Фантасмагория. 68

Юрий Ванеев
                Людская душа – потёмки.

   Иван общался с Никитой с детского сада. В детстве они чаще ломали что-нибудь и дрались, чем дружили. Уже в школе, особенно в старших классах, просто обижались, если что-то получалось не так. Со временем недоразумения сменило понимание, что не стоит портить отношение из-за мелочей, а с годами мало что тревожило их. Жизнь внесла коррективы, и встречи стали редкими, а память устала донимать их.

   Иван пришёл к другу неожиданно, не созвонившись. Вёл себя странно: напряжённо и даже затравленно. Никита насторожился, спросил:
   - Что-то случилось?
   Друг отшатнулся и как пришёл в себя.
   - Я только что видел тебя лет на двадцать старше.
   Такое объяснение визита удивило: раньше Иван был логичным, во всяком случае, вразумительным!
   - Все старые огурцы похожи и всегда напоминают зелёные и упругие, какими были когда-то. Время никого не щадит. Ты об этом говоришь?
   Иван продолжал нести ахинею:
   - Один жёлтый знает всё про тебя и сообщил, что прибыл из будущего.
   Речь друга лишь убедила, что у него не всё в порядке.
   - Машина времени – несбыточная мечта, а шарлатаны плодятся как грибы после дождя.
   - Ты инженер, и он инженер. Рассказал то, что могли знать только мы с тобой.
   - Почему пришёл тогда к тебе, а не ко мне?
   - Чего-то боялся. Вдруг инфаркт получишь? Он справедливо предполагает, что посредник проще ко всему относится. Подготовить тебя поручил.
   - Считай, что задание выполнил. Где он? Или я? Ха-ха!
   - Сидит под окнами в моём автомобиле.
   - Позвони ему, чтоб поднялся. Квартиру должен помнить - это будет первой проверкой.

   Никита не поверил другу, но, увидев гостя, сразу признал себя. Разгладил мысленно морщины, изменил причёску и разглядел шрам на виске от удалённой недавно родинки. Она постоянно кровоточила, так как частенько страдала при бритье, и пришлось обратиться к врачу, чтобы избавиться от незаживающей раны. Сердце кольнуло, подтверждая.
   Троица замерла на пороге. Хозяин первым пришёл в себя и дал понять, что его убедили:
   - Не думал, что буду так хорошо выглядеть через двадцать лет.
   - Тридцать два, - уточнил гость.
   - Тем более. Мой друг ошибся.
   - Наш друг.
   - Почему не захватил старого оттуда с собой?
   - Боливару не осилить двоих.
   - Кстати, где сама машина?
   - Находится в нашей постаревшей, но капитально отремонтированной квартире. Здесь и не здесь, потому что осталась в будущем.
   Никита хмыкнул и проворчал:
   - О нас всё знаешь, а про себя ничего не хочешь рассказать? Что конь твой слаб в коленках, уже поняли, а зачем прибыл сам?
   - Расскажу, если напоите кофе.
   Никита махнул рукой за спину, приглашая внутрь. Гость прошёл в зал, огляделся и распорядился:
   - Иван, приготовь всем кофе, а хозяин проследит, чтобы пришелец из будущего не утащил какой-нибудь раритет.
   Друг ушёл, а гость прошептал:
   - Вечером он погибнет. Тормоза откажут, и его автомобиль сомнут на перекрёстке. Теперь понимаешь, почему я прибыл один? Хоронить будешь в закрытом гробу.
   - Сколько сахара? Молоко? – послышалось из кухни.
   - Ты был и остался тугодумом. Обоим как всегда, - отозвался  пожилой Никита. - В голосе его не слышалось упрёка, лишь тоска. – Догадываешься, для чего я прибыл? – спросил он тихо. - Что будем делать? Я тридцать два года мастерил установку, чтобы исправить положение. Конечно, время не ограничивало, но могло не получиться.
   - Я починю тормоза.
   - Думал об этом. Они могут испортиться во время движения.
   - Выведу машину из строя прямо сейчас. Сломаю так, что только на эвакуаторе Иван доставит её в автомастерскую.
   - Уже лучше. Флаг тебе в руки.

