Фестивальная Гавана. 1978 год

Елена Лях
На ФОТО: шествие советской делегации
на Открытие XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване.


Отрывок из документальной повести
«Исторические встречи: Петр Машеров на Кубе. Фидель Кастро в Минске»
Елена Лях.


                В КЛУБЕ СОВЕТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ


28 июля в Гаване – в день открытия XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов – как и многие предыдущие дни, лил дождь. И этот не дождь – ливень в фестивальной Гаване навсегда остался золотой страницей чьих-то воспоминаний и даже стихах:

                Мельтешат и блещут спицы –
                Даже ветру не пробиться,
                Схоронился в закоулке –
                Дождь на Кубе,
                Ливень гулкий!

(Из стихов участника фестиваля, лауреата премии Ленинского комсомола Азербайджана поэта Ф.Годжа.)

Этим утром Петр Машеров и Рауль Кастро, который должен был вечером выступить на стадионе с речью и объявить от имени Национального подготовительного комитета Кубы Фестиваль открытым, посетили Клуб советской делегации, располагавшийся в живописном районе Гаваны – Мирамар, в Доме Революционных вооруженных сил, бывшем яхт-клубе для миллионеров. Уютные залы, красивые переходы, интересные экспозиции выставок книг, рисунков, фото, плакатов, привезенных для ознакомления с жизнью в СССР, литературный и музыкальный салоны, кинозал – всё здесь располагало к заинтересованному дружескому общению. К слову, Раулю эта особая фестивальная атмосфера была знакома еще с 1953 года – со времени его участия в Фестивале молодежи в Праге. У входа в клуб гости были встречены хлебом-солью, а Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б.Н.Пастухов в приветственной речи сообщил, что Рауль Кастро избран почетным членом делегации советской молодежи.
 
Посланники СССР были самой многочисленной на XI Всемирном  делегацией: среди тысячи молодых людей, доставленных несколькими океанскими лайнерами (один из них «Шота Руставели», покинувший Морской вокзал Ленинграда две недели назад), каждый пятый – передовой рабочий или колхозник, каждый четвертый был удостоен высоких наград Родины, 155 человек – народные депутаты.

А сколько приехало артистов, профессиональных и самодеятельных! Среди членов делегации от Белоруссии были Александр Медведь, в то время уже 7-кратный чемпион мира по вольной борьбе, ансамбль «Песняры», народный ансамбль танца «Полесье» пинского городского Дома культуры, композитор Игорь Лученок, который спустя три десятилетия – в сентябре 2008-го – на митинге в кубинском посольстве в Минске по случаю 10-летия заточения пятерых кубинских патриотов в тюрьмах США будет вспоминать свои незабываемые поездки на Остров революции и три встречи с Фиделем Кастро. Но это будет потом…


                К СТАДИОНУ «ЛАТИНОАМЕРИКАНО» – МЕСТУ ОТКРЫТИЯ ХI ВСЕМИРНОГО


Вечером началось фестивальное пиршество. За несколько часов до Открытия тысячи посланцев молодежи со всего мира яркими многоголосыми колоннами двинулись в сторону стадиона «Латиноамерикано». Советская делегация колонной шла по дуге знаменитой набережной Малекон, которую называют лицом Гаваны, окном в Мексиканский залив, проспектом у моря, соединяющим старую и новую Гавану. Возможно, в тот дождливый день им довелось наблюдать картину, десятилетия спустя описанную влюбленным в Кубу Владиславом Рубцовым: «Море бьется в судорогах, бушует как бы само по себе и таращит на город тысячи пенных глаз. Волны приближаются к берегу издалека, наполняя угрожающе-торжественным гулом всю набережную – от одного конца до другого. Больно царапаясь о прибрежные рифы, они, как исполинские раненые звери, с хриплым, оглушающим рыком встают на дыбы, чтобы обрушить всю мощь на бетонный парапет набережной – как на проклятую смирительную рубашку» [17].

