Глава 22. Агапэ

Алевтина Цукор
Глава 22
Агапэ

На лекцию пришла добрая половина гостей. Сели полукругом, оставляя мне пространство.
- О чем будем говорить? – обратилась я к публике.
- О любви, конечно…
- Интересно… О какой? Об Эросе, Филиос  или Агапэ?
- Об Агапэ…
- Вот оно как? Да, Агапэ – сердце любви… Кто-нибудь возьмется сформулировать, какая это Любовь?

Поднялся лес рук. Оглядев слушателей, я с удивлением заметила Нику, но с опущенными руками. Вот так так.  Ну что же, все идет своим чередом. Я протянула руку к Розовану:
- Вы – первый, начинайте.
- Я думаю, что Агапэ – это бескорыстная любовь, похожая на любовь  матери к своему ребенку. И не важно: человеческий это детеныш или котенок, тигренок, мышонок…  Матери всех видов готовы жертвовать собой, чтобы сохранить дитя. Могу прибавить к бескорыстию жертвенность или самопожертвование. Или моя любовь к цветам – это тоже из разряда Агапэ…

- Хорошо. Теперь Иветта, пожалуйста…
- То, что назвал Розован – это не совсем Агапэ. И даже  – совсем не Агапэ.
Все засмеялись, и Розован громче всех.
- Продолжайте, Иветта.
- Любовь матери бывает слепой, как вы говорили в одной из лекций. А у зверей и животных – инстинкт сохранения рода. Поэтому – это не Агапэ.
- Так. Дальше.

- Агапэ – это когда женщина или мужчина любят одинаково своих и чужих детей, людей, соседей, коллег. При этом – котят, щенят, тигрят и цыплят…
Все снова взорвались веселым смехом.
- Что тут смешного?! -  возмутилась Иветта. – Я что-то не то сказала?! Оспорьте!
Иветта села, а глаза слушателей устремились ко мне.
- Еще кто хочет что-то сказать? Прошу, Лада.

- Я согласна с Розованом: бескорыстная любовь матери к ребенку – это Агапэ, как лепесток у ромашки. Я хочу сказать о безусловной любви. Например,  женщина любит мужчину, а он любит другую. Одних женщин мучает безответность, других ревность, третьих обида. Но, кстати, среди таких безответно любящих, немало мужчин.  Они просто любят, без условий, без претензий, без надежды, без гнева, печали, обиды, горечи… Они бережны в проявлениях своей любви. И им достаточно любить в одностороннем порядке…

Все молчали.  Слова Лады задели за живое многих. Тут может образоваться взрыв, потому что атмосфера накаляется.
- А если муж любит другую? Его тоже любить любовью Агапэ – безусловно?
- А что, лучше отпустить, отдать другой, а самой остаться одинокой?
- А разве лучше жить, претворяясь?

- Стоп! – я остановила возгорающуюся дискуссию. – Дело поворачивается  в противоположную сторону.  Так от Агапэ мы быстренько добежим до ненависти.
То, о чем вы говорите – обычные представление о великом явлении.  Приведу известное выражение: «Солнце светит и “добрым” и “злым”». Что за ним стоит?
- До Бога высоко, до царя – далеко.  Солнце слишком высоко, оно не соприкасается с нашими эмоциями каждый день…

- Да? А когда оно золотит нашу кожу загаром, а когда нещадно палит, а когда оно скрывается за тучами и идут долгие дожди?  Разве мы не молимся, чтобы оно согрело нас в холодные ненастные дни, а в жару чтобы не сжигало урожай? Оно же – далеко! Причем здесь наши молитвы, обращенные к нему? Значит, мы надеемся, что оно «слышит». И палящее, и нежное – мы его одинаково любим. Нет солнца – нет жизни…  А ностальгия, тоска по родине… Все хорошо, все прекрасно, но каждый из эмигрантов мечтает умереть на родине, лечь в родную землю… А любовь к вождю – слепая, неоправданная, непонятная для человека со стороны. А преданность бхакти – религиозных людей своим Богам? А самопожертвование героев ради победы своего народа над врагом?  Что это? Как это все назвать? Можно ли все эти виды любви назвать Агапэ? Ответьте  мне…

Они молчали, молчала и я. Им необходимо обдумать этот вопрос.  Видимо ничего подходящего на ум не приходило.
- Хорошо. Что лежит в основе любви матери к ребенку, когда она зарождается? В слиянии яйцеклетки и сперматозоида, когда одному из шести миллионов повезло зародить плоть, лежит любовь-эрос, экстаз, называемый страстью. Она зависима и конечна: зародилась, пролюбилась и отлюбилась.
Вторая фаза – когда Душа вошла в плоть ребенка, и он пошевелился. Нет предела счастью.  Но  детям свойственно расти, взрослеть, забывать родителей или лелеять их. Приходит пора прощаться. И эта любовь, какой бы сильной она ни была – может быть любовь-привязанность.

Есть и такая форма любви, у которой нет начала и конца.  Вечная любовь – это тоже Агапэ и ее трудно определить как явление. Когда Бог завершил творение и посмотрел на все сделанное, чтобы оценить свою работу, он сказал: весьма хорошо! Это любовь Творца  к своему творению.  Ведь художник, по-существу, любит не картины, а свой опыт, мастерство, гениальность, признанную им самим. Этот опыт ляжет в копилку будущего воплощения и это явление вечности.
Это  наша любовь к своему будущему воплощению с заботой о том, чтобы облегчить ему Путь и чтобы оно нас не проклинало за свои страдания.

Агапэ – это созидательная любовь, которая ведет каждого из нас к своему Эвересту. Чтобы. стоя на вершине «своего» «восьмитысячника», вскрикнуть: Йё-о-х-оо!  И пусть руки содраны в кровь, губы потресканы, лицо обветрено, кости ломит, ноги дрожат! Но ему обалденно хорошо!
Я замолчала, молчала и аудитория. Будто ее не было, настолько затихло и замедлилось даже дыхание. Потом приливная волна обрушилась на всех сразу, это было вдохновение, еще одна форма Агапэ. Вначале овации сотрясли пространство, затем люди стали жать руки друг другу…  Жаль, что Гения с нами не было: он бы почувствовал Агапэ, как проявление Мировой Души, как любовь Вселенной.