История неизвестной фотографии

Алексей Фоминых
В центре города Кирова в прошлом Вятки на улице Ленина бывшей Николаевской, выделяется своим необычным видом здание в готическом стиле, напоминающее замок рыцарских времен. Прекрасный особняк с ажурной оградой и грифонами у парадного входа украшает историческую часть города . Постройка вобрала в себя элементы готического стиля с восточными экзотическими мотивами. Замок принадлежал владельцу Вятско-Камского пароходства, меценату и именитому купцу Тихону Филипповичу Булычёву. Дом, построенный в 1911 году, поражал жителей Вятки внутренним убранством и техническими новинками начала 20 века. Душевые комнаты и водяное отопление на всех этажах. Телефон, электричество и лифт, все это по тем временам было невероятной роскошью. Особняк Булычёва с прекрасным садом во дворе – одно из лучших творений архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, спроектировавшего для Вятской губернии более сотни зданий.

Ранее неизвестную фотографию этого особняка я обнаружил, совершенно случайно, просматривая на одном известном интернет-аукционе подборку журналов «Нива» за 1915 год ( в 19 веке и начале 20 - го «Нива» самый массовый и популярный иллюстрированный журнал Российской империи). Тогда меня очень интересовала тема Первой мировой войны, а «Нива» издание богатое на иллюстрации и фотографии. Меня поразило то обстоятельство , что буквально на первых страницах журнала, сразу после статьи посвященной «царственному певцу» поэту – великому князю Константину Романову, писавшему под псевдонимом К.Р в очень крупном формате была опубликована фотография из города Вятки. Естественно захотелось приобрести запечатленный фрагмент истории родного города. Проблема состояла в том, что продавец за номер журнала просил очень высокую цену около 1500 рублей и фото на скане были не лучшего качества. Сложно было составить представление о сохранности журнала. Покупать «кота в мешке» не очень хотелось. Сам же лот находился в Киеве, на Украине и было опасение, что даже в случае приобретения, по почте журнал мог просто не дойти, затеряться. Было это в самый разгар украинского кризиса в 2014 году – поэтому журнал приобрести не решился, да и цена была высокой.

Поиск вариантов пришлось продолжить – но было понятно, что обнаружен интересный исторический фотодокумент, касающийся вятской истории.

Необходимо сказать несколько слов о поиске в Интернете и на различных аукционах, интересной исторической информации. Набирая в поисковике сайта ключевые слова, например, «Вятка» - получаешь массу лотов связанных с этим словом, среди них есть немало открыток, книг и брошюр – которые могут быть или ранее неизвестны или заключать в себе уникальную информацию. Такой поиск сродни походам по импровизированным «птичьим рынкам» или в просторечии «барахолкам» которые ныне постепенно уходят в прошлое.

Единственно, что мне удалось узнать о журнале «Нива» с фотографией особняка Булычева, так это год выхода 1915 и его номер N-26. Поиск я продолжил уже по этим ориентирам. Скаченный PDF файл годовой подписки журналов «Нива» за 1915 год тоже не порадовал качеством – на фото невозможно было разглядеть детали и соответственно, анализировать изображение было невозможно.

В итоге после длительных поисков удалось найти этот же номер журнала. Предлагал его продавец из Москвы, и цена была всего 250 рублей! Я практически не думая, нажал кнопку «купить». Не прошло и двух недель, после оплаты лота, как я держал в руках подлинник журнала, ему минуло уже более века!

С нетерпением открыл третью страничку издания и увидел фото, которое так долго искал! C момента получения первой информации об этой фотографии прошло более полутора лет!

На фотографии видно, как перед зданием с необычными для Вятки архитектурными мотивами стоит огромная масса народа. Построены войска. Здание украшено флагами. Под фотографией текст: «Дом инвалидовъ и сиротъ великой войны 1914-1915 г.г. имени Т.Ф. Булычева (пожертвовавшего200.000 рублей) в Вятке, торжественно открытый 20 - го мая с.г. По фот. М.И. Сунцова». Какой пласт исторической информации в одной только фотографии! Я решил больше узнать об этом событии…

***

В годы Первой мировой войны (1914 -1918) Вятская губерния стала надежным тылом для воюющей державы. Здесь при участии губернатора Андрея Гавриловича Чернявского и его супруги был сформирован один из первых санитарных поездов практически с передовой вывозивший тяжелораненых солдат на лечение в госпиталях. Активно действовали благотворительные организации. Проходили массовые сборы пожертвований в пользу раненых и семей ушедших на войну. По просьбе губернатора Тихон Филиппович Булычев всего за треть стоимости передал свой великолепный дворец на улице Николаевской под Дом инвалидов и сирот. Здесь в самых комфортных для Вятки условиях получили кров и лечение, те - кого не миновали несчастья войны. Вятский губернатор Чернявский понимал, что мало накормить и вылечит, нужно сделать так, что бы человек смог в будущем себя прокормить и вернуться к обычной жизни, для этого раненых и детей-сирот обучали различным ремеслам и профессиям. Дом инвалидов и сирот совершенно справедливо получил имя Т.Ф. Булычева – сумма пожертвования в 200 000 рублей для того времени была просто астрономической.

