Записки о теореме Ферма. 25. Подарок гения

Виктор Сорокин
«Я более свободен и дистанцирован, чем любой человек в мире»;
«Я установил множество исключительно красивых теорем». /Пьер Ферма/

Конечно, я уже мог бы напрочь забросить Теорему, но она мне еще нужна, вернее не столько она, сколько мировое признание, которое стимулировало бы мировое научное сообщество обратить внимание на мои работы в области физики и энергетики. Тем не менее, во мне существует атавистический интерес к чуду и его творцу. По трем его высказываниям – «Я более свободем и дистанцирован, чем любой человек в мире»; «Я установил множество исключительно красивых теорем»; «Я открыл этому поистине чудесное доказательство, но эти поля для него слишком узки» – у меня сложилось весьма богатое впечатление от этого человека.

Несмотря на тысячи писем крупнейшим математикам, я за тридцать лет не встретил ни одного человека, кого интересовала бы личность и творчество этого человека. Мне же он весьма и весьма симпатичен. И прежде всего тем, что подарил мне уникальную возможность проникнуть в его тайну, хотя мне удалось овладеть лишь сотой частью его богатейшего мира чудес.

Даже сегодня, когда я привел в идеальный порядок весь логический аппарат, необходимый для доказательства Великой теоремы Ферма, я, будучи нехилым специалистом по управлению решением трудных проблем, не могу навосхищаться изяществом управленческой конструкции доказательства ВТФ. И безнадежные трехсотлетние попытки ее доказательства с постановлениями мирового математического правительства о принципиальной невозможности доказательства теоремы позволяют считать, что не будь известной записи Пьера Ферма на полях «Арифметики» Диофанта, желающих поискать ее элементарое доказательство исчислялось бы единицами, и потому вряд ли когда-нибудь она была бы доказана.

Однако, вот, невозможное доказательство найдено, и я, наконец, удосужился заглянуть в Википедию, где и нашел приведенные выше высказывания Мэтра. Конечно, я схитрил – я не стал изучать многочисленные математические теории, а подошел к теореме с нулевой позиции, имея за плечами лишь школьный багаж да ЛОГИКУ. Правда, логика не обычная, а своя, но, конечно, не без Учителей. Вот их имена: мой нелюбимый отчим Бабухин Петр Денисович, который привил мне интерес к поиску эффективных решений во всём; Яков Перельман с его замечательными математическими головоломками; Петр Сергеевич Моденов с его великолепным сборником чрезвычайно трудных задач для абитуриентов физико-математических вузов (с которым мне даже довелось немного пообщаться); Бер Бруцкус, экономист и социолог, давший мне пример исключительно чистого и ясного мышления; Побиск Георгиевич Кузнецов, из рук которого я получил мало кому известное научное мышление; ну и субъект моей зависти Никола Тесла, в мыслимом соревновании с которым  мне удалось сделать несколько открытий в физике, считающихся не разрешимыми или почти неразрешимыми.

И вот несмотря на массу публикаций и тысячи личных писем ученым, экономистам и политическим деятелям, из многих тысяч моих уникальных изобретений заинтересовало лишь одно, да и то опять всего лишь одного человека (аспиранта из Мексики). «И тишина!» Так что я вполне могу отнести высказывание Пьера Ферма «Я более свободен и дистанцирован, чем любой человек в мире» и на свой счет и даже добавил бы: и самый никому не нужный... Будем надеяться, пока.

Приступив к теореме Ферма, меня интересовал тот путь, который привел Пьера Ферма из ничего к Великой теореме. И надо сказать, что в общих чертах мне удалось его увидеть прямо в самом начале пути. Прежде всего, это, безусловно, арифметика простых чисел, все операции с ними. Затем – переход к степеням, причем сразу к простым, что оказалось крайне важным. А открыв первый «велосипед» – малую теорему, – я понял, что нахожусь на правильном пути.

Переход от степеней к степенным биномам был очевиден. И началось изнурительное исследование главного сомножителя R степенного бинома A^n+B^n=(A+B)R. Было понятно, что ключ к доказательству ВТФ лежит ЗДЕСЬ. Но эта, казалось бы, простая конструкция из курса алгебры девятого класса, обнаружила несметное количество свойств.

Проще всего было понять, что если число С не кратно n, то в системе счисления по простому основанию n число R и является n-й степенью, и оканчивается на 1. Правда, здесь нужно было доказать, что числа A+B и R являются взаимно простыми. Задачка хоть и школьная, но требующая сообразительности (кстати, отличная задачка для математических школ). Но это всё цветочки – ягодки были впереди...

