Интерес к геронтологии

Полина Ребенина
В 70-е годы прошлого столетия в бытность мою научным сотрудником Института Экспериментальной медицины АМН СССР, была я фанатически поглощена одной идеей — приблизиться к пониманию секретов функционирования мозга. После защиты диссертации я несколько остыла к вышеназванной проблеме, придя к осознанию её необычайной сложности и ввиду отсутствия адекватных методов исследования. Тогда я решила сменить направление научных поисков и переключиться на другую проблему, которая тоже всегда казалась мне чрезвычайно интересной, а с годами и всё более актуальной, и заняться геронтологией - наукой о старении. 

В связи с новым направлением научных исследований стала я набирать "научный багаж" и активно посещать научные конференции и семинары, посвященные этой тематике. В начале 80-х годов с этой целью отправилась я в Киев, в институт геронтологии, на базе которого должен был проходить симпозиум по вопросам гериартрии и геронтологии. Я прослушала много выступлений, но почти все они были незначительными, неинтересными, посвященными лишь отдельным вопросам, указывающим на вероятные геронтологические тенденции. Но вот на трибуну вышел Владимир Михайлович Дильман, к моему стыду, должна я признаться, что это имя в то время мне ни о чём не говорило.

С первых слов этого докладчика стало ясно, что на трибуну выплыла не мелкая рыбёшка, но огромный кит, который не углублялся в мелкие около геронтологические детали, но генерировал идеи. Виден был крупный учёный, который на основе собственных экспериментов и глубокого анализа, раскрывал механизмы старения, указывал, каким образом возможно их приостановить, как избежать ряда старческих болезней и недугов. Он коснулся и проблемы рака, ведь как известно онкологические заболевания преобладают в старости и, замедлив процессы старения, возможно предотвратить развитие злокачественных новообразований. 

Не было в его внешности ничего сверхординарного, и речь временами становилась невнятной из-за проблемы с зубным протезом, о чем он, извиняясь, предупредил нас в начале доклада. Но это не имело никакого значения, в отличие от других выступающих, говорил Дильман ярко, увлеченно, идеи его были интересными и захватывающими. Он настолько мастерски владел материалом и настолько сильно сам был увлечен излагаемой им теорией, что, казалось, как волшебной палочкой дотрагивался до отдельных фактов и превращал их в россыпь драгоценных идей. Было ясно, что не нужно было этому крупному ученому маскировать своё выступление завесой из сложных малопонятных научных терминов, как делали многие. Он выдвигал выношенную годами, собственную теорию, и мог позволить себе роскошь говорить без каких-либо прикрас. Его выступление было строго научным, и в то же время художественным, даже актёрским. В общем надо сказать, что хотя и не все я сразу поняла в излагаемой им сложной теории, но произвело это выступление на меня самое сильное впечатление. После доклада его сразу окружила толпа слушателей, которые задавали вопросы, заинтересованные изложенным материалом. 

Много позднее, в годы моей работы в Скандинавии я много слышала о популярном американском враче Роберте Аткинсе, о его диете, о разработанных им методах защиты от старения, и о его знаменитой геронтологической клинике в Нью-Йорке. Этот врач-исследователь был широко известен во всем мире, его книги издавались на разных языках, а пропагандируемые им методы лечения преждевременного старения, предлагаемая диета, и терапия применялись с успехом во многих странах. Как же была я удивлена, когда читая его основополагающую книгу «Метод Аткинса», вдруг натолкнулась в тексте на знакомое мне имя - Владимир Дильман.

Доктор Роберт Аткинс в своей книге признавался, что он не был первым, кто выбрал этот определенный путь борьбы со старением, а самым первым был доктор из Санкт-Петербурга Владимир Михайлович Дильман. Дело в том, что в поздние годы перестройки, когда академическая наука в России полностью развалилась, вынужден был профессор Дильман уехать за границу, в США, надеясь там продолжить свои исследования. Так в то время принуждены были сделать многие советские научные работники, так и я оказалась в Скандинавии.

В Нью-Йорке профессор Дильман искал работу, с этой целью посетил клинику доктора Аткинса, и при встрече отметил, что по его мнению, Аткинс был единственным американским исследователем, который работал в верном направлении. Американский врач, согласно собственному признанию, был польщён этим отзывом, и хотя работу В.М.Дильману предоставить не смог, но впоследствии оба врача поддерживали в течение нескольких лет тесный научный контакт. Профессор Владимир Дильман познакомил Роберта Аткинса со своей элевационной теорией, с идеями о гиперадаптозе и гиперинсулинизме, как основных причинах старения. И как пишет Роберт Аткинс, те теоретические знания, которые он получил от доктора Дильмана, явились важными вехами в борьбе со старением, и подтвердили верный курс его практической клинической работы.

Мне было приятно читать эти слова, я была рада этой новой виртуальной встрече с замечательным соотечественником. Я в свое время увлекалась его элевационной теорией старения и зачитывалась научно-популярной книгой "Большие биологические часы". Надо сказать, что эта книга неоднократно переиздавалась в СССР и стала бестселлером. Прошли годы, но до сих пор регуляторная теория старения профессора Дильмана представляет большой интерес, как и методы лечения доктора Аткинса, хотя и у того и у другого появились как последователи, так и противники. 

Всё, что я пишу в этой книге результат моего интереса к науке о старении - геронтологии, который возник у меня ещё в начале 80-х годов. И который стократно возрос после встречи с учёным-геронтологом — профессором Владимиром Михайловичем Дильманом, академиками Федором Григорьевичем Угловым, Сергеем Викторовичем Аничковым, Натальей Петровной Бехтеревой. Интерес этот со временем не угас, живёт во мне до сей поры, и мне хотелось поделиться накопленными в этой области идеями и знаниями.

Список использованной литературы:
1.Аткинс Роберт, "Прекрасное здоровье в любом возрасте", изд. "Попурри", 2015, 608 стр.
2.Аткинс Роберт, Бафф Шейла, "Оставайтель молодыми по Аткинсу", изд. "Попурри", 2005, 432 стр.
3.Robert C. Atkins. "Dr. Atkins New Diet Revolution", revised edition, New York, Harper, 2009-12-29, 560 c.

Глава из книги "Секреты долголетия"