Старик и Старуха

Маргарита Пассар
     (По мотивам удэгейской легенды)

     Жили были Старик и Старуха. Так получилось, что не было у них детей. Они очень хотели ребенка и постоянно молились духам о том, чтобы они послали им дитя.

     Однажды Старик пошёл на рыбалку и увидел в кем-то забытой или брошенной сети неведомое существо, которое запуталось и не может выбраться из пут. Оно было таким несчастным и измождённым, что Старик сжалился, распутал сеть и освободил его. Существо полежало, отдохнуло и молвило:

     - Благодарю тебя, Старик! Ты спас мне жизнь. Еще бы немного и я бы помер здесь. В благодарность я исполню любое твое желание, я ведь сын водяного духа.

     Подивился Старик и ответил:

     - Спасибо тебе, сын водяного духа! Но всё у нас со Старухой есть. Единственного у нас нет - это ребенка. Очень мы молились и просили дитя, но так и бездетными, наверное, и помрём со Старухой.

     - Не печалься, Старик. Будет у тебя ребенок. Сын у тебя будет. Иди под кустом посмотри, - сказал сын водяного и исчез в прозрачной воде.

     Пошёл Старик, куда махнул сын водяного, и увидел под кустом берестяную колыбель, а там лежал младенец чудо как хорош!

     Оглянулся Старик на реку, поклонился ей, взял колыбель и понёс к домой к своей Старухе, весь дрожа от радости...

     Не ведал Старик, что не сказал только сын водяного духа, что он сам в этого младенца превратился…

     Старуха, издалека завидев мужа, встречала его горячим обедом.  Сколько было счастья и радости, когда Старуха увидела младенца!

     Холили и лелеяли старики сына, но к труду приучали, обычаям своим учили, мудрости народной передавали. Мальчик рос смышлёным и крепким и, как в сказках полагается, не по дням, а по часам, радуя приёмных родителей.

     Вырос мальчик умелым охотником и удачливым рыбаком, всё у него в руках ладилось. Любили его старики, души не чаяли. И он отвечал им тем же.

     Исполнилось мальчику четырнадцать вёсен.  И водяной дух вспомнил про своего сына. Прознал он, где находится его сын и у кого и осерчал страшно. Поднял он воды реки до дома стариков. Вышел из воды и давай требовать своего сына, всячески угрожая старикам и не слушая никаких оправданий. Плакали старики, целовали и обнимали сына, прощаясь с ним. А он им говорит:

     - Не печальтесь, мои названные родители. Мне было очень хорошо с вами. Но, чтобы отвести воду от стойбища нашего, я должен послушаться отца своего - духа водяного. Иначе много бед потерпит народ ваш. Я буду приходить к вам раз в год с весенними водами. Ждите меня у реки весной.

     И ушёл он со своим отцом - водяным духом в свой мир.

     Старики так любили сына, что, не дожидаясь, когда придёт весна, встали у берега реки, а вдруг раньше выйдет к ним сынок их любимый. Так долго они стояли, что окаменели они оба и превратились в скалы.

     Так и до сих пор стоят скалы у реки. Зовут их Старик и Старуха. Старика, правда, порушили.