И сегодня, когда доказательство найдено, эти «ягодки» осознаются очень ясно. Впереди лежали два уступа, один круче другого. На первом уступе нужно было доказать, что каждый простой делитель числа R оканчивается на 01. А для этого предварительно нужно было хотя бы доказать, что каждый простой делитель числа R оканчивается на 1. И... мне это удалось! Не скажу, что задача была слишком уж сложной, но в ней был спрятан... ПРИВЕТ от Пьера Ферма, ибо решалась она с помощью линейных диофантовых уравнений! А именно на полях «Арифметики» Диофанта Ферма сделал свою знаменитую запись о найденном им доказательсте ВТФ. Это был второй знак двоешнику Вите, что он находится на верном пути!

Ну а вскоре мне удалось найти и степенные биномы, у которых каждый простой делитель числа R оканчивается на 01. В этих биномах основания А и В являются степенями. (Кстати, развитие идеи оказалось столь впечатляющим, что я назвал эту теорему, имеющую отношение и к формуле простого числа, Средней теоремой Ферма.)

Да вот беда: в равенстве Ферма числа А и В степенями не являются! И начались безнадежные попытки пристроить Среднюю теорему на работу в ВТФ. Для этого я придумывал все новые виртуозные трюки, но желаемого результата они не давали.

В мае 2017 года мне показалось, что мне это удалось и окрыленный мнимой победой я мигом настрочил окончание доказательства ВТФ. Однако радоваться было рано: через пару месяцев червь сомнения вскрыл слабое место. И доказательство факта, что все простые основания числа R оканчиваются на 01, улетучилось, как утренняя дымка. И... победа тю-тю!..

Кстати, это очень интересная психологическая ситуация: из абсолютного чемпиона превратиться в пустое, а в глазах многих и в позорное место. Знаю случаи, когда в подобных случаях люди кончали жизнь самоубийством. Но для меня этот путь был неприемлем по многим причинам. Во-первых, у меня на подобные ситуации выработался иммунитет, поскольку я не одну сотню раз находил доказательство, представлявшееся мне верным. А во-вторых, у меня образовался круг близких друзей-болельщиков, и мне очень не хотелось их огорчить! И потому я ДОЛЖЕН был преодолеть узкое место!

И я попеременно переходил в два состояния: 1) с доказательством полный тупик и я должен с этим смириться; 2) всё говорит о том, что я на правильном пути, и выход из тупика где-то совсем рядом! То есть из князи в грязи и наоборот! И ведь недоставало сущего пустяка. И когда уверенность падала, я слышал грозый упрёк внутреннего голоса: Ферма нашел и ты ОБЯЗАН!

И... бух! Как с неба свалилась – простейшая идея: а посмотри-ка, дружок, нет ли среди чисел R° из Средней теоремы таких, где присутствуют сомножители числа R из ВТФ? Да конечно же, ЕСТЬ! Вот же оно: (C-B)^n-(C-A)^n=(2C-A-B)R°! И это был факт, не вызвавший у меня ни малейшего сомнения. Я сел и записал пять строчек.

Однако это была лишь десятая часть победы, ибо этот трюк работал лишь в легком из двух случаев теоремы Ферма – когда числа, А, В, С не кратны n. А как же быть со вторым, «зверским»?..

И тем не менее, даже этот результат поднял меня со дна: в одном из двух случаев Великая теорема Ферма оказывалась верной! Значит, где-то – и, скорее всего, рядом лежит и доказательство второго случая. А на часах было 1 октября 2017 года...

Собрав всех своих гончих псов, я бросился по следу. Конечно, мне было жаль бедную лань, но я должен был ее поймать и приручить, ибо от этого зависела жизнь многих хороших людей. Но что это, дни идут, а ни одной идеи не появляется! Одно из двух: либо я нахожусь в точке абсолютной неразрешимости, либо я... стою прямо на самом решении! И действительно, дней через пять я решение увидел – и в самом деле, я на нем... стоял. Я увидел все операции, что за чем следует. Осталась самая малость: проверить школьные расчеты. Но тут я вошел в ступор: проверять не хотелось!..

Пошли странные дни. Я видел всю последовательность операций, но заставить себя проверить простейшие вычисления не мог. Пока от беспечности не стало тошнить. В общем, без малейшего удовольствия я доказательство второго случая записал. 7 строк. Теорема Ферма закончена, но радости почему-то нет. Впереди муторная бесперспективная рассылка профессорам. Читать, конечно, никто не будет. Но будут читать школьники – на странном матфоруме Math.luga.ru, который его администратор предоставил в мое полное распоряжение, причем молчаливо.

И это единственное место на земле, где мне никто не хамит. Впрочем, никто и не говорит ни слова. Как в сказке «Пойди туда, не знаю куда...» Я даже будто бы слышу тихую музыку: пять тысяч прочтений с мая сего года. Кто эти читатели? В любом случае я им благодарен. Жаль только, что из-за своего молчания они не могут использовать мой опыт. А он – не пустое место...