…И дальше, мимо бывшего Президентского дворца – через него прошел 21 президент, и последним был Фульхенсио Батиста, после побега которого в президентском кабинете остались тяжелый письменный стол на резных ножках да три картины. С балкона Президентского дворца устами Фиделя и Че говорила с народом Революция. А в октябре 1959-го, за два дня до того, как шагнуть в вечность, с этого балкона выступал 27-летний Камило Сьенфуэгос («Революцию никто не остановит!»)… 

Четыре года назад здесь был открыт Музей революции с экспозициями, охватывающими всю славную революционную историю Кубы: среди его экспонатов – вещи, принадлежавшие Антонио Масео, славному герою войны за независимость; личные вещи Хулио Антонио Мельи, одного из основателей первой на Кубе марксистско-ленинской партии; адвокатская тога Фиделя Кастро, в которой он выступал в качестве своего защитника на историческом процессе против монкадистов в октябре 1953-го; вещевой мешок Франка Паиса, героического руководителя-подпольщика Движения 26 июля; зубоврачебные инструменты, а также легендарный берет Че и знаменитая широкополая шляпа «рыцаря авангарда» Камило Сьенфуэгоса, его пулемет. А ещё фрагмент двери, на которой сраженный в бою с батистовцами юный повстанец Эдуардо Гарсиа Дельгадо, умирая, собственной кровью написал «FIDEL»…
Рядом, в большом сквере напротив южного входа в бывший Президентский дворец, где расположился мемориал «Гранма», на фоне зелени (как было упомянуто в главе о первой поездке Машерова на Кубу) застыл легендарный  боевой катер – гордость музея; здесь же – бронированный трактор «Дракон-1», превращенный Камило Сьенфуэгосом с помощью стальных листов в боевой танк его отрядов при победном штурме казарм в Ягуахае; мотор с американского самолета-шпиона У-2, сбитого в драматические дни Карибского кризиса; советский танк Т-34… Всё здесь дышало живой историей, казалось, железо ещё не успело остыть от боёв, а участники грозных событий были ещё молоды и полны сил.

Посещение этих мест революционной славы – обязательный пункт программы всех туристических поездок как для самих кубинцев, так и для гостей. В музее, открытом в 1974 году, не мог не побывать в тот свой приезд на Кубу и Петр Машеров, которому, как бывшему партизану и государственному человеку, безусловно, было очень интересно прикоснуться к событиям истории, роднящей оба народа: в тишине залов сквозь грохот сражений Сьерра-Маэстры и огонь окопов Плайя-Хирон ветерану войны Машерову слышалось далекое эхо пережитого некогда самим в партизанских лесах Витебщины… Не мог он не побывать и в Мавзолее советского солдата-интернационалиста, открытом к 60-летию Советской Армии на шоссе Гавана – Сан-Антонио-де-лос-Баньос незадолго до приезда советской делегации на Остров, и не увидеть замечательный по смысловой и композиционной выразительности барельеф на гранитной стене – две руки, символизирующие поддержку советскими воинами кубинского народа и его признательность, – у подножия стены из звезды вырывается пламя Вечного огня…

Однако вернемся на путь следования фестивальных колонн.
Движущуюся широкими рядами молодежь приветствовал Капитолий – точную копию вашингтонского (но на несколько сантиметров выше!), – открытый в 1929 году, чьё строительство, начатое еще в 1912 году, задумывалось как президентский дворец. С 1962 года под его куполом разместилась Академия наук. В этом здании в фестивальные дни будет работать международный центр антиамериканской солидарности с международным трибуналом в составе видных прогрессивных общественных деятелей, юристов, свидетелей преступлений империализма в разных точках планеты.   

…Колонна миновала здание Гаванского университета с взмывающей к вершине холма величественной лестницей (эскалината), где восседает легендарная бронзовая Альма-Матер с распростертыми руками, – вуза, одного из старейших на американском континенте, основанного в 1728 году и претерпевшего за свою историю не одну реорганизацию (даже 12-летний период забвения), помнящего волнения боевого кубинского студенчества под предводительством  Хулио Антонио Мелья, горячего сторонника революционных преобразований на родине Октября, побывавшего  в Москве в 1927 году на II Международной конференции Международной организации помощи борцам революции (МОПР), – эти сведения помнятся еще из старого школьного учебника по испанскому…

Далее колонна вышла на площадь Революции (в прошлом Гражданская площадь, здания на которой были достроены уже после победы революции), эту хранительницу боевого революционного духа кубинцев, вмещающую более миллиона человек, в центре с мемориалом Апостолу Кубы Хосе Марти. Это бетонный обелиск высотой 138,5 м, облицованный мрамором (доставлен с острова Пинос), – точно устремленная в небо стрела, и 18-метровый мраморный памятник погруженного в раздумья Хосе Марти, ставшего в ряд мраморных героев его собственных стихов:

                Мраморные снились мне палаты.
                В них в молчанье стоя почивали
                Мраморные статуи героев.
                Душу я свою зажег, как факел.
                Ночью говорил я с ними, ночью.
                Проходил вдоль каменного строя…

(Марти пишет о героях Десятилетней войны за независимость на Кубе (1868—1878 гг.).


