Королевский Каменец

Мария Каменцова
   Все происходит по каким-то извилистым путям и странным, но несомненным предначертаниям. По осени мои состоятельные заказчики начинают «чистить шкафы», ужасаться тому, что новые вещи некуда складывать, кроме как поверх старых. И – участь последних предрешена. Их напихивают в дешевые клетчатые сумки и тащат… мне.
   Таким образом я почти не покупаю вещей: их мне приносят даром. Минус, конечно, в том, что выбрать я не могу: ношу, что дают. Но дают в таких количествах, что есть из чего выбрать. А также остаются немереные остатки, которые я же распределяю среди своих неимущих друзей.
   Вот так досталась мне длинная летняя макси-юбка на высокую девушку. Сначала я собиралась ее укоротить, попросту переставив пониже пояс. Но за лето так и не собралась, а потом подумала, что длинных вещей я вообще не ношу: летом в них жарко. И обрекла на раздачу.
   Такая девушка у меня есть, работает в турбюро «Анна-тревел». Кстати – давно уж не виделись, пора и пообщаться! Вот я ей и звоню, и сообщаю, что она вытянула счастливый билет. К слову, ставки у них настолько смехотворные, что работают менеджеры фактически ради бесплатных поездок.
   Татьяна весьма обрадовалась, услышав описание своей будущей собственности – ну, я же знаю, кому что предложить! – и захотела увидеться поскорее. Уверив ее, что появление мое не замедлит, я только лишь положила трубку, как раздался ее же звонок. Сразу, видно, девушка не сообразила, но нашлась достаточно быстро: не упускать же клиента!
   – Маша, а ты не хочешь через неделю поехать в Каменец-Подольский на праздник воздушных шаров? Там их запускают в присутствии зрителей, можно и в корзине покататься, только нужно записываться заранее! Осталось два или три места, я тоже поеду!
   Конечно, перед таким лакомым кусочком я не устояла. Позвонила приятелю, он согласился оплатить две тысячи, и нежданно-негаданно я оказалась обладателем путевки на фестиваль «Октобер-фест» со всеми его аттракционами, в том числе запуском воздушных шаров.
   Вот так длинная летняя юбка определила перемену течения моей жизни. :)
   Два года назад я впервые в жизни посетила "город моего имени – точнее, фамилии!" – с самыми трепетными романтическими ассоциациями. И настолько насытилась, что о новой поездке не помышляла. Но спустя два года уже – в самый раз! Можно и освежить впечатления.
   Погода осенью переменчивая, и первым делом я ринулась в Интернет. О ужас, 7-8 октября «Синоптик» предвещал в Каменце-Подольском синие тучи с дождем… Я взмолилась всей душой: ну, сделай что-нибудь, разгони эти тучи!!! Все же пропало, и две тысячи тоже!!!
   А так как у меня была еще неделя времени, то… все получилось. В Западной Украине поднялся сильный ветер, даже со штормовым предупреждением, и прямо накануне поездки «Синоптик» показал сдвиг погоды в сторону прояснения: не солнечно, но без осадков, и мелкие облачка. Вполне подходяще, хотя и не идеально!
   А Танюшка перед самым отъездом заболела: проводила экскурсию, одевшись красиво, но слишком легко, и получила сильную простуду. Я застала своим звонком ее дома в постели, говорящую хрипло и в нос… :(
   Таким образом, я погрузилась ранним утром в автобус без своей приятной подружки. Заняла место у окна и стала прикидывать, с кем бы поселиться в двухместном номере из заполняющих машину пассажиров.
   Тут как раз рядом со мной и опустилась на сиденье стройная невысокая женщина примерно моих лет. Пожалуй, нечто подходящее!
   И через час поездки мы уже были с ней на «ты» и решили продолжить совместное существование. Она говорила на украинском, я – на русском, но это ничему не помешало: обе оказались живыми, разговорчивыми и умеющими обходить острые камни. Люда приехала из местечка Тараща, поездка была подарком сына ко дню ее рождения, который должен был наступить… завтра!
   И мы понеслись по шоссе, сопровождаемые нудными пояснениями сопровождающего гида, которые не так вещал о местах, которые мы проезжали, как вкручивал нам рекламу турагентства о замечательных будущих поездках. Впрочем, я скоро задремала (выезжали мы в несусветную рань) и просыпалась только на неизбежных остановках.
   Ехала и местами, когда не засыпала, раздумывала о том, что больше с ними не поеду. В прошлый раз мы выезжали около 10 часов вечера, ночь – в пути, и около 7 утра мы оказывались на месте, кое-как выспавшиеся, но вполне готовые к свежим впечатлениям. Но эти поездки, видимо, ушли в прошлое: сейчас после выезда в 7.30 мы оказывались на месте к обеду, после него – не более трех часов светлого времени на экскурсию, а назавтра на нее же – только время до обеда, и полдня-весь вечер до 11 часов опять в пути. Невыгодно!
