О термине поэтика в живописи

Мара Рушева
Рис. 1.  Марк Ротко «Untitled» (1938). Рис. 2. То же самое, но с прорисовками флюитарных образов: птица (на картине изображена симультанно), выше -- голова животного, волка (?). Рис. 3. Марк Ротко «Number 24 (Untitled)» (1951). Рис.4. Марк Ротко «Untitled mural for end of wall» (1959).


О ТЕРМИНЕ ПОЭТИКА В ЖИВОПИСИ
 

М.А.Рушева


Искусствоведческий термин «поэтика» стал известен, благодаря трактату древнегреческого философа Аристотеля «Поэтика» (335 г. до н.э.). До наших дней дошла лишь первая часть трактата, и в ней вкратце рассматривался вопрос о средствах, используемых в эпосе, комедии, трагедии, дифирамбической поэзии, авлетике (игра на флейте), кифаристике (игра на кифаре), игре на свирели и в танце, но основная часть текста сосредоточена на поэтике трагедии. Со временем термин «поэтика» стал соотноситься с теорией литературы вообще и появилось понятие об исторической поэтике, что связано с именами А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, С.Н.Бройтмана и др. Интересна современная точка зрения на поэтику как приложимую не только к поэзии и литературе вообще, но и ко всему искусству. В данной работе рассматривается термин "поэтика", приложимый к работам конкретного художника. Текст предназначен для искусствоведов и любителей живописи.


***


Поэтика как часть искусствоведения не отделима от классификации видов искусства. Классификация упорядочивает накопленную человечеством массу артефактов, позволяет выделить отдельные направления и проследить их эволюцию. Станковая живопись является частью живописи, относящейся к изобразительному искусству. Что касается материальной части живописных произведений (картин), то они создаются на различных передвижных основах красками разного состава, при разных размерах и форматах картин, в разнотипном обрамлении или без него, с помощью различных инструментов, приспособлений или только руками. Существуют различные технические приёмы наложения грунта, красок, лаков. В готовых работах выделяются разные фактуры поверхности, различные виды мазков, особенности колорита, светотеней, композиционных решений.


Живопись формально может быть фигуративной (предметной, имеющей сходство с реальностью и подразделяющейся на жанры), нефигуративной (беспредметной и/или не имеющей прямого сходства с реальностью) и полуфигуративной (смешанного характера). Существует множество стилей живописи, некоторые из которых имеют уже сугубо историческое значение. Привести полный перечень стилей живописи, однако, весьма затруднительно в связи с непрерывностью процесса разработки и уточнения классификации. Родственные живописные стили складываются в отдельные направления.


Исторические изменения ступенчатого характера привели к появлению модернизма, существенно нового направления живописных стилей, использующего не только фигуративность, но и нефигуративные и полуфигуративные формы. Прежнее понимание ценности образа в его верности натуре (максимальное сходство с изображаемым предметом и регистрация происходящих событий) в искусстве Нового времени оказалось недостаточным. Появился усложненный образ-символ, передающий внутренние сложные связи между предметами, разновременность событий, отношение художника к изображаемому в разрыве с историческим опытом. Абстрагирование, опрощение и остранение образности в модернизме при значительном усилении концептуальной составляющей творчества стало интеллектуальным вызовом для зрителя, готового к контакту в роли исследователя.               

Нижний предел распространения модернизма колеблется в диапазоне от второй трети XIX века (sensu lato, по Т.Е.Николаевской: от начала эпохи эклектизма) до первого десятилетия  XX века, в течение которого время модерна сменилось временем модернизма (sensu strictо, по И.С.Куликовой), и эти колебания находятся в зависимости от выбранных критериев  и характера доказательной базы каждого из авторов. Условная периодизация модернизма по Л.В.Рязанцевой («Культура ХХ века - от модерна к постмодерну», 1999 г.) относит ко времени предмодернизма конец XIX в. – начало XX в., модернизма -- первую половину XX в.,  неомодернизма --  начальную часть второй половины XX в., постмодернизма – заключительную часть XX в.

Исходя из этих периодизаций, можно предположить, что предмодернизм включает импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, фовизм, экспрессионизм, символизм и др., включая модерн; модернизм объемлет кубизм, кубофутуризм, футуризм, абстракционизм, синхронизм, орфизм, ташизм, неопластицизм, лучизм, супрематизм, метафизическую живопись,и др.; неомодернизм включает неоэкспрессионизм, абстрактный экспрессионизм, информель (негеометрический абстракционизм живописного и рельефного направлений, геоинформель), поп-арт,  сюр-психодель, фэнтези, некроготику, биомеханику и др.
 

Ультрамодернизм (минимализм плюс концептуализм), чьи непосредственные истоки уходят в начало XVII в. к чёрному четырёхугольнику «Великой Тьмы» (1617) Роберта Фладда, активизировался именно со второй трети XIX века (М.А.Рушева «Ультрамодернизм (Фладд, Берталь, Малевич и др.)», 2013)*, но существенное развитие в искусстве получил лишь в начале XX в. с приходом супрематизма. Эпоха постмодернизма, сменившая эпоху модернизма (неомодернизма) на рубеже 70-х и 80-х годов XX в. отмечена смешением стилей разных исторических эпох, географических регионов, субкультур и разных художественных приёмов, освещённым cum grano salis. Метамодернизм появился в 90-х, но стал более заметен в начале XXI в.