                «ОТПРАЗДНУЕМ  ВЕСЕЛО  XI  ФЕСТИВАЛЬ!»


Наконец вот он, стадион «Латиноамерикано». Это главное спортивное сооружение было открыто в 1946 году, в 1971-м претерпело реконструкцию при добровольном участии в ней тысяч гаванцев и сейчас, обновленное, приветствовало гостей зажигательным лозунгом у входа «Отпразднуем весело XI Фестиваль!». 55 тысяч человек взрывом аплодисментов приветствовали советскую делегацию. А на почетную трибуну уже поднимались высокие гости…

Фиделя стадион встречал так же, как описал это участник церемонии Открытия другого – XIV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1997 году (Гавана принимала Фестиваль дважды): «Трудно передать перекатывающийся волнами по трибунам Панамериканского стадиона многотысячный рев при появлении на нем Фиделя и рождающуюся на нем атмосферу единства. Она остается в памяти глубже, чем красочность самого многочасового представления» [18]. К тому времени не существовал уже Советский Союз, скромная российская делегация насчитывала чуть более 130 человек, а сама принимающая сторона Куба – этот бастион достоинства, стиснув зубы, мужественно справлялась с «особым периодом» в своей героической истории, выстояв в безвременье и дав отпор тем, кто, по словам Фиделя, «вместе с грязной водой выплескивает принципы и мечты народов» (из Размышлений команданте от 8 апреля 2010 года). Тогда роль Фиделя-вождя была как никогда велика.

Между тем среди почетных гостей рядом с Фиделем Кастро можно было рассмотреть и П.М.Машерова. Фестивальный огонь XI Всемирного зажигал выдающийся кубинский легкоатлет олимпийский чемпион Альберто Хуанторена. А дальше началось многочасовое красочное музыкальное представление: после одиннадцати артиллерийских залпов на дорожке стадиона появились одиннадцать всадников в форме мамби – бойцов армии освобождения Кубы XIX века и надпись-панно  «!Bienvenidos!» («Добро пожаловать!») на центральной трибуне, составленное из разноцветных флажков четырёх с половиной тысяч участников спектакля. В шоу принимали участие 9 тысяч гимнастов под музыкальное сопровождение 500 музыкантов и гигантского хора в две тысячи голосов…

Завершалось открытие фестиваля исполнением 10 тысячами голосов традиционного «Гимна демократической молодежи», написанного Н.Новиковым и Л.Ошаниным еще в 1947 году для I Всемирного фестиваля. Восклицательным знаком в завершение грандиозного вечера явился ослепительный фейерверк. Затем праздник с трибун стадиона переместился на площади и улицы Гаваны.

Лишь 25-этажная «Гавана Либре» – в прошлом «Гавана Хилтон», отель, до революции принадлежавший американскому миллионеру Хилтону, а в эти июльские дни ставший пресс-центром фестиваля, – с тысячным трудовым десантом журналистов казалась островком, где кипит напряженная работа, среди этого ночного сверкающе-бурлящего океана праздничного веселья. Царящая здесь атмосфера переливалась во вдохновенные энергоемкие строки, выпархивающие из-под торопливого журналистского пера, из-под клавиш портативных пишущих машинок и надиктованные поспешно на другой конец телефонного провода. Всем им без исключения сейчас было так легко следовать лозунгу-наказу, встречавшему в  1959 году журналистов у входа в гостиницу «Ривьера»:

«ЖУРНАЛИСТЫ, ЭТОТ  ОТЕЛЬ  ВАШ ДОМ. ЗДЕСЬ  ЗА  ВАС  ПЛАТИТ  ФИДЕЛЬ. ПИШИТЕ  ЧЕСТНО»
(из воспоминаний Василия Чичкова) [19].


