Глава 23. Ника

Алевтина Цукор
Глава 23
Ника

Три дня я отдыхала. У каждого должны быть  выходные. Все как-то притихло, пространство не взрывалось вспышками озарений или веселья. Казалось, что вместе со мной отдыхает вся природа и люди.

К вечеру третьего дня подошла Ника и попросила встречи:
- Я утром уезжаю, и мне  очень важно закончить наш разговор. Если вы согласитесь…
-Хорошо. Прогуляемся вдоль аллеи.
- Прямо сейчас?
- Если вам удобно.
- Да.
- Тогда идемте.

Как ни готовилась она к встрече, неожиданность сбила ее с толку.  И это хорошо, снова с «чистого листа».
- Я думала над вашими словами. Вначале они показались мне обидными и несправедливыми. Но потом, когда утихли эмоции, я поняла, что вы были правы: ничего особенного в том разговоре не было. Это привычный треп. Игра, одним словом. Вы раскусили меня,  вскрыли уловки, которыми я пользовалась десятилетиями. Никому нет дела до другого человека, а потому в этом трепе нет смыслов. Риторика.  Бла-бла.  Ваша лекция – это волшебное зеркало. Мы любим не опыт – творение! Картины! Признания! А опыт – тю-тю. Мастерство, тоже тю-тю.  И от творца остается пустая оболочка. Оболочка есть, а творца – нет. Мертвечина. А потому цацки, побрякушки, там – пыль в глаза, здесь…  И ведь другие это понимают, знают, что кончился творец…  Вы говорили, что можно начать с начала. Но как, когда сердце пустое? Какая Агапэ! Там привязанностей не осталось…  – она махнула рукой.

Мы подошли к скамейке. Сели. Ника казалась уставшей, ни в глазах, ни в фигуре, ни в позе не было прежнего огня…  Не было и рисовки – она была реальной, искренней.

- Скажите, Ника, кого вы любили сильнее всех?
- Бабушку. Мама была эгоистичной и истеричной. Любила и отвергала, все – под настроением. Отчим был талантливым художником, вы его творчество знаете – это портретист Ф. Светские рауты, слава и прочая чепуха его не касались. Он жил в мастерской, а мама отрывалась по полной программе. Я не люблю мать, потому что повторяю ее.

- А бабушка?
- Бабушка – это ангел.  «Голубушка моя», так она меня звала. Самые светлые воспоминания – о ней.  Детей я испортила, пожалуй, не исправить. Так что жизнь – не удалась…

- А бабушка?
- Ее давно нет… Нет отчима, нет мамы. Я – капитан  своего корабля, который дал основательную течь.
- А у вас есть портрет бабушки? Вы рисовали ее?
- Ну что вы, она умерла, когда я заканчивала школу.

- И?..
- Что – и?
- Вы помните ее зрительно?
- Смутно, но если захотеть, то можно вспомнить все до последней морщинки…

- Закажите ее портрет себе.
- В смысле?
- Сделайте сами себе заказ, если вы привыкли так работать…
- Да вы что?! Вы в своем уме?
- А что?
- Я вам про самое святое…
- Так и я про то же…

- В прямом смысле написать портрет?
- А почему нет? Всколыхнете чувства, искренние, чистые,  ничем не запятнанные. Это могло бы стать неплохим началом…

Она встрепенулась, будто ее ударило током.
- ВОТ ВЫ О ЧЕМ!  Почему я сама-то не додумалась раньше?  Боже мой!
Из глаз Ники ручьем потекли слезы и рыданья, вначале сдерживаемые, а потом чисто бабьи, с утиранием глаз  подолом широкого платья. Вся шелуха с Вероники слетела, волшебное зеркало работало вовсю.

Наутро мы простились. Лицо ее преобразилось. Прежний лоск оставался, но под ним жила другая – живая и одухотворенная плоть.
- Спасибо, Алис.
- Да-да. Если будет нужда, разыщите меня, обязательно.
- Спасибо.
- Хороших успехов. Пусть все задуманное сбудется. И еще, возьмите мой браслетик, когда накатит прежняя волна, покрутите его и вспомните наш разговор.
- Еще раз спасибо, Алис.

Она села в автомобиль, он мягко покатил по липовой аллее.  Я провожала ее и думала: хватит ли полученного заряда для переворота всей жизни. Для подготовки прыжка в пустоту с пустыми руками нужно больше времени. Это моя вина, упустила целую неделю…