Система отопления

Сандж Мариоле
Однажды мне позвонили на личный номер. Со мной заговорил охрипший женский голос.
- Ало, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Павел Семенович?
- Вы не ошиблись. Чем могу быть полезен?
- Дело вот в чём Павел Семенович. Я с мужем живу на старой квартире. У нас дети маленькие, а скоро должен родиться еще один. Я так устала, что уже сил никаких нет.
Она выдержала паузу. Я молча дожидался продолжения разговора. И она продолжила.
- Павел, вы меня слышите?
- Да, слышу прекрасно, говорите.
- Я не могу там больше жить. Мне тошно и противно уже. А он не хочет меня понимать.
И опять замолчала. А я пытался сообразить, к чему же может привести нас этот разговор. Вроде голос хоть и уставший, но не жалобный. Я ожидал продолжения разговора.
- Павел Семенович, вы меня слушаете?
-Да, я вас слушаю внимательно.
- Так вот, Павел Семенович, у меня есть новая квартира. Пятикомнатная. Я хочу переехать туда в ближайшее время.
- Извините, а я чем я могу вам помочь?
- Я же не стала бы звонить вам просто так. Верно ведь?
- Ну я не знаю, но пытаюсь сообразить.
- Вот и сообразите. Мне вас рекомендовал мой друг Александр Михайлович. Знаете, такого?
- Да, конечно, знаю. Ну а вас как зовут, вы бы представились что ли?
- А я не представилась? Извините, меня зовут Светлана. Света в общем. Так вот, я была у него в офисе и увидела такую красоту. Спросила, кто это сделал, он и назвал тебя. Ты же ведь дизайнер. Не так ли?
- Да, говорю, вы снова не ошиблись.
- Так вот, дорогой Павел. Я хочу, чтобы вы мне помогли. Нет. Давай сразу на - ты. Я хочу, чтобы ты мне помог с дизайном моей квартиры.
- Я очень рад что вы…
- Дай мне договорить Павел. У меня три месяца на ремонт, а на четвертый я рожу. Хочу, чтобы все было готово к этому моменту. Мне нужно успеть переехать, потому что я не желаю рожать в старом доме и жить в этой затхлой квартирке. Это принципиальный вопрос. И коль уж ты у Александра Михайловича сумел все так оперативно и красиво устроить, то думаю в моей небольшой квартире ты управишься гораздо быстрее.
- Я понял.
- И еще. Я хочу, чтобы ты взял под свой личный контроль все процессы ремонтных работ.
- Но я…
- Я не могу доверять кому попало, и раз мне тебя рекомендовали, то я хочу, чтобы от начала до конца все процессы проходили через твой контроль. Ты же меня понял Павел. Что скажешь?
Я долго подбирал слова, распутывая ту паутину, которой она уже успела меня оплести через телефонный разговор. Немного подумал и спросил:
- Я могу поговорить с вашим мужем?
- С моим мужем я сама разберусь. Вы делайте свое дело.
- Тогда мне нужно увидеть вашу квартиру.
- Я вас жду завтра в 14:00 по такому-то адресу.
- Сейчас я запишу, подождите.
Записал в свой ежедневник.
- Тогда я тебя жду. Только помни, у меня очень мало времени. До завтра!
И положила трубку.
Я даже не успел пригласить её в офис, как обычно, для заключения и подписания договора. Сижу и думаю. Пытаюсь разложить весь телефонный разговор в правильной последовательности. И удивился своей реакции. Как будто я был очарован самой медузой Горгоной. Более или менее все прояснилось, и я решил совершить визит по указанному адресу.
Первое что я увидел, приехав на место - это новый дом из красного кирпича. Лифт в нем еще не работал, и я, переступая через строительный мусор поднялся на четвертый этаж. Посчитал квартиры на площадке и постучался в предположительно нужную железную дверь. За дверью послышались шаги, железный засов скрипнул, и хозяйка квартиры открыла дверь приглашая пройти.