   Мужчины наслаждались горячим душистым напитком, когда хозяин вдруг поставил кружку и сказал:
   - Иван, дай ключи от машины. Уволился коллега, устроил отвальную, и пришлось свою оставить на работе, чтобы не садиться за руль под хмелем. Нужно срочно отвести документы, а потом поговорим со мной будущим о будущем. Не хочу быть отягощённым чем-то невыполненным.
   Хозяин ушёл, а его пожилая копия допила кофе, вытянулась в кресле и закрыла глаза: таким образом изобретатель отказался торопить события. Ивана мучили вопросы, но тоже решил дождаться друга, чтобы не повторяться.
   Никита съездил в магазин, от греха подальше передвигался лишь на второй скорости. Поставил машину недалеко от дома, слегка вывернул пару свечей и выкрутил регулировочный винт в карбюраторе. Вернулся он в полной уверенности, что друг не заведёт машину и не сумеет отремонтировать её. Принёс закуску и несколько бутылок спиртного. Выкладывая продукты, он сообщил, что машина сломалась, не доехав десять метров до подъезда, и правильно сделала, чтобы поддатый хозяин даже не пытался воспользоваться ею. А он будет таким, так как предстоит долгий и интересный разговор.
   Мужчинам было о чём поговорить, и начался вечер вопросов и ответов. Спиртное способствовало этому. Через пару часов любопытство поблекло, но и ответы получались уже не очень внятные.
   - Я женат? На ком женился? – молодой Никита наконец-то спросил то, что больше всего волновало.
   - Через месяц по телевизору покажут форум, на котором изобретатели-неудачники будут жаловаться, почему не получается сделать машину времени. Один из них скажет что-то вразумительное. Ты заинтересуешься и с этого дня начнёшь конструировать свою машину, захочешь исправить кое-что неприятное в недавнем прошлом. Это станет целью, поглотившей всё свободное время, и некогда будет заниматься чем-либо другим. Но я ни о чём не жалею, ведь получилось!
   - А я? Сколько детей будет у меня? – дождался своей очереди Иван.
   - Ты? Ты будешь помогать другу: варить кофе и делать бутерброды. Тоже не до того будет.
   - Мы с Машкой в выходные заявление подаём. Ты что-то напутал!
   - Поругаетесь.
   - Да ты пьян, старый чёрт! Пургу несёшь! Стариков алкоголь быстрее с ног валит!
   - Вот только оскорблять не надо! – возмутился пришелец из будущего. – Но прав, засиделся я, пора и честь знать.
   - А как такое происходит?
   Мужчина достал из кармана и показал переделанный брегет.
   - Вот мой пульт управления с таймером. Сейчас ты вызовешь такси, подбросишь меня в какое-нибудь укромное местечко в парке. Сам уедешь, а я испарюсь. И таким образом решится проблема, над которой я со своим прототипом ломали голову. Экспромтом получается лучше. Мы – Никиты – любим тебя.
   - Водку вы любите, а не меня.

   Через неделю в квартиру инженера позвонили. Хозяин открыл дверь, и в жилище ворвался изобретатель. Влетел с криками.
   - Ничего не понимаю! Вернулся, а дома всё по-прежнему! Что случилось?
   - У такси отказали тормоза. Водителя выбросило при столкновении – выжил. А друга вызволяли автогеном. Похоронил его в закрытом гробу.
   - Как это понимать?
   - Вот именно, как это понимать? – повторил вопрос молодой человек.
   Оба задумались. Через минуту он предположил:
   - Иван проезжал в том самом месте в то же самое время. На другой машине, и что? Какая разница?  В этом фишка?
   - По-другому не объяснить. Надо было уложить его спать, - согласился успокоившийся гость. - Я считаю, что нужно исполнить дубль. Но есть проблема: вернусь, а вы оба ничего не будете помнить.
   - Попробуй вклиниться в то время, когда мы праздновали будущую победу – так будет проще.
   - Рано радовались.
   - В этот раз подстелем соломку. Копны не пожалею.