   Лучше перейти на личные поездки с ночевкой на месте прибытия, а с экскурсиями на месте проблем нет! Никто тебя не гонит и тобой не управляет, планируешь время как тебе угодно, и… гораздо дешевле, буквально в два-три раза!!!
   Таким образом судьба моего дальнейшего общения с турбюро была предрешена, хотя Татьяны это никоим образом не касалось.
   А вот лучшей, пять звезд, гостиницы в городе под названием «Клеопатра» мне, конечно, больше не видать, как и ее замечательных обедов. Самостоятельно не поселишься: сто долларов в сутки номер! Для массового заезда значительно, видимо, дешевле. ;)
   Два года просматривая только фотографии этого чудесного маленького городка, я уже до такой степени вжилась в них, что, оказавшись на месте, некоторое время не могла врубиться, что я не в пространстве фото, а – уже наяву! К сожалению, так кратко, но зато с такой полнотой и осязаемостью!
   Слишком частые встречи с каким-нибудь местом нивелируют ощущения и низводят их в разряд обыденности. Нужно, чтобы проходило какое-то время, хотя бы два года, а не один! Так, кстати, получилось у меня когда-то с Крымом: привычка снимает праздник!
   А сейчас я чувствовала его в полной мере, проходя по узким улочкам мимо ратуши, заглядывая в соборы и подходя к небольшой, но такой знаменитой крепости!!!
   Вот из нее-то мы и увидали заманившие нас воздушные шары. Издали! Никто и не собирался нас к ним подпускать! Они медленно плыли в небе, размером не более просяного зернышка… :)
   Но в самой крепости было до такой степени чем заняться, что мы о них больше и не вспомнили. Бегали за веселой теткой-экскурсоводом по башням, подвалам и тайным ходам, замирали над прилавком при выборе сувениров, весело объедались на открытом воздухе в кафе местным баношем (кукурузная каша) с местной же вкусной брынзой…
   А поскольку темнеет уже раньше, чем крепость закрывается и весь народ отсюда выгоняют, то уже в пол-восьмого включилась иллюминация и мы обалдели от таинственной красоты подсвеченных заостренных куполов…
   Шли назад и все оборачивались на сияющий огнями замечательный ансамбль этой крепости, похожей на сказочный замок эльфов…
   Наутро нас должны были везти смотреть старинный замок Хотинская крепость, но я задумала диверсию: там я уже была, ничего особо интересного для себя не увидела и в этот раз хотела остаться в Каменце и провести время на свое усмотрение.
   Гид не очень хотел отпускать меня, но если мне надо, так не мытьем, так катаньем, умильными взглядами и извинениями я своего всегда добьюсь! Неважно какими средствами, важен результат в мою пользу!
   Они отъехали и понеслись в маленькую Хотинскую крепость, а я с острым ощущением свободы и слияния с любимым Каменцом побежала по чистым и пустынным улочкам в сторону здешних великолепных укреплений. Каждый выбирает, чего он достоин! ;)
   Октобер-фест собрал в городке рекордное количество автобусов и туристов, которые шатались всюду кучами и затрудняли мне фотографирование: терпеть не могу лишних людей и машин в кадре!
   Так что сейчас я наслаждалась тишиной и почти полным одиночеством: снимай чего хочешь и как хочешь, никто тебе не помеха!
   В крепость я снова, конечно же, не пошла: слева от дороги, ведущей к ней, вчера мы обнаружили каменную лестницу, которой я ранее никогда не видела. Вот я и хотела, нетрадиционно, пойти в эти места, а не лезть по уже знакомым. Может быть, удастся посмотреть другие башни и крепостные стены, которые иногда выглядывали в буйных зарослях деревьев вокруг Каменца и дико возбуждали мое любопытство: туда экскурсий не водили!
   Спускаюсь вниз по изрядно разрушенным каменным ступеням и вдруг вижу дорожку совсем в другую сторону, причем хорошо утоптанную: явно по ней ходят много и уверенно! А значит, куда-то она точно ведет! Стены и башни подождут, никуда они не денутся, а это, конечно, исследовать надо!
   И присущий мне в высшей степени дух авантюризма потащил меня в заросли по этой тропе.
   В гордом одиночестве и, между прочим, с дорогим фотоаппаратом на шее... Не совсем уютно, но зато острых ощущений предостаточно! :)))
   Я видела (и, конечно, снимала!) бьющие из скал родники;
   алые листья дикого винограда, похожие на капли крови, когда-то в изобилии заливавшие эти места;
   протянутые над зеленым течением мелкого, но быстрого Смотрича навесные мостики, раскачивавшиеся при ходьбе по ним;
   выходившие из верхушек деревьев дремучие башни и стены из дикого камня, овеянные туманом веков;
   а потом и вовсе оказалась на месте рыцарских игрищ под тенью той самой башни, которая возбуждала мое любопытство тем, что я не знала, как добраться до нее. Оказалось, все возможно!
