Пронзая взглядом облака...

Юлия Манылова
 Октябрь. Пожароопасный сезон подходит к своему завершению, а значит у летчика-наблюдателя ФБУ «Авиалесоохрана» Андрея Анисимова появилась минутка, чтобы поделиться с нами не только своим бесценным опытом, но и воспоминаниями, которых на его трудовом пути предостаточно.

      Постоянные командировки, сложные пожары и другие «атрибуты» летной службы отпечатались на лице Андрея Ивановича тонкими бороздами, которые, словно линии жизни, показывают повороты его судьбы. Возможно, белеющие виски могли бы выдать истинный возраст мужчины, однако, сияющие небесно-голубые глаза сбивают с толку. Вообще, глаза в его профессиональной жизни имеют огромное значение, ведь от зоркого взгляда, зависит порой не только сохранение лесов, но и спасение человеческих жизней. Профессия летчик-наблюдатель авиалесоохраны на сегодняшний день считается одной из самых редких в мире. В составе летных экипажей воздушных судов летнабы выполняют авиапатрулирование лесов, обнаруживают пожары, прогнозируют их динамику, выполняют расчет сил и средств, необходимых для тушения, доставку парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, средств пожаротушения, работы по непосредственному тушению лесных пожаров с воздуха, обязанности руководителя тушения лесного пожара и т.д. В настоящее время численность этих уникальных специалистов составляет около 300 человек, а их подготовка и повышение квалификации осуществляется авиационным учебным центром ФБУ «Авиалесоохрана».

    За 25 лет трудовой деятельности летнаб Андрей Анисимов повидал многое, неоднократно ему приходилось буквально вытаскивать людей из огненной западни.

      – Не раз такое было, – со вздохом начал свой рассказ Андрей Анисимов. – Помню, как в 2014 году в Республике Саха (Якутия) был сильный лесной пожар, огонь буквально летел по верхушкам деревьев, жадно поглощая древесную пищу. С воздуха это смотрелось страшно, а ведь внизу были наши ребята десантники-пожарные. Пожар разрастался, счет шел буквально на минуты. Нужно было действовать. С командиром воздушного судна принимаем решение садиться, чтобы заранее вывести авиапожарных. Забираем людей и таборное имущество и высаживаем группу на плато, которое находилось на безопасном расстоянии. Через два дня пожар стих, так как пошли осадки и десантники-пожарные успели проложить минполосы, которые преградили распространение огня, и мы, со спокойной душой, забрали ребят для дальнейшей переброски. Казалось бы все, история окончена. Ан нет, огонь –это стихия непредсказуемая и человеку, наверно, никогда не удастся ее полностью приручить и контролировать. Спустя день после этого случая мы вновь пролетали над этим плато. Честно, от увиденного, волосы на голове зашевелились – оно было выжжено дотла, именно тот пятачок, на котором день назад находились люди. Причем рядом стояли деревья абсолютно не тронутые пламенем. Оказалось, огонь шел за огнеборцами по пятам, прокладывая себе путь по старой лесовозной дороге.

    Получилось, что Андрей Анисимов за несколько дней дважды спас жизнь своим коллегам. Сам же летчик-наблюдатель не считает этот поступок героическим. Для него это просто работа и на его месте любой летнаб поступил бы также. Долг превыше всего, с такой установкой идет наш собеседник по жизни. Он привык выполнять свое дело на все 100 процентов, превозмогая все преграды.

      – В 2010 году нам пришлось летать с первого дня открытия пожароопасного сезона в Московской области и до его закрытия, работали, что называется на износ, – рассказывает Андрей Иванович. – Было очень сложно, горели торфяники. Температура воздуха тогда держалась выше + 35 градусов по Цельсию. Неоднократно, из-за перегрева уже на взлете обнаруживали предпосылки к отказу двигателя. Внештатные ситуации встречаются, и приходится в срочном порядке устранять неисправность, и снова в бой, так как пожары не ждут. То лето мне запомнилось особо, помню, как валился с ног от усталости, но долг свой перед страной мы тогда выполнили, отстояли леса Подмосковья.

     … Это сейчас Андрей Анисимов опытный летнаб, не знающий страха, а началось его знакомство с небом с прыжков с парашютом. Первый раз он прыгнул еще в армии, когда проходил срочную службу в ВДВ. Тогда у солдата не было выбора, парить ли в свободном падении или твердо стоять на ногах. В последствии прыжки вошли прочно в его жизнь, стали неотъемлемой частью профессии. А ведь еще до армии молодой человек и не подозревал, что станет парашютистом-пожарным, а в дальнейшем и летчиком-наблюдателем. В юности, он занимался радиотехникой, как и его отец-изобретатель, который всю жизнь проработал на так называемых почтовых ящиках. В советские времена почтовым ящиком называли предприятия, работающие на оборонную промышленность. У подобных заводов не было адреса, только номер почтового ящика «п/я №». Пример родителя был заразителен, поэтому Андрей поступил и благополучно окончил радиошколу при ДОСААФ.

