вот уже и камаз

Владислав Игнатюгин
При переезде в город Набережные Челны, во время посадки в поезд, меня сзади толкнули, и я ударился ногой о ступеньку вагона. Повредил переднюю кость голени, да и очень сильно. Прибыв на стройку, я не мог ходить, т.к. грязь по колено, а нога повреждена, опухла. Врачи нас, приезжих, не принимают. Принимают только тех, которые имеют прописку.
Я уже договорился работать на главном сборочном заводе прорабом. Оклад хороший, жить в вагончике, но места в вагончиках мне не нашлось. Я помотался неделю, и решил уехать обратно домой в Павлодар. Решение уехать домой  созрело  после беседы с начальником отдела кадров .Который  сказал мне прямо  влоб   был бы татарином получил бы  жилье через год или раньше атак думай сам .Что  это за стройка была? Это что-то особенное. Люди на стройку прибывали ежедневно по 500-600 человек. Шли в кадры и им давали направление в одно из подразделений Камаза. Пока оформлялись, проживали в общежитии. Вечером, в 18. 00 часов запускали туда, давали простынь и подушку, и занимай место на двуярусных койках. Паспорт забирали. Утром  до 8. 00 часов всех выпроваживали из общаги – идите и устраивайтесь.
На работу  возили на автобусах, на крытых машинах (грузовых). Отправлялись в 5 часов утра, а приезжали на работу в 6.30 часов. Расстояние от жилья до автозавода не более 15-20 км, но дороги нет, грязь по колено, машины буксуют, образуются пробки.     На обочинах дорог  дежурили бульдозеры  которы растаскивали  застрявшие  автомашины. Приехал я на главный сборочный завод, ознакомился с работниками и пошли мы на объект. Котлован огромный в вертикальном и горизонтальном положении. Фундаменты грандиозные, высокие и широкие. Высота 6-8 метров, основание нижней плиты 8x8 метров. В эти фундаменты устанавливают колонны, на которые в дальнейшем будут крепить верховой транспорт и конвейерные установки. Мне все это понравилось, и хотелось бы поработать, да вот нога подвела. Я вынужден был ехать домой в Павлодар.
Теперь немного о снабжении трудящихся стройки. В обед на стройке очередей не было. Кормили комплексным обедом. Вечером, чтобы покушать, надо отстоять в очереди 1.5-2 часа. В магазинах было все, изобилие как в Москве. Не было только спиртного. Коньяк был. С работы везли народ еще дальше, часа два, а иногда и три. Я жалел, что мне не пришлось поработать там, а вот прошли годы, в стране все изменилось, и теперь среди татар жить было бы очень сложно. Они и в те годы нас недолюбливали. В общем, бог отвел меня от Набережных Челнов и оставил в России, в Сибири.Здесь будь ты даже  негром будешь жить на обших основаниях.
Прибыв в Павлодар, я пошел  к нач. управления. Он меня на работу не взял, сказал, что место мое занято. Прописать тоже не дал разрешения. Это была месть за мою общественную работу в комитете народного контроля. Я им очень много «помогал» исправлять ошибки и упущения в работе. Городской комитет народного контроля тоже не мог мне помочь. Военком (Юра был в то время в армии) тоже не мог помочь. Ничего сделать не могли. Царь на стройке, его жилье! Все сказали: «Живи без прописки, ничего они тебе не сделают, у тебя же семья живет в вагонгородке».

Немного о Караганде

Я устроился в СУ «Энергомонтаж» и вскоре меня командировали в Караганду. Монтировали в Тимиртау  ТЭЦ для прокатного стана. Этот стан должен был делать лист для камского авто завода. Поработал я там не долго заработал отгулы ипоехал в новосибирск  искать работу. Обошел я много  предприятий  везде нужен   но квартиру никто не предагает. Посовету  сестры моей супруги    я пошел на завод «Сибтекстильмаш». Этот завод осваивал новую продукцию – ткацкие автоматы, и этот завод строил много жилья. В кадрах мне сказали, что я им нужен. На завтра с утра были у директора завода т. Дварского К.П. Я им подошел на должность нач. цеха ремонтно-строительного № 15. Приезжайте, начнете работать, дадим квартиру через год. Ждать они меня обещали месяц, полтора. 

Завод «Сибтекстильмаш»

Мы с Зоей отгрузили контейнер и отправились в Новосибирск. Первое время жили у Аси с Леней на ул. Станиславского, 18 кв. 22. Ася прописала Таню в общежитии, аТаня жила в основном у Эммы. Нас сначала не прописали в квартиру Рыжковых, т.к. квартира принадлежала  Сибсельмашу» и зам. директора завода нам отказал в прописке. Тогда Ася пошла к своему зам. директора завода НВА, и тот договорился с зам. директора «Сибсельмашаа». Нам дали разрешение на прописку. Без прописки на работу не принимали. Оформился я быстро. Попросил главного архитектора Н.Б. Тесленко, чтобы он разрешил поработать мне мастером, узнать людей, специфику работы на заводе. Директор тоже согласился на этот вариант. Через два месяца меня поставили нач. цеха № 15. А старого нач. цеха № 15 Чулкова В.Ф отправили в отпуск. После отпуска ему дали должность старшего мастера. Его отстранили от работы, т.к. он на работе пил здорово.
Что удивительно, на заводе работало в то время 15 000 человек. И меня из Караганды ждали полтора месяца. Будто найти в своем коллективе не было возможности. А это потому, что должность эта была убойной, трудной. Выполнить задание, план любой ценой надо. А не хватка материалов, транспорта, людей никого не интересует. Дай, сделай и точка. А вот в наши дни, сегодня. В предвыборной кампании любого уровня депутатов горсовета, облсовета, губернатора, мэра города участвуют, желают быть избранными по 10-15 человек на одно место, стул. А почему? Да потому, что там можно ничего не делать, а деньги получать и славу, да еще депутатская неприкосновенностьь прельщает. У нач. цеха зарплата составляла 190-200 рублей, премиальные были, но редко. А у депутатов, конечно, значительнобольше доходы и жизньлегче .Слуги народа не должны напрягаться!!