   - Водку вы любите, а не меня! Не может быть, чтобы я всю жизнь кулинарил у Никиты. И Маше я всё прощу, кроме измены, а она любит меня. Ты просто пьян, старик! - выдал тираду Иван.
   - Трезв, как стёклышко: ни в одном глазу. Ложись-ка спать – утро вечера мудренее.
   Молодой Никита подал пожилому наполненный стакан.
   - Плохо быть пьяным в трезвой компании.  Хватани, глядишь, настроение улучшится и ждать легче будет.
   - Что за заговор вы устроили? Что ждать собираетесь? – захмелевший Иван сохранил разум.
   Пожилой мужчина выпил и ответил:
   - Когда ты угомонишься и заснёшь? Я из будущего прибыл как-никак. Возвращаться предстоит, если помнишь.

   Иван проснулся от грохота в соседней комнате. В ней носился пожилой Никита и крушил всё подряд.
   - Этот недоумок украл пульт управления! – заорал он, увидев вошедшего товарища.
   - Ты был таким в молодости, если не забыл. Плюнь в зеркало. Обманул сам себя, если разобраться.
   - Он удрал в будущее! Такую вот копну соломы придумал!
   - Раз так много, значит, всем подстелет. Чего ты бесишься? Я тоже был не прочь сгонять лет на двадцать вперёд.
   - Тридцать два. Побывал, чёрт знает где, а всё не можешь успокоиться! Он снотворное мне подсыпал!
   - И что знает про меня чёрт, что не неизвестно мне?
   Старик осёкся, гнев растаял.
   - В будущем ему понравится, кто бы сомневался?! А что буду делать я с вашими дедовскими технологиями? Даже новую установку не повторить!
   - Зато от тебя помолодевшего там будут в восторге. Женишься наконец-то. Он поживёт в более цивилизованном обществе огурцом упругим и зелёным. Подпольным долгожителем станет. А опыт – дело наживное. Лично меня одно удручает: червоточинка какая-то в тебе есть, раз в молодости такое сотворить мог.
   - Это же не я!
   - А кто? Пушкин?
   Притихший пожилой Никита не стал спорить, лишь огрызнулся:
   - И всё равно главный вопрос – для чего? – остаётся открытым.
   - Вы больше, чем братья: поставь себя на его место и догадаешься.
   - Чуть позже, когда успокоюсь.
   Иван сознался:
   - Я сам хотел умотать в будущее. Честно говорю, была такая мысль.
   - О, времена! О, нравы! Раньше воровали наследство, а теперь будущее! А как же Машка?
   - Из-за неё остался.
   - И правильно сделал, а то убыл бы в небытие! Вчера ты должен был погибнуть! Да-да! Я прибыл сюда, чтобы помешать этому. Вмешался на свою голову. Ты жив, а я? Что делать мне?
   Иван замер. Известие поразило его настолько, что онемел. Обрывки разговоров, недомолвки необычных родственников, всё непонятное заняло свои места.
   - Почему не сказали мне?
   - Чтобы умер от инфаркта, а не под колёсами?
   - Зачем сообщил сейчас?
   - Не знаю. Чтобы самому не обнять кердык.
   - А я понял: Никита умотал в будущее, так как захотел лично во всём убедиться.

   Никита вернулся через два дня. Страсти к этому времени улеглись, и возвращение все восприняли как должное. Беглец не стал оправдываться, лишь сказал:
   - Пришло время всё рассказать и отметить успешное завершение операции.
   - Я уже в курсе, - сообщил Иван, – старик обрадовал.
   - И то, что у тебя двое детей? А Маша… Я бы отбил её, да точно знаю, что не получится – видел вас счастливых.
   Иван схватился за сердце – неожиданно сдавило. Он только-только поверил сначала в то, что должен был умереть, а потом, что выжил. Теперь получил подтверждение. Мало того, его ждёт счастье пусть обычное для большинства людей, но долгожданное для него. Он отдышался и громогласно объявил:
   - Все за стол. Я точно знаю, что завтра от похмелья мы не умрём!
   Застолье получилось шумным, потому что обсуждались неиспользованные варианты выхода из тупиковой ситуации, возможно лучшие. Сошлись на том, что от добра добра не ищут, и разговор плавно перешёл на гостя, на его дальнейшие действия. Он отбивался какое-то время, а потом встал и сообщил, что сначала отметится в туалете и только тогда поделится планами.
   Старика долго ждали, почувствовали неладное. Иван пошёл за ним, но скоро вернулся.
   - Сбежал дед: это было в его планах. Мавр сделал своё дело.
   Друзья лишь на минуту  расстроились, потому что хмель и хорошее настроение не позволили зацикливаться на неприятности.
   - А ты, что теперь делать будешь? – поинтересовался Иван.
   - Когда всё допьём? Машину времени. Я видел её. Сделаю, иначе случится невесть что. Даже представить не могу, а соломку подстелить нужно.
   Никита посмотрел на внимательно слушающего друга, забрал у него сигарету, затушил и продолжал:
   - Ты бросишь курить с сегодняшнего дня. У тебя будут в будущем большие проблемы со здоровьем. За сердцем следить станешь. Поверь, уж я-то знаю. Я не курю, и видел, как сохранился? А там ты рядом с Машей выглядишь отцом.
   - Разговаривал со мной?
   - Зачем? Чтобы вернуться через неделю? Тебе же тугодуму быстро не объяснить.

   Никита не встречался с Иваном в будущем, потому что его там не оказалось. Он нашёл Марию и специально крутился рядом, точно зная, что идеальное сходство с собой будущим заставит её обратиться. Так и случилось. Он представился незаконнорождённым сыном лучшего друга её мужа, и женщина поверила лжи, так как видела перед собой молодого Никиту. Тут-то и выяснилось, что она вдова и мать двоих детей, что Ивана четыре с половиной года назад подвело сердце. Ничто не предвещало, но так случилось.
   Никита не смог сдержаться тогда и два дня гулял по городу. Тридцать два года – это чуть больше времени одного поколения. Интересовало всё: люди, город и даже телепередачи. Любопытство подгоняло и одновременно сдерживало от возвращения. Точку в сомнениях поставило осознание долга: его ждали. Наверняка ругали и всё равно ждали с нетерпением.

   Иван ничего этого не знал, но поверил, что у него будут проблемы со здоровьем.
   - Понял, буду следить за самочувствием и бегать по утрам. А ты…
   - А я начну с ремонта. Видел другую планировку своей квартиры и новую мебель. Понравилось. Люди только представляют своё будущее, грезят им, а я видел. Надо же мне воспользоваться этим.
   - Теперь-то женишься?
   - После того, как увидел мать-Марию? Она не оставила мне выбора, точнее, лишила его, - отшутился Никита.
   - Как думаешь, он ещё навестит нас?
   - Нет. На этом наша эпопея закончилась.
   - Или только начнётся. Людская душа - потёмки, - не согласился Иван.
   - Чужая, если быть точным. Он – это я, а я именно так думаю. Видеть себя молодого тоскливо, лучше просто вспоминать. Мавр сделал своё дело – ты верно заметил. Он ушёл навсегда. Разве что я вернусь через тридцать два года.
   Никита сам не знал, в конце пошутил или сказал серьёзно.

                *****