- Здравствуй. Павел?
- Здравствуйте говорю – да, я Павел Семенович. Мы с вами вчера говорили по телефону.
- Я тебя умаляю, давай на - ты. Мы уже не первый день знакомы. Проходи сюда – и открывает дверь в большой зал.
Пройдя в зал, я увидел большой новый диван. Стол, хорошие добротные стулья. И кучу коробок. Огляделся, увидел, что в квартире уже был произведен ремонт. На полу постелен ламинат, обои на стенах. Прошел, сел на стул. Положил на соседний стул свой портфель. Достал измерительные инструменты, блокнот и ручку. Но, нужно вначале договориться о заказе. Ведь есть варианты, из которых она должна выбрать, то что её устроило бы, а этот вопрос нужно обсудить прежде всего.
- Итак, Светлана…
- Просто Света, не заморачивайся.
- Итак, Светлана – начал было я разговор – перед тем как мы приступим к разработке дизайн проекта вашей квартиры нужно договориться о стоимости наших услуг, о стилистике, о материалах…
- Послушай, Павлуша. Я же не с улицы пришла к тебе. Мне тебя рекомендовал человек, которого я очень сильно уважаю. И я полностью доверяю тебе. Поверь мне, проблем с оплатой не будет. У меня есть свой бизнес. Я привожу из Китая товар в контейнерах. Каждую неделю по два контейнера. И для меня вопрос финансовый вообще не проблема. Давай пропустим этот разговор и перейдем к нашей теме.
Я был в ступоре. Я не мог понять, что это за человек сидит передо мной и стоит ей начать говорить, как я забывал обо всём, что хотел сказать. Она не была красивой женщиной. Лицо её было немного грубоватым. Да, и в правду беременна, не соврала. Высокая. Фигура далека от идеалов. Но у неё как я заметил был очень острый и колкий взгляд. Я пытался понять, чем же она меня очаровывает? На неё невозможно было долго смотреть. Точно, медуза Горгона подумал я, отведя взгляд в очередной раз. Потом собрался с мыслями и решил выложить на одном дыхании что мне по инструкции полагалось сказать, договариваясь с клиентом. Иначе я так и не сумел бы ничего путного вынести из этого визита.
- Светлана, я хочу рассказать вам…я хочу рассказать тебе, как мне всё это видится. Ну, как лучше всего нужно поступить. Вам, я имею ввиду, вашей семье, нужно сюда переехать через три месяца. Я правильно понял?
- Да. Совершенно верно.
- В таком случае, слушай меня, опытного дизайнера, внимательно.
Я решил перейти на такую манеру разговора. Ей это понравилось. Она как-то еще оценивающе посмотрела на меня.
- Я, раз уж пришел в твою квартиру, сниму размеры помещений, сфотографирую, потом мы с тобой составим тех задание. Через два дня я приглашу тебя для обсуждения договора, утверждения стоимости наших, я имею ввиду, студийных, услуг и если мы с вами сойдемся на взаимоприемлемых условиях, то незамедлительно приступим к работе.
Она даже не думала, когда я говорил. Она слушала внимательно, одобряюще хлопая глазами. Она молча согласилась со мной и предложила приступить к замерам. Я взял со стола измерительный прибор, планшет с размеченным листом и пошел работать. Иногда она подходила и помогала тем, что держала конец рулетки, приставляя к противоположной стене. Вся эта работала заняла час. Между тем она успела заварить чай и налить в чашки. Было неудобно отказываться. За чаем она начала рассказывать о своей жизни. Иногда выдержит паузу и вопросительно посмотрит на меня, будто бы ожидает получить какую-нибудь реплику. Я молча слушал. В это самое время в дверь постучали. Она пошла открывать. В квартиру ввалился огромный человек. Не сказать, что он был очень высоким, но он был очень крупным. Увидев его, она сказала проходи Егор. Егор тяжело ступая прошел в обуви в глубь квартиры, заполняя собой весь узкий коридор, который вел прямо к кухне. Он зашел и поздоровался, так, как бы невзначай. Как будто, я все время тут сидел, и он каждый раз приходил и вот так по привычке здоровался со мной. Хорошо хоть она представила меня ему.
