?
Разве мало примеров, которые наглядно показывают, что  народу приносит война. Люди до сих пор не залечили раны от Великой Отечественной войны.  Моя бабушка потеряла единственного брата на той войне. Давайте будем молиться за МИР на земле, может быть, политики услышат нашу молитву. Так хочется мира и стабильной жизни.  Надоели уже все истерические шоу на телевидение.  Но это всего лишь мои мысли в слух.