Цареборчество

Георгий Асеев
            По поводу генерации современных историософских смыслов бытия следует сказать следующее.
            Вызов нашего «постиндустриального времени» – это господство интернационально-космополитической идеологии релятивистского материализма, по сути своей являющейся «современной формой» отвергнутой ещё в 451 г. от Р.Х. на IV Халкидонском Вселенском Соборе единой, святой, соборной и апостольской Церкви ереси монофизитов, признающей в Господе Иисусе Христе только одну божественную природу и отрицающей восприятие Богом человеческой природы во всей её полноте.
            IV Вселенский Собор провозгласил, что глава Церкви – Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всём Ему подобен – кроме нерожденности, по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всём подобен нам – кроме греха. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе Искупителе как Едином Лице неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Мессия Иисус Христос является Великим Архиереем и Царём Славы.
            «Царь (земной) есть образ одушевлен Царя Небесного», – учит преподобный Максим Грек.
            «Господин мой царь мудр, благ, как мудр Ангел Божий, чтобы разуметь все, что на земле» (2 Цар. 14:17, 20).
            «Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху приготовляет венцы, этот же внизу умножает подвиги, достойные венцов. Тот венчает победивших, этот же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, этот поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы не напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой Крови Своей, так и этот не щадит души своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу свою, тратя здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные труды в полках» (Cвятитель Дмитрий Ростовский. Поучение 48. Речь к Петру Великому).
            Обрушение всего многовекового, могучего православного Третьего Рима - Русского Царства - Российской Империи началось с того, что «просвещённому нигилизмом обществу» показалось: «царь как пережиток старины стал не нужен» и революционное обновленчество (протестантское по духу) в марте 1917 г. от Р.Х. решило самочинно изменить тексты Божественной Литургии, во время которой все высшие небесные чины трепещут от лицезрения Славы Божией, убрав из евхаристической молитвы моление о Христолюбивом Государе и перестав вынимать Императорскую частицу на Святом Дискосе, пренебрегая тем самым Слова Самого Вседержителя, обращённые, в первую очередь к священству, через Пророка Малахию: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое? Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб*, и говорите: "чем мы бесславим Тебя?" – Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения»(Мал. 1:6-7).
            Сторонники «цареборчества» по-монофелитски восприняли обращение к человечеству Великого Архиерея («священника вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4)) Царя Царей и Господа Господствующих (Откр.19:16) Богочеловека Иисуса Христа Искупителя: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня (Ин.14:6). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28)»; и аллегорически истолковали характеристику, данную первоверховным апостолом Петром, православным христианам – «роду избранному, царственному священству, народу святому, людям взятым в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9), трактуя высказывание Христа Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк.12:17) как новозаветное обоснование разделения светской и церковной властей при неотмирном безразличии со стороны Мессии («Царство моё не от мира сего» (Ин. 18:36)) к образу устроения земной жизни человеческого рода в исторической перспективе Апокалипсиса, ведь всё равно «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19).
            Надо помнить слова анафематизма: «Помышляющим, яко православные Государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, анафема» (из чина анафематствования в Неделю Православия, совершаемого в воскресенье 1-ой седмицы Великого поста – в день празднования Торжества Православия – Православной Кафолической Восточной Церковью до Февраля 1917 г. от Р.Х.).

P.S. Допустимость теологуменов.

Частное богословское мнение — это суждение церковного писателя, богослова, прямо не противоречащее соборно принятым догматам. Это — личная позиция, плод личных мыслительных и духовных усилий христианина.

Теологумен — это богословская мысль, высказанная одним или несколькими отцами Церкви, однако не получившая соборной санкции. В силу этого теологумен не обязателен для верующих, но в любом случае — как мысль Святого — он требует внимательного отношения к себе. Теологумен не есть любое суждение Отца Церкви. Например, исторические, филологические или натурфилософские высказывания (скажем, преподобного Иоанна Дамаскина) не являются теологуменами. Теологумен — это интерпретация той или иной вероучительной истины. Как плод духовного опыта подвижника, святоотеческий теологумен нельзя отвергать во имя моего частного богословского мнения, моих личных философских пристрастий или предпочтений. Теологумен может быть сопоставлен только с теологуменом же — то есть с суждением другого Отца по тому же духовному вопросу.

Технику богословской работы с теологуменами крупнейший русский православный историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук В. В. Болотов описывает так: «Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации. Одно, в данном случае, для меня ясно: если этого теологумена не держусь я сам, я все же не имею права осуждать тех, которые ему следуют»[Болотов В. В. К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С. 31-32].

Не все, высказанное святыми, является предметом обязательной веры. Труды Отцов не безгрешны. И даже более того — некоторые их взгляды прямо осуждались Соборами (теория апокатастасиса святого Григория Нисского, христология преподобного Исаака Сирина, антропология Евагрия Понтийского)[Кураев А., диак., Традиция, догмат, обряд].



На рисунке показано размещение на дискосе частиц,
вынутых из просфор на проскомидии при совершении Божественной Литургии
(Служебник 1901года).