Угол атаки метлы

Виктор Андрусов
               
          «Журналист меняет профессию» - под такой рубрикой в прессе Советского Союза нередко можно было прочитать любопытные очерки и репортажи корреспондентов, которые временно становились водителями такси, проводниками  вагонов,   прочими  специалистами.
       
          Это пришло мне на память недавно, когда на 72-м году жизни  решил хотя бы на некоторое время избавиться от сидячего образа жизни.  Наблюдая через окно квартиры,  как  дворник  лихо  машет метлой, захотел  вот так же, как  он, активно подвигаться. Мне ведь это дело не в новинку. Служба в армии, дальнейшая жизнь на гражданке многому научили, в том числе  поддержанию  везде и во всём чистоты  и  порядка.
                *     *     *     *     *    
         Мастер дворового участка Татьяна Николаевна Шубникова восприняла моё желание поработать  с неподдельной радостью.  Граждан России, пополняющих ряды  дворников и  получающих  мизерную зарплату, очень незначительно. Поэтому я, хотя и очень пожилой отставной офицер-пенсионер,  пришёлся  кстати.
       
          - Есть  у  меня  один  домик,  - сказала Татьяна Николаевна по телефону. - Можете уже  завтра  приступить  к  работе…
         
         Утром следующего дня мастер Шубникова привела меня в свою подсобку. Выдала уборочный инвентарь,  красивый ярко-оранжевый жилет, заметив при этом, что его  надо носить  всегда  для  соблюдения  техники  безопасности.
         
         Взяв в руки новенькую метлу,  сделал  ею  первые  взмахи. . . Ляпота ! ! !   Душа моя запела, в голове забурлила романтика.  Такое приподнятое состояние  испытывал пару дней. На третий почувствовал боль и ломоту во всех суставах и мышцах.  Сдаваться, конечно, не в моих правилах. Терпел. По ночам прикладывал к беспокоящим местам тела спиртовые компрессы перца. Применял и другие способы лечения.  Усилием воли заставлял себя вставать в 6 часов утра, чтобы уже в 7.00 начинать подметание  подъездных площадок  и  тротуаров  вокруг  дома.
         
         Период моей работы пришёлся  ко времени активного листопада. А берёз и тополей, растущих  у моей пятиэтажки,  видимо-невидимо.  Вот и представьте себе, как нелегко же мне было бороться с огромной массой листьев, сгребать их,    переносить  в  кучу  на  расстояние   до  50 метров.
         
         Расправившись с листьями, я приступал к уборке мусора (бутылок, банок,  пакетов, упаковок, окурков и прочего)  на всей территории,  прилегающей к дому, а также на детской площадке. Особенно было противно собирать презервативы (извините, пожалуйста,  за столь гадкие  подробности).   Эх,  вы, мужики !  Разве можно назвать вас  джентльменами?  Сочинил   и  вывесил  у  входов  в   подъезды  следующее   четверостишие: 
         
         Одуревшие   от  наслаждения   мужчины
         Под  окнами  рисуют  мерзкие  картины…
         Культурно   ли  себя   ведёте   вы    -
         Таким  путём  утилизируя   презервативы ?!
       
         Сатира    с р а б о т а л а !  В  последующие  дни  количество  найденных   мной  у дома   презервативов  (белых, синих, оранжевых)   заметно  сократилось.
         
         Назвал  одну  из  самых  противных  особенностей  труда  дворника. Однако есть   и   приятные  стороны.  За  три  недели  напряжённого  труда «до седьмого пота»   вес  моего тела сократился  почти  на  четыре  килограмма.  Уменьшилась  талия (на  три  дырочки ремня). Хорошо  заработали  органы  пищеварения,  другие внутренние органы.   Я  заметно (сужу  по отражению  в  зеркале)  п о с в е ж е л ,   п о м о л о д е л. Хотя,  признаюсь честно,  обострились  болезни  суставов  рук  и  ног.   Острая боль пронизала левый бок  – остеохондроз тазобедренного сустава,  как  установил врач  скорой  помощи.  Понимаете, что с таким состоянием здоровья  работать дальше дворником  я  не  смог  и поэтому  уволился.  Возраст,  как  говорится,  своё  берёт.
         
         Однако, потешая себя кое-какими мыслями в связи с работой дворником, хочу поделиться ими с читателями. Представляете, мне удалось сначала открыть  ЗАКОН  УГЛА АТАКИ  МЕТЛЫ,  а потом на основании этого закона составить ФОРМУЛУ  ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ   ТРУДА   ДВОРНИКА.  С первых моментов действий с метлой в руках  невольно заметил: чем больше я наклоняю её  черенок к земле, тем больше становится  ширина захвата удаляемого мусора.  Вот вам и ЗАКОН УГЛА АТАКИ  МЕТЛЫ.   Давайте подумаем  над  процессом подметания. Дворник обхватывает левой рукой  верх черенка,  правой – середину черенка и производит рабочей частью (вязанкой прутьев) метлы  поступательно-возвратные движения, то есть махи.  Чем больше он их совершает за определённое время, например, за минуту, тем  увеличивается площадь уборки, иначе говоря, производительность.  Формула, таким   образом,   будет   выглядеть   так: 
         
          ПТД   =   КПВД   х   Вр. Р   :   УАМ 
         
          Расшифруем  обозначения показателей выведенной формулы: ПТД -  производительность труда дворника,  КПВД -  количество поступательно-возвратных движений метлой  за одну минуту;  Вр. Р  -  время работы дворника в минутах;  УАМ – угол атаки метлы в градусах. Если вы попробуете произвести расчёты по этой формуле, то сразу заметите, что чем меньше угол атаки метлы (наклон её черенка к горизонту, достигаемый приседанием), тем больше результат производительности труда дворника. Что и требовалось доказать. Угол атаки метлы  -  важный  показатель.  Разумеется,  должную роль в успешном труде дворника  играют  и  два  других  показателя.
         
         «Бросай этот горе-фитнес», -  неоднократно,  в шутку и всерьёз говорила мне жена Татьяна, видя каким  пропотевшим,  усталым,  стонущим от болей возвращался муж  домой с работы. Принимал  душ и тут же ложился  в постель,  много спал (сон ведь -  лучшее  лекарство).   По  утрам  я,  настырный,  снова   рвался   в  бой.
         
         Жена  оказалась  права.  Как  всегда.  Точнее:  почти  всегда. . .