Как тебе не стыдно!

Светлана Тим Королева
 "Ай,ай,ай!" - бабушка мотает головой и цокает языком. "Как не стыдно!" - продолжает она. А я, 5-летняя, перемазанная маминой помадой, стою и хихикаю. Странно, но я никогда не испытывала чувство стыда. Когда что-то творила в детстве, меня часто ругали. А в ответ моя "наглая морда", как называли меня родные, только смеялась и наигранно опускала глазки в пол. Сейчас, спустя 20 лет, я понимаю, насколько счастлива. Я умею трезво смотреть на вещи. Сколько раз меня пытались пристыдить: то из-за испорченной помады, то из-за грязного платья, то из-за того, что не поделилась с кем-то своей личной вещью. И это только в детстве. А сколько раз я слышала упрёки в свой адрес в так называемой взрослой жизни. Но мой талант - в юморе. Я не зацикливаюсь на чём-то, не придаю огромного значения.
        Недавно наблюдала картину.  Песочница. В ней уютно устроилась девочка лет четырёх. Это милое создание строила невероятные песочные композиции, её мама сидела в сторонке и поглощала информацию с телефона. Но вот в песочницу ворвался мальчик лет пяти, которому просто жизненно необходимо, именно в этот момент, отобрать лопатку у крошки. И ничего, что кругом безжизненно валяются ещё три лопатки. Ему нужна та, которая в работе. Мальчик, ни говоря не слова, выхватывает  лопатку из рук малышки. Девочка, отвлечённая от своей всепоглощающей игры, начинает негромко возмущаться и не выпускает лопатку. Мальчик в слёзы, сопли, крики.  Девочка в недоумении. Мама: "Как тебе не стыдно, нужно делиться!", с демонстративным видом отбирает лопатку у дочери и торжественно вручает объект раздора мальчишке. Пацан, для виду, поковырялся в песке и, спустя мгновение, закинул лопатку обратно в песочницу, а сам помчался в путешествие по детской площадке. Вот так. И я задумалась, а что, если девочка в этот момент потеряла доверие к маме, что, если она затаила в себе обиду, чувство непонятного и ненужного в этой ситуации стыда? И мне сделалось страшно. Каждый день в мире случаются вот такие истории " с лопатками", которые потом перерастают в более солидные ситуации. Кто-то сейчас бросит в меня мысленными камнями: "мол, такие ранимые стали, сахарные". А мы всегда были ранимыми, всегда были сахарными. Но, благодаря упрёкам, просьбам устыдиться в непонятных ситуациях покрылись толстым защитным слоем, пряча далеко и очень глубоко свои обиды, стыд, невысказанность и комплексы.