                НА КОНЦЕРТЕ  ДЕЛЕГАЦИИ  СОВЕТСКОЙ  МОЛОДЕЖИ


Концерты – хотя и не главная составляющая фестиваля, но неотъемлемая его часть (помимо выступлений с песнями и танцами большое место занимали политические встречи, собрания в пяти центрах политических дискуссий с выступлениями и обменом мнениями по актуальным международным проблемам). Концерт делегации советской молодежи состоялся в одном из лучших залов Гаваны – в театре имени Ласаро Пеньи [20].
_______________________________________________
[20] Негр-коммунист, выдающийся руководитель кубинского рабочего движения, несломленный духом под пытками батистовской реакции.
_______________________________________________

Зал, в ложе для почетных гостей которого появились Фидель Кастро, П.М.Машеров, Б.Н.Пастухов и другие высокие гости, не мог вместить всех желающих попасть на этот многообещающий концерт. Но вот затих возбужденный зал и со сцены зазвучали двенадцать голосов под сопровождение гитар: «Широка страна моя родная…» Позади поющих на большом экране засветились-замелькали кадры кинохроники из героической истории и современной жизни Страны Советов: рабочие у станков, колхозники в поле, ученые в лабораториях, врачи, артисты, учителя… – ратный труд миллионов и вся страна как отлаженный гигантский механизм, рабочим ритмом опережающий само время. «И вновь продолжается бой!» – словно вторил энтузиазму в документальных кадрах Лев Лещенко.

Игорь Лученок привез на фестиваль написанную совместно с поэтом Геннадием Буравкиным песню-балладу о Че Геваре (перевод на русский Н.Добронравова), впервые исполненную Владимиром Мулявиным еще в 1977 году:

                Не трэба аркестраў,
                Хай пальцы разбудзяць гiтару,
                Спяём пра Эрнеста,
                Спяём пра Эрнеста Гевару...

После концерта к композитору подойдет Фидель: «А вы такой же мятежный, как и я!..» [21]. Эти слова легендарного кубинца И.Лученку запомнятся на всю жизнь. 
 
Авторы-песенники А.Пахмутова и Н.Добронравов привезли недавно написанную – в ответ на предложение Петра Мироновича сделать подарок Белоруссии – свою новую песню.

Вот как описывает момент исполнения ее на фестивале С.Антонович, биограф Машерова: «Невероятное волнение, чувство гордости за республику охватило Машерова, когда далеко за океаном услышал первые аккорды, первые слова проникновенной песни в исполнении ансамбля «Песняры»…

                Молодость моя, Белоруссия,
                Песни партизан, алая заря…
      
Зал парализовала тишина. А потом ее прервали аплодисменты… Белорусская делегация аплодировала стоя.
Мне рассказывали, что это была любимая песня Машерова. Нужно было видеть его лицо, когда однажды композитор Игорь Лученок пел «Белоруссию» с ветеранами войны» [22].

А вот еще один эпизод, по всей видимости, этого концертного вечера, рассказанный членом делегации, личным врачом П.М.Машерова Николаем Манаком: «Перед заключительным гала-концертом (однако фестиваль только набирал обороты, и советская делегация не могла присутствовать на заключительном гала-концерте, т.к. отбыла на родину в разгар молодежного праздника, 30 июля. – Прим. Е.Л.)  состоялась встреча нашей делегации с Фиделем Кастро. Он сразу подошел к Петру Мироновичу, а затем по кругу стал здороваться со всеми членами делегации. Наткнувшись ногой под столом на мой дипломат, Фидель сразу задал вопрос переводчику: что это такое? Я тут же поднял дипломат на стол и сказал, что это принадлежность врача, могу открыть и показать, что в нем находится. Фидель замахал руками и сказал, что с помощью таких вот чемоданчиков террористы в Южной Америке убивают президентов, взрыв происходит как раз, когда их открывают. Я опустил дипломат на прежнее место, но разговор о терроризме уже не прекратился до начала концерта» [23].

Любопытно, что тогда, во время пребывания советских гостей на Кубе Фидель Кастро подарил Петру Мироновичу портфель, который сегодня является экспонатом мемориального зала П.М.Машерова в музее истории Великой Отечественной войны в Минске.

                <>***<>