   Справа от меня все время был быстро текущий Смотрич, а слева – островок-городок, стоящий на природной «крепостной стене» высотой около пятидесяти метров.
   Но и внизу, в каньоне, островок был обитаем, причем в лучшем виде и разнообразии: домики лепились вблизи отвесной стены, с садиками, хо-зяйственными постройками, газовыми трубами и дровяниками, кошками, курами и собаками. Стояла абсолютная тишина и безветрие, жителей на дороге почти не было, и я одно время стояла, впитывая эту райскую безмятежность и чувствуя полное слияние с духом древнего Каменца. Ну, я же все-таки Каменцова, черт возьми! :)
   Прошла по всей длине тропинки и увидела снизу все те стены и башни, которые видит только самый редкий и настырный турист, так что мое любопытство было полностью удовлетворено.
   А вот и мост, который показывают всем туристам неизбежно, потому что по нему они проникают в город. Но ручаюсь, мало какой турист видел этот мост снизу, из каньона!!!
   Однако же нужно отсюда как-нибудь выбираться. Должен быть какой-то подъем наверх, но только я его ни в коей мере не вижу… Неужели придется назад возвращаться?!
   А-а, вон идут мне навстречу парень с девушкой, сейчас спрошу, не местные ли они, тогда знают, как подняться!
   Ну прямо ответ на мой вопрос, ни раньше, ни позже – когда мне нужно! И они, как оказалось, идут прямо к этой лестнице наверх, так что мне нужно не искать, а просто следовать за ними!
   И поднимаемся мы прямо в парк с лебедями, любимое место каменец-подольской публики, так что я наконец, после аюрведической тишины и уединения каньона, попадаю в места скопления беспечной молодежи, весело проводящей свое время в кормлении этих самых лебедей!
   Мои сотоварищи еще изучают Хотинскую крепость, а я уже обегала весь Королевский Каменец и обедать не буду: нечего терять на это время, скушаю что-нибудь в автобусе!
   И я возвращаюсь еще раз в замечательный местный форт, потратив на это не более двадцати минут, тогда как путь внизу занял у меня добрых полтора часа. Ну, не вымостили там брусчаткой улиц! :)))
   А к часу дня нужно быть уже в «Клеопатре», туда вернется автобус, чтобы ехать еще в крепость Меджибож и потом сразу домой.
   Если эти развалины назвать крепостью и еще водить туда туристов, то у местных властей изрядная смелость и желание добыть побольше денег. Ну, да цель оправдывает средства, а они нужны для ремонта этих неоднократно, как выяснилось, падавших стен! :)))
   Соседи из автобуса звонят домой и сообщают, что в Киеве дождь. Нам повезло, ни капли не упало, настоящая погода для пешего туризма!
   А по окнам уже начинают чиркать почти горизонтально первые капли дождя…
   Когда мы въезжаем в Киев, он льет почти уже как из ведра. Но автобусу хоть бы что, он высаживает нас в двенадцатом часу ночи возле метро «Житомирская» – добирайтесь, как кто хочет!
   Мне садиться в метро невыгодно – все равно до закрытия не доеду. И я начинаю набирать номер такси. На трассе стоит такой шум дождя и рев проносящихся на полной скорости автомашин, что не слышит ни оператор такси, ни я. Приходится снова спускаться в метро.
   Люде везет больше, ей сын вызывает такси по «Яндексу», и оно вскоре приходит. Она отбывает, а я остаюсь ждать «у моря погоды». Через пятнадцать минут приходит СМС: «не можем найти машину». Ну, у меня номеров такси – валом, кто-нибудь да приедет!
   Вызываю следующего и остаюсь в ожидании.
   Ливень, мда… Не заставший нас во время поездки, мистически сдутый ураганным ветром, но накрывший тут, после всех наслаждений… За все надо платить! :)))
   Восемь часов в пути, и еще тут торчать в ожидании, среди закрытых киосков и ливня кромешного… Но я у себя дома, в Киеве, и какое-нибудь такси когда-нибудь все равно придет!!!
   Все, кончили с этими поездками, неудобными по исполнению и по времени. Отныне я сама себе хозяйка!
   Тут мне и звонит нашедшийся наконец таксист. Есть еще люди, готовые возить пассажиров в любую погоду!
   Едем, а дождь заливает стекла, мешая работать «дворникам», и пляшет густыми фонтанчиками по мостовым… Ну достойное завершение, ничего не скажешь!
   После этого как не оценить домашний уют и вышедших навстречу пышных домашних кошек! Что такое дождь, они не знают! :)))
   Вся моя поездка ужалась до размеров фотоаппарата. Все, спать, а завтра начинаем ее распаковывать…

09. 10. 2017 г.