Париж, Париж

Gulush Aga
Что будет делать женщина, оказавшаяся в городе своей мечты, Париже? Одна. Летом. Свободная, как птица, вольная лететь, куда пожелает. Вдохнет  особый воздух.  Воздух свободы. Поглазеет на публику. Люди на улицах, яркие, разные, многоязычные. Поищет глазами женщин, о которых можно сказать «настоящая француженка». Восхитится городом.  А город - все тот же, зовущий, словно сирена, завлекающая в свои сети простодушного моряка. Прохожие, те, что движутся целенаправленно, словно не замечают  того, что вокруг. А глазеющие по сторонам,  похоже, ищут заранее заготовленные образы.  Все, что в воображении слилось с Парижем, должно непременно найти свое реальное воплощение. Вот и женщина, Амина, (назовем ее Аминой) оказавшаяся здесь впервые,  не смогла удержаться от искушения пройти тем же путем, что и миллионы страждущих приобщиться к городу –празднику.
 
- Мадам, вы не скажите, как мне пройти к Бастилии?, - Амина обратилась к седой даме, ждущей автобуса. Та улыбнулась, повернулась к своей рядом стоящей подруге. Вдвоем  они подробно объяснили, как добраться до площади. 
Женщина поблагодарила подруг и благополучно добралась до площади Бастилии. Но самое забавное заключалось в том, что она почувствовала себя разочарованной, потому, что самого здания Бастилии там не было! И не могло быть! Она читала об этом. О революции, о том, что возмущенные монархическим режимом свободолюбивые французы разрушили до основания крепость Бастилию, на тот момент королевскую тюрьму. Она вспомнила, как во время экзамена  ее развеселил один из студентов. На ее вопрос, что празднуют французы в Национальный день Франