Письмо с места службы

Петр Панасейко
                Умным ситается тот человек, который придумал  почту. Люди встречались- расставались, а письма их соединяли на расстоянии. Речь, разумеется, идёт не о сегодняшнем интернетовском времени с его электронной почтой. В далёкие 1950-е годы о ней никто понятий не имел. Тогда сельский почтальон, в отличие от городского, бросавшего письма в почтовые ящики на первом этаже, был самым желаемым гостем у сельчан, ибо не все они имели те самые ящики.

                Виталий Гринёв, вернувшийся с армии месяц назад, ежедневно встречал у калитки почтальона Олю, ожидая долгожданного письма с бывшего своего места службы. Проходил он её в пограничных войсках в районе города Бреста.

                - Что ты всё ждёшь письма, сынок? - интересовалась мама. – Ты бы мне хоть фотографию её показал.
                - Не могу, где-то я её потерял. А где, «ума не приложу». Вроде бы в чемодан положил с книгами вместе. Однако книжки есть, фото сослуживцев есть, мои остались тоже, а её фотография исчезла. Неужели фото вытащила перед моей поездкой на вокзале сама Люда? Да нет, этого не может быть.

                За время долгой армейской службы Виталий во время увольнений в город знакомился со многими девушками пограничного Бреста. Ходил с ними на танцы, прогуливался по городским улицам, целовался, но когда доходило до того момента, когда  предлагал после его увольнения выйти за него замуж и уехать в украинское село, любовь «убегала по нейтральной полосе».  Только за полгода до демобилизации он познакомился с восемнадцатилетней Людой Жданович.

                Возвращаясь как-то вечером на свою заставу вместе с сержантом Лысовым, он услышал на автобусной остановке крик о помощи. Два пьяных парня приставали к девушке, предлагая пойти с ними и прекрасно провести вечер. Не вмешаться советские пограничники в данную ситуацию не могли. Вмешались.

                Девушка, которую Людой звали, в знак благодарности начала встречаться со своими спасителями. Пригласила домой на день рождения. Её маме здорово понравился пограничник Лысов Гриша, несмотря на фамилию, которая «отпугивала» дочь. У самой же Люды в школе любимым предметом считалась русская литература. Правда, после белорусской. А среди произведений – «Капитанская дочка» Пушкина. Теперь читатель уже догадался, почему из двух друзей ей понравился именно Гринёв Виталий.

              Стали встречаться, полюбили друг друга по-настоящему. Люда согласилась выйти замуж и уехать с любимым в его село  соседней братской республики. Вот только не представляла себе, как она, белоруска, выучит украинский язык. Ведь в селе там разговаривают не по-русски и не по-белорусски.

               Гринёв поначалу обрадовался приобретению долгожданной невесты. Написал об этом родителям. Те не возражали, предоставив право выбора супруги сыну. Но потом стал замечать, что «невеста» ведёт себя как-то странно. А уж её мама, будущая, получается, тёща – тем более становится к нему равнодушной.

              Тем не менее, провожать на железнодорожный вокзал Виталия Люда всё же пришла без опоздания. Стояла жара. Поэтому пограничник удивился, что «невеста» по пути не купила себе мороженого.
              - Виталик, проверь в чемодане, - попросила она, - не забыл ли ты мою фотографию?  Я разрешаю показать её родителям. Не обижайся, что её я раньше тебе не дала, ты бы отослал им по почте.
               Открыв «дембельский» чемодан, Гринёв убедился, что фото девушки находится в одной из книг. Вдруг та спохватилась:
               - Ой, Виталик, мне жарко, хочу мороженого. Оставь чемодан со мной и сбегай за ним. Оно там, за углом.

                Парень «без задней мысли» выполнил просьбу, сбегав за мороженым. Вот только не догадывался, что за это время фото любимой «переехало» из его чемодана к ней в сумочку. Подошёл поезд, и они расстались. «Невеста» обещала написать «жениху», когда она сможет к нему приехать и выйти замуж. Прежде ей надо было закончить медицинское училище.

                Минуло полгода, но письма с места службы бывший пограничник Гринёв так и не получил. Ждать больше не стал. По совету мамы начал устраивать свою личную жизнь. Поступил на работу в колхоз  водителем грузовой машины, женился на почтальонше Оле.

              В семье родился сначала сын, потом – дочка. Виталий напрочь забыл свою «пограничную» невесту, полюбив всем сердцем и душой милую свою Оленьку. Казалось со стороны, их счастью ничто и никто не помешает.

            Когда Оля находилась в отпуске по уходом за дочерью, её подруга-почтальон не стала вручать письма адресату Гринёву Виталию, а отдала  жене. Подругу заинтересовал обратный адрес – город Брест. Во-вторых, на конверте чётко просматривался женский почерк.

               Прочитав «слёзное послание» от несостоявшейся невесты мужа, жена задумалась, правильно ли она поступила и вышла замуж, узнав историю любви своего супруга во время службы?

                Письмо написано на пяти листах ученической тетради. В нём она вначале напоминала о случайной встрече с Гринёвым, о любви к нему. Потом сильно извинялась, что не написала ему обещанное письмо, не приехала в село  и не вышла замуж. Тому причиной явилась её маменька, заставившая выйти замуж за  Лысова, оставшегося на сверхсрочную службу. Но супружеская жизнь не удалась, муж ей изменил и ушёл к другой женщине, дочери какого-то пограничного начальника. Она осталась с ребёнком на руках. В конце письма автор просила простить,пожалеть, оказать материальную помощь и … по возможности жениться на ней, забыв все  обиды.

              Прежде всего, Оля решила показать письмо свекрови и посоветоваться, что делать.

             - Олечка, дорогая моя, - успокоила её мама мужа. – Никто лучше Виталия не знает, как я, его мама. Отдавай ему смело письмо. Он его, прочитав, порвёт у тебя на глазах. Многое мой сынок может простить, но измены – никогда. Я тебе открою секрет, дочка. Он мне уже много раз говорил, что его спас Бог, назначив в жёны тебя-ангелочка вместо той шлюхи. Она, конечно, его в покое не оставит. Спиши мне адрес, я ей сама напишу ответ. Приблизительно такой же, как запорожские казаки писали турецкому султану.

            После этих слов, Оля крепко обняла свекровь и поцеловала. Она поняла, что не ошиблась в своём избраннике. А это главное, чтобы жить и дальше счастливо.

            Свекровь говорила правду: её сын порвал письмо с места службы от женщины, которую он на тот момент уже ненавидел и презирал за предательство. Верность же свой жене «скрепил» горячим поцелуем в присутствии своей мамы.

          Что стало с Людой Жданович (или как там её фамилия) Виталий не знал и не хотел знать. Ни о какой материальной помощи речи не шло. Прочитав проект письма мамы к ней, он в конце дописал: «Оставь, Людмила, меня в покое, я тебя ненавижу».

22.10.2017 г.

Фото из Интернета