И этот почин благотворительности, пример консолидации общества в деле помощи раненым солдатам и детям войны вышел далеко за пределы Вятской губернии. Возможно, по этой причине небольшой фоторепортаж из губернского города получил свое почетное место на первых страницах самого популярного издания Российской империи. Инициативу вятского купца-благотворителя ставили в пример всей стране! Думается, по мысли редактора журнала , другие губернии должны были подхватить эту идею и организовать у себя подобные, как бы сейчас сказали, центры социальной помощи жертвам войны.

Но в 1917 году грянула революция. Россия на пороге победы была выброшена из общего исторического процесса. Великая война закончилась для бывшей империи невыгодным Брестским миром , а по мысли вождей большевиков превратилась «из империалистической в гражданскую войну». Не минули события Гражданской войны и вятскую землю. Положение для Красной армии было сложное с востока и с юга напирали силы Колчака. Крестьяне выражали активное недовольство продразверсткой. На трансибе властвовали белочехи. В январе 1919 года Иосиф Сталин вместе с Дзержинским приехали в Вятку, чтобы по поручению ЦК расследовать причины сдачи Перми Третьей армией.

С апреля 1919 года здание бывшего Дома инвалидов и сирот занимал штаб Третьей армии Восточного фронта. Впоследствии особняк перешёл в распоряжение ВЧК, а впоследствии НКВД.

Богатейший купец Т.Ф. Булычёв после национализации Вятско-Камского пароходства остался без средств к существованию. Бывший миллионер и меценат обнищал, жил из милости у бывших своих служащих, много времени проводил в молитвах. 24 августа 1926 года он умер в г. Вятке. В наши дни Тихон Филиппович Булычёв – почётный гражданин города Кирова (Вятки), в особняке Булычева , сегодня, располагается Управление Федеральной службы безопасности по Кировской области , в начале 21 века памятник архитектуры вновь обрел первоначальный облик , на его стены и башни вернулись скульптуры грифонов и двуглавых орлов.

***

За историческим фоном значимого события мы несколько забыли об авторе фотографии М.И. Сунцове. Это известная вятская купеческая фамилия. Помимо торговли Сунцовы выпускали и серии открыток с видами города и окрестностей. Видовые открытки г. Вятки издавались в дореволюционный период в разные годы и разными издателями. Издатели эти были в основном владельцами магазинов по продаже письменных принадлежностей и бумаги. Наибольшее количество открыток было выпущено в издательстве Александра Васильевича Сунцова — одного из братьев Сунцовых, известных вятских предпринимателей и купцов, торговавших разным товаром вплоть до мыла и канцелярских принадлежностей. Открытки по снимкам вятских фотографов были изданы А.В. Сунцовым в двух сериях. Первая серия была издана в 1902—1903 гг. и составляет 51 открытку. Это качественные фотографии городских улиц, зданий, видов на реку Вятку. «Открытки изданий А.В. Сунцова очень хорошо характеризуют облик города до 1914 г. Здесь губернская земская управа, губернская земская больница, губернское правление и казенная палата, гимназии, реальное сельскохозяйственное техническое училище, церкви, банки, магазины с громадными вывесками владельцев, монастыри, гостиницы, вокзалы, дома вятского купечества — Т.Ф. Булычева, Н.Э. Савинцевой, Н.М. Рязанцевой, дом врача А.И. Левитского и другие.» – пишет в своей статье «Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года» краевед Наталья Борисовна Пентина. Как отмечает автор, еще не все открытки издания А.В. Сунцова удалось обнаружить. Каждая открытка, изданная Алексеем Владимировичем, имела свой порядковый номер – открытки под № 125—128 и после № 130 пока не обнаружены. Есть, также открытки c видами города Вятки, где издатель не указан. Еще в 60-е годы 20 века известный исследователь старины, сотрудник Кировского краеведческого музея Александр Дмитриевич Фокин предполагал, что часть из «неизвестных» открыток можно было бы отнести к изданию А.В. Сунцова. Авторитетное мнение вятского историка, может подтвердить фотография 1915 года опубликованная в журнале «Нива».

***

Любуясь прекрасными видами старой Вятки, или другого города мы, часто не знаем имена тех, кто донес до нас эту красоту – издателей и фотографов. Поэтому на подписи к фото мне бы хотелось остановиться подробно.

Для этого необходимо посетить краеведческий отдел областной научной библиотеки имени Герцена. Ровно через сто лет после публикации в журнале «Нива», в нашем городе в свет вышло уже второе издание уникальной книги "Вятка на старинной открытке. Конец XIX – начало XX века: Альбом-каталог".( авт.-сост.: Е. М. Дрогов, В. А. Журавлёв, С. В. Иванов ; авт. основ. текста В. А. Журавлёв ; под общ. ред. Е. М. Дрогова. – Вятка (Киров) : О-Краткое, 2009. 2-издание 2015 г. ).

Это поистине уникальное издание является на сегодня самым полным каталогом иллюстрированных открытых писем с видами города Вятки. В книге опубликовано более 700 почтовых карточек, выпущенных с 1899 по 1918 год. Перелистывая страницу за страницей, я и обнаружил, среди сотен иллюстраций - изображение открытки, идентичное фотографии опубликованной в журнале «Нива» , совпадение полное!

Только вот в книге открытка отнесена к разряду «Неизвестных издателей», она не имеет выходных данных. На ней тот же празднично оформленный особняк Булычева, переданный купцом вятскому обществу для помощи раненым и сиротам.

В разночинной толпе мы видим крестьянок и барышень, местный пролетариат, зевак забравшихся на крышу соседнего деревянного строения. Строй солдат вятского гарнизона. Флаги вьются по ветру точно в том же направлении что и на фото. Все также! Единственное отличие - на открытке изображение крупнее и панорама площади перед зданием существенно обрезана. То есть фотография, опубликованная в журнале по своему уникальна – она дает возможность зрителю как бы заглянуть за пределы известного изображения на открытке, на фото больше персонажей, это те же крестьянки пришедшие в город с мешками на плечах – вероятно для обмена или продажи продовольствия, дама с зонтиком, нарядные дети и беседующие друг с другом военнослужащие , радостные что получили увольнительную, и находятся не в строю – всего этого нет на открытке. Хотя, несомненно, для печати фотографии и открытки использовался один и тот же негатив!

Значит перед нами ранее не известное изображение исторического события – открытия Дома инвалидов и сирот великой войны в губернском городе Вятке. Благодаря «Ниве» мы доподлинно знаем автора фотографии ( фотографов на открытках в начале 20 века указывали редко, в основном издателей и то не всегда). Как оказалось это не маститый фотохудожник С.А. Лобовиков или мастер светописного дела Н.Г. Тихонов, а малоизвестный и сегодня практически забытый фотограф. На открытке нет данных издателя – время было военное , наверное, важен был не столько коммерческий интерес, сколько – пропагандистский эффект, популяризировать благотворительную деятельность. Показать патриотический подъем в глубоком тылу. Сопоставив два фото, мы теперь знаем имя автора это М.И. Сунцов . Крупное общероссийское издание не могло опубликовать фото без подписи автора – уже тогда авторские права имели большое значение, возможно автору полагался даже соответствующий гонорар.

Вряд ли фотограф М. И. ( точно имя назвать пока невозможно, знаем только инициалы) Сунцов мог работать на иного издателя открыток , например Рязанцева или Вершинина – ведь он, несомненно принадлежал к купеческому роду Сунцовых и мог быть сотрудником только одного издателя Александра Васильевича Сунцова. Во времена, когда фамилия купца был «брендом» и он своим именем отвечал за качество продукции и честность сделок – это обстоятельство нельзя не брать в расчет.

Но, как и в любом расследовании в случае с нашей фотографией тоже может быть несколько версий. Возможно, таинственный М.И. не был фотографом. Он мог быть предпринимателем – представителем купеческого клана или даже одним из наследников. В этом случае подпись под фотографией «по фото М.И, Сунцова» могла означать, что названный господин, имел исключительные права на публикацию данной фотографии в периодической печати. Он мог элементарно купить эти права у одного из профессиональных фотографов Вятки. В пользу этой версии может говорить то обстоятельство, что современные фотографы – кировчане оценили фотоснимок, как высокопрофессиональный с точки зрения композиции и в плане качества изображения.

А фотографов дореволюционной Вятки мы знаем поименно, среди них фамилия Сунцова не звучит. А может все-таки, знаем не всех, и это новое имя в истории вятской фотографии?

Итак, фотография в популярном журнале 1915 года позволила нам пролить свет на авторство и возможно издателя открытки до этого относимой к «неизвестным», а также дает нам возможность по новому взглянуть на событие, состоявшееся 20 мая 1915 года, рассмотреть детали, прочувствовать атмосферу эпохи Первой мировой войны. Изучение и анализ обратной стороны открытки, особенностей типографского шрифта и оформления целого ряда подобных «безымянных» открыток, могут поставить точку в определении их издателя.

И конечно очень хотелось бы узнать подробности жизни , судьбы и деятельности пока что неизвестного вятского фотографа публиковавшегося в центральной прессе – возможно не один раз. Но это уже другой уровень информации и поиск требует кропотливой работы в вятских архивах. Чем я в ближайшем будущем и планирую заняться.


Алексей Фоминых.