    – Мне нравилось заниматься радиотехникой, – скромно улыбаясь, вспоминает Андрей Иванович, – поэтому и свою профессиональную деятельность я планировал связать именно с ней, поступив в Научно-исследовательский институт измерительной техники на факультет электросчетной техники. После срочной службы в армии мои жизненные взгляды изменили привычное направление. Спустя годы я задумываюсь, что же тогда с подвигло меня пойти в Авиалесоохрану? Пожалуй, первой ступенькой в новую жизнь стал тот прыжок с парашютом, который открыл во мне орла (смеется). После этого уже не хотелось прощаться с небом, однако, не всегда наши мечты и желания воплощаются сразу.

      Демобилизовавшись, молодой человек устроился техническим работником в ФБУ ВНИИЛМ. Именно там, пришло уже полное осознание чем же он действительно хочет заниматься. Следующим его шагом было поступление в Московский лесотехнический институт. Еще проходя обучение, в 1992 году он был принят на работу в «Центральную базу авиационной охраны лесов» на должность парашютиста-пожарного. Через шесть лет дорос до инструктора парашютно-пожарной группы. Однако Анисимов не привык долго стоять на месте, поэтому пока позволял возраст и здоровье, молодому мужчине хотелось попробовать что-то еще, вот и решил он переучиться на летчика-наблюдателя. В этой должности и трудится по сей день. По словам авиапожарного, работа сложная, но интересная.

    – Особенно трудно бывает в разгар пожароопасного сезона, – комментирует Андрей Иванович, – когда из-за сильной задымленности, практически ничего не видно. Но этот факт, отнюдь, не отменяет поставленных задач, поэтому сквозь дым и смог стараемся как можно точнее указать координаты возникшего лесного пожара. Сейчас, благодаря спутниковой системе навигации, которая позволяет определять свое местоположение почти в любом месте нашей планеты, а также устанавливать скорость движения объектов, эта задача заметно упрощается. Однако ни одна техника не заменит зоркий человеческий глаз и многолетний опыт. И меня так учили, и я ребят так учу, чтобы все определяли четко и с первого раза. Именно там, в воздухе, понимаешь, что от твоей точности зависит не только быстрое обнаружение и локализация, но и ликвидация огня.

   Ежедневно, работая, в довольно, сложных условиях, Анисимов спасает российские леса. Причем, порой, приходится летать на очень малой высоте до 150 метров, что конечно, же добавляет экстрима. Это связано с тем, что авиадиспетчера освобождают воздушное пространство для больших самолетов.

Случаи бывают разные, именно поэтому от летчика-наблюдателя требуется не только штурманская подготовка и хороший глазомер, но и быстрая реакция для принятия решений. Сегодня Анисимов, как говорится, универсальный солдат. Быть летчиком-наблюдателем для него оказалось недостаточным, поэтому он прошел курсы в ДОСААФ и получил свидетельство частного пилота. В этой стезе он тоже преуспел. На каких только воздушных суднах не пришлось летать летчику-наблюдателю: Ан-2, одномоторных самолетах Цесна и Пайпер, вертолетах и т.д.

      – Однажды нам пришлось посадить воздушное судно на автомобильный мост, – с улыбкой вспоминает мужчина. – В 2012 году работали в Томске. Пришлось приземляться и забирать людей прямо с автомобильного моста. Время шло на секунды, а площадку для посадки вертолета просто не было возможности расчистить быстро, поэтому и было принято решение садиться на мост. Конечно, это скорее исключение из правил, но в нашей профессии нужно уметь идти на оправданный риск, иначе со стихией не совладать.

     Железная птица помогает спасать авиапожарных, работающих на лесных пожарах не только от бушующего огня, но и от нападок лесных обитателей, в частности, от медведей. Вопреки известному мнению, что животные бегут от человека, косолапые же, напротив, не раз шли в сторону расположившегося табора, видимо запах тушенки оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Как утверждает наш герой, иногда даже гул от вертолета не с первого раза может отогнать проголодавшееся и напуганное животное. В лесу может случится всякое, но трудностей Анисимов не боится, всегда идет напролом со знанием дела. За это ценят и уважают его в коллективе, а молодежь прислушивается к мнению летнаба, перенимая его многолетний опыт.

    Вот и шестнадцатилетний сын Андрея Ивановича, с восхищением смотрит на отца, слушая его рассказы о работе. Алексей еще не определился с выбором будущей профессии, но как дополняет родитель, юноша всерьез задумывается пойти по стопам отца – связать свою жизнь с небом. Вполне возможно, что в скором времени и младший Анисимов будет мерять расстояния крылом самолета, дальше прославляя семейную фамилию.