***


Подобно тому, как Аристотель, рассматривая ряд поэтических и музыкальных форм искусства вкупе с танцем, употреблял термин «поэтика» к каждой из перечисленных форм, в приложении к живописи также уместно писать и говорить о поэтике каждого из живописных стилей. Один и тот же художник может создавать работы в разных стилях, при этом поэтика работ каждого стиля может иметь свои характерные черты. После определения живописного стиля конкретных авторских работ уместно писать и говорить уже о поэтике данного живописца, подобно тому, как М.М.Бахтин писал о поэтике Достоевского («Проблемы поэтики Достоевского», 1929).


При представлении авторской поэтики можно начинать с матчасти картин и индивидуальных технических приёмов (к примеру, современная примитивистка Катя Медведева рисовала на больших обрывках шёлка, а Марк Ротко использовал для нанесения красок в живописи цветовых полей кроличьи шкурки). Следует учитывать также, что существуют некоторые художественные манеры письма, характерные для самых разных стилей живописи, при этом уместно упомянуть симультанность (приём одновременного представления  в искусстве разных действий и/или мест), флюитаризм, энигматизм и др. (романтизм плюс флюитаризм: Э. Делакруа "Бриганд, добравшийся до ручья", экспрессионизм плюс энигматизм: М.Ротко «Untitled», кубизм плюс симультанность: М. Дюшан " Обнажённая, спускающаяся по лестнице").


Флюитарный анализ предполагает детальный просмотр картины c поворотами и/или просмотр фотографий картины при наклонах монитора и различном освещении экрана. Кстати, при просмотре фотографий могут просвечивать изображения нижних слоев картины, как это выявлено на известной фотографии «Чёрного квадрата» Казимира Малевича в углу выставки «010» (М.А.Рушева «Анализ образной части Черного квадрата Малевича», 2016)*. Термин "флюитарная живопись" или "флюитаризм" (от лат. fluitare «течь туда и сюда, плавать, колебаться») применим к живописной манере, связанной с включением в художественные изображения замаскированных художником зрительных образов, обычно не выделяемых зрительским глазом при поверхностном знакомстве с полотном. Флюитары могут иметь более или менее чёткие морфологические границы, отъединяющие их от фона и основных изображений. Наиболее часто флюитарными образами чреваты облака, изображаемые в виде гусей, самолётов, зверей, лиц, а также горы, холмы, каменные глыбы, волны, сплетения трав или деревьев написанные в виде чудищ или символов. После обнаружения флюитарных образов зрительским оком одни из флюитар переходят в разряд более или менее стабильных, то есть, улавливаемых при последующих просмотрах и/или опознаваемых иными зрителями, другие носят характер временных, изменчивых, не опознающихся при последующих просмотрах или опознающихся в ином прочтении.


Автору этих строк удалось проследить присутствие флюитарных («плавающих») образов в работах, принадлежащих романтизму (Эжен Делакруа), экспрессионизму и соцреализму (Александр Дейнека), абстрактному экспрессионизму (Джексон Поллок), экспрессионизму и живописи цветовых полей (Марк Ротко), соцреализму (Александр Герасимов), а также географической информели, неоэкспрессионизму и неоакадемизму (современные авторы). Анализ флюитарных образов может помочь выявить истинный замысел художника, к примеру: удалось установить, что в известной картине Поллока «Номер 1A» изображена карта СССР  (М.А.Рушева «Флюитаризм. Делакруа и Поллок», 2013*, «Абстрактный экспрессионизм плюс флюитаризм: Поллок», 2017*). На прилагаемой фотографии (рис.1) изображена картина Марка Ротко «Untitled» (1938) из его экспрессионистской серии, где на тёмной стене за спиной ню проглядываются две крупные флюитары (голова животного (волка?) и крупная птица, написанная симультанным образом, в фас и полупрофиль), на рис.2  указано местоположение флюитар в целях быстрейшего обнаружения их зрительским оком). Что означают птица и волк (?) на стене?..


Энигматизм.  Художественная манера, свойственная поэтике некоторых живописцев, может быть названа энигматизмом (др.-греч. и лат. энигма «тайна, загадка, туманная речь»). Энигматичны некоторые работы Леонардо-да-Винчи и Микеланджело, другие работы художников самых разных эпох, содержащие для зрителей некие загадки. В  картине Марка Ротко «Untitled» (1938) существует сюжетная тайна, требующая от зрителя разгадки: о чём говорила муза-гигантесса своему собеседнику? – Возможно, о том, что Чёрный Квадрат (ЧК) более не висит в углу, место пустует, но пока Марку Ротко нечем затмить славу Малевича и первых создателей Чёрных Четырёхугольников (ЧЧ)… Ротко возвратится к ЧК Малевича через 20 лет в работе «Untitled mural for end of wall» (1959), достигнув, с его точки зрения, желаемой планки, но уже в работе  «Number 24 (Untitled) » (1951), с двумя спаренными ЧК в виде постельных подушек и белом бифаллическом противоборством на жёлтом поле, Ротко провёл идею своего равенства со знаменитыми авторами ЧЧ, среди работ которых были как прямоугольники, так и правильные и неправильные чёрные квадраты,  слившиеся у Ротко в длинную чёрную ленту.

Флюитаризм и энигматизм не являются самостоятельными стилями (как и симультанность, к примеру) но присутствие этих живописных манер характеризует поэтику определенных авторов в отдельных полотнах или всём массиве работ.   


2012-2017
_________________________________________________

• -  http://www.proza.ru/avtor/bolshevo