- Егор, познакомься, это Павел. Он дизайнер. Помнишь какой роскошный кабинет себе устроил Сашка.
- И что?
- Так это Павла Семеновича работа.
Егор просканировал меня, поверил и подошел к окну. Постоял. Посмотрел на улицу, потом потрогал трубы, пощупал своими толстыми пальцами батареи. И прошелся по всем пяти комнатам. Вернулся. Потом опять потрогал батарею и спросил:
- Отопление будете менять?
Уже вопрос видимо был адресован мне. Говорю:
- Надо бы сперва обсудить все, потом видно будет что менять, а что оставить.
- Систему отопления менять не надо – строго сказал Егор.
Тут хозяйка вступила в разговор:
- Ты не лезь пожалуйста. Если нужно будет что-то поменять, то поменяем. И отопление тоже.
- Я сказал не надо менять систему.
- Ты всегда приходишь, когда не нужно и лезешь не в свои дела – возразила она. - Иди занимайся своими делами. Что сюда приперся то? Ну вот, на кой черт тебе нужно было сейчас сюда припереться? Через весь город ехал, в пробке небось простоял пару часов. И не позвонил главное, а сразу заявился!
Он стоял как скала. Никаких эмоций на лице. Только жует свою жвачку и жует.
- А, я поняла! – вдруг разразилась она, сменяя тон, на более истеричный. - Ты решил прийти внезапно и застать меня врасплох?
Он пренебрежительно посмотрел на нее и так же невозмутимо заявил:
- Я сказал: систему отопления не трогайте и все. Что хотите делайте, но батареи не трогайте. Поняли?
И так посмотрел на меня как будто я сейчас стоял возле батарей с со сварочной маской на лице и электродами в руке. Тут я вступил в разговор:
- Вообще, давайте договоримся так. Мы, послезавтра, все вместе посидим в офисе, и обсудим что и как нужно делать и что с кем согласовать. Хорошо?
Он опять спокойным, но грозным голосом промычал:
- Делайте что хотите, но систему не трогайте.
Хозяйка уже заводилась всё больше и больше. Начала кричать на него, а он стоял такой безмятежный и все жевал свою жвачку. Потом повернулся и пошел в сторону выхода. А она шла рядом, тявкала на него и не унималась. Когда он уже выходил из дверей она крикнула вслед:
- Пошел вон отсюда, как ты мне надоел!
Потом что-то еще прокричала, как я понял то, что должно было его страшно обидеть, но из-за сильно захлопнувшейся двери этих слов так никто и не услышал.
Мне было очень неловко от того что я оказался поневоле свидетелем этой перебранки. Так и недопив свой чай, я собрал инструменты, попрощался и тоже ушел. Перед моим уходом она, набралась смелости и извинилась за произошедшее.
Весь следующий день, я составлял примерный план-график работ по дизайну квартиры, и понял, что даже если приложить все усилия, то можно лишь сдать проектную часть, а за реализацию самого проекта взяться мы не можем. Все это я расписал, подготовил документы и пригласил её в студию.
Она приехала через два часа после окончания рабочего дня, хотя мы и договаривались на 16:00 Через каждые минут двадцать она звонила и просила дождаться её, и что она совсем уже близко. Я дождался. Я рассказал ей о том, как все складывается. И что мы можем взять на себя лишь проектную часть, а производственные работы, это уже нам не под силу, в такие сжатые сроки. Она продолжала настаивать, на том, чтобы мы всё ей сделали, аргументируя тем, что она доверяет только нам. Я убедил её в обратном, и сказал - либо мы ограничиваемся проектом, либо отказываемся вообще. Она согласилась.
Потом она долго изучала составленный договор, перелистывала и потом спросила:
- А вот тут указана сумма, это реально вы так много хотите?
- Дело в том, что у вас квартира немаленькая. В ней 180 м2. Вы понимаете, это не одна комната, а целых пять. И мы будем работать над ними. Указанная сумма составлена с учетом площади вашей квартиры. И вопрос не в том, сколько мы хотим, а в том, сколько это стоит.
Она задумалась ненадолго, прищурившись посмотрела на меня и заявила:
- Ты что, издеваешься? Я же за эти деньги могу купить добротную мебель. Давай скидывай. Ты же знаешь от кого я пришла. Он же мне рекомендовал тебя.
- Извини, я не могу этого себе позволить.
- Но и я не могу. Мне рожать скоро, а ты меня заставляешь нервничать. У тебя совесть есть, вообще?
Я разозлился, но смог держать себя в руках. Я закрыл, блокнот, в котором хотел уже записать тех задание с её слов. Она тут же уловила что перегнула палку и заговорила по-другому.
- Павлуша, дорогой, ну, давай договоримся, меня в принципе устраивает эта сумма, но, тогда ты будешь сам лично контролировать работу в квартире.
- Нет, я не буду контролировать работу в вашей квартире, и вообще, я решил не рисковать. Это очень маленький срок для такого заказа.
Девочки в офисе тоже ждали, пока мы закончим работу и наконец-то пойдем по домам. Я встал, извинился и вышел, чтобы пройтись по коридору. Я не хотел сейчас принимать какое-то решение по этому заказу, как будто предвидел чем это может закончиться. Я чувствовал, как она высасывала из меня энергию. Но, когда я вернулся обратно, она мило беседовала с моими работницами, расспрашивая их о стилях и дизайнерских решениях. Быстро она перестроилась – подумал я. Заметив, как я направляюсь к своему рабочему месту, она подошла и села одновременно со мной за мой стол. И тут же мило, и ласково спросила:
- Павел Семенович, когда вы сможете приступить? Я возьму с собой договор, изучу и завтра вернусь обратно, ладно?
Потом достала договор, полистала, остановилась на последней странице и сказала:
- Хотя, что медлить. Дайте-ка я сразу подпишу. Ничего, потерплю немного, поясок затяну. Главное у меня будет прекрасный дизайн и отличный ремонт, даже Павел Семенович – и как-то улыбаясь кокетливо посмотрела на меня. Потом извлекла из сумки пачку денег и аккуратно положила передо мной. – Тут 50 тысяч и это аванс – торжественно заявила она.
- Я бы попросил вас, пройти вон в тот кабинет, и оплатить в кассу, коль вы уже решились стать нашим клиентом.
Она даже не возмутилась тому что я снова начал обращаться к ней на - вы, и послушно последовала в указанный кабинет и вернулась обратно с чеком. Увидев, что сделка состоялась, я обратился к ней:
- А теперь Светлана, я жду вас завтра для того чтобы составить тех задание по вашей квартире. Подумайте заранее, что вы хотите получить от нас и приходите со всеми своими мыслями.
Она стала очень вежливой и улыбчивой. И даже хрипота в голосе куда-то подевалась. Но в то же время, она не забывала изображать легкое сожаление о предстоящих затратах.
На составление тех задания ушла без малого неделя. Она приходила каждый день. То одна, то в сопровождении мужа, то с подругой, то водителем, который сидел в приемной и 4 часа ждал её от нас. В итоге, нам удалось найти общий язык и подписать утвержденные варианты.
Скоро завершили первый планировочный этап и мастера, которые не имели никакого отношения к нам начали производить ремонт. Все шло чинно и гладко. Но в ней в самой кипели страсти. Она не могла жить спокойно. Иногда она приходила ко мне в кабинет, просто пожаловаться на свою жизнь, на мужа. После пару таких исповедей, я, перед тем как прийти в офис звонил администратору чтобы узнать, нет ли её там, у нас. Согласование по этапам я поручил работницам, и сам не хотел выходить на контакт с ней. Но долго я убегать от неё не мог. Однажды она застала меня в кабинете. И так сильно обрадовалась, будто бы увидела своего спасителя избавителя. Подсев ко мне, она тут же позвонила мужу и пригласила его тоже в офис.
- Павлуша, сейчас приедет этот козёл, и я хочу, чтобы ты ему объяснила человеческим языком, что нужно поменять отопительные трубы. Пожалуйста, убеди его. Я уже не знаю, как на него повлиять.
- Ладно, раз уж так, то я попробую. Но, я бы вам посоветовал не называть его козлом, придурком, сволочем, как вы обычно это делаете. По крайней мере при мне. Я тоже вас прошу. Мне это неприятно слышать. Договорились?
- Договорились.
Через двадцать минут он протиснулся в дверь моего кабинета. Светлана первой начала разговор:
- Егор, послушай меня. Вот я с Павлом посоветовалась еще раз, и он считает, что систему эту нашу, ну, никак нельзя оставлять. Надо полностью менять. Так же Павел Семенович?
Мне не понравилось, как она исхитрилась так манипулировать и мною и своим мужем, сталкивая нас лбами, но решил поддержать разговор для общей пользы:
- Ну, наши инженеры, рекомендовали это сделать, но…
- Но, их нужно менять, Павел Семенович, - прервала меня Светлана - Мы же с вами договорились, что их нужно менять. Вот объясните Егору, что это просто необходимо.
Тут молчаливо наблюдавший за нашим разговором Егор взял слово:
- Послушайте Павел Семенович. Я с самого начала говорил, не надо трогать трубы. Говорил?
- Говорили.
- Зачем сейчас из-за этой дуры вы будете нарушать наш договор.
Тут меня бросило в жар. Я уже зная её, понимал, что это добром не кончится. И она встала. Побагровела и выпалила:
- Кого ты дурой обозвал, козёл?
- А ты закрой свой рот, тварь – вполне уравновешенно ответил Егор.
Пришлось мне вмешаться. Я думал, чем бы их отвлечь. Ну что за народ думаю, бескультурный. Прилепились же ко мне. Я что им, семейный психотерапевт что ли?
Вот – говорю, поглядите – готовы ваши картинки по еще двум комнатам. Они на мгновение забыли о споре и увлеклись просмотром картинок. Ей поначалу понравилось всё. Кроме обоев. А ему было как-то безразлично. И когда она было начала говорить про обои, он тут же осадил:
- Все красиво, нечего тут опять капризничать. Ну что ты за человек? Что же тебе не живется спокойно? Это ей не нравится, то не нравится. Когда этот твой долбанный ремонт закончится с твоими капризами бесконечными?
- Уважаемые, давайте наберемся терпенья и досмотрим работы – вступился я, и разложил перед ними все картинки по комнатам.
Она надулась на предыдущую реплику мужа, но промолчала. В это время ей на глаза попался каталог дверей, который лежал на моем столе. Она взяла и начала листать, и говорит:
- Знаете, я всю жизнь мечтала о таких дверях. Мне нужны именно такие, с такими вот штучками, с наличниками, с капителями.
- Они, очень дорогие – прерываю я её, - понимаете, вы еле решились заказать дизайн проект. А одна из этих дверей стоит столько же сколько сам дизайн проект.
- Ничего. Найдем. Мне на двери не жалко – тут же находит она что сказать.
- Ну ваши двери, одни только двери обойдутся вам больше миллиона, вы понимаете? И более того, их нужно заказывать, а заказ будут выполнять месяца три –четыре, не меньше. А у вас сроки не позволяют.
- Да понимаю. Но мне нужны именно эти двери. Я готова всем пожертвовать, но непременно эти двери и паркет кстати, тоже должен быть добротный.
Тут Егор вспылил:
- Послушай ты, определись наконец, что ты людей мучаешь. Я сейчас тебя стукну, что ты не только про двери забудешь, но и про то как тебя звать. Ты поняла меня?
- Ты только попробуй – накинулась она на него.
Я, собрав всю свою волю, довольно вежливо и улыбаясь сказал им:
- Уважаемые, пожалуйста, давайте мы мирно поговорим и не будем ругаться. Сейчас я организую вам кофе, и мы продолжим разговор.
Но потом вспомнил, что кофе, которое я купил для офиса осталось в машине. Спустился, сходил на стоянку к машине, вернулся в офис, захожу, а там такая картина. За рабочими столами сидят мои девочки и молчат, а глаза то вытаращили. Явно чем-то обеспокоены. Захожу в кабинет, а там сидит Светлана. Одна. Волосы всклокоченные. Лицо красное, глаза заплаканные, губа припухла. Блузка порвана, и она пытается серьгу свою обратно вдеть. Но руки дрожат. А Егора и след простыл. Спрашиваю:
- В чем дело?
- Да вот, козёл! Паршивец эдакий! Я же тебе говорил, что он козёл. Сволочь. Дармоед. Я тут его кормлю, одеваю, понимаете ли, машины ему покупаю, а он вот так со мной. Ну погоди, ты у меня еще попляшешь. Посмотрим, до чего я тебя доведу. И давай со мной откровенничать. Жаловаться на него. Но, нет в ней ни слабости, ни отчаяния.
Я говорю:
- Ну, если все обстоит так как вы говорите, то может нужно по-другому жизнь устраивать? Зачем вам всегда подвергать себя такому унижению, чтобы он бил вас постоянно. А может вам надо свое отношение к нему менять. Быть помягче, поласковей, вы же говорю, все-таки ему жена.
- Фигушки. Я не собираюсь прогибаться под него. И разводиться не собираюсь. Пусть вот так и мучается. Ни ласки, ни развода. Я ему устрою настоящий ад. Он будет еще жалеть о том, что женился на мне. Козёл! Вот он кто. И она так от души это сказала, что я решил больше не тратить на неё свое время. Молча стал писать что-то в своем ежедневнике. Потом мне позвонили, очень кстати. Я намеренно затягивал разговор, потом извинился в трубку, подозвал секретаршу и попросил угостить нашу гостью кофейком, за которым я и ходил до автостоянки, и они переместились уже в приемную. Я дождался пока она уйдет из офиса. И только потом вышел из своего заточения.
Это мне потом работницы рассказали, что и как было. Оказалось, что в мое отсутствие, у них разгорелся спор относительно этой системы отопления, и в один момент он взял её за волосы и начал таскать по всему кабинету. То хлестал её по щекам своими толстыми пальцами, хватал за воротки. Потом одним ударом свалил её на пол, плюнул на неё и ушел.
М-да. Не пойму я таких людей. Ох, не пойму.
И наше с ней дело тоже пошло наперекосяк. Проект мы завершили, она приняла, но её мастера так и не смогли угодить ей. Ушли с объекта. Обиделись. Ремонт встал. Время идет, а других мастеров не смогла найти. Нам она кроме тех 50 тысяч ничего больше и не заплатила. Она родила в старой квартире. А новая так и осталась без того ремонта, который был вначале, и без нового, который затевали. Зато остались те самые радиаторы. Вот она система отопления, из-за которой вроде и состоялся этот сыр-бор, но на самом деле причина была в другом – система осталась, а тепла между супругами так и не появилось.
Спустя некоторое время от Александра Михайловича я узнал, что они так и живут. Ссорятся, ругаются, и колотит он её, а она никак не уймется. Ведь живут же вместе. А что их держит? И зачем такая жизнь нужна вообще? Вот этого я никак понять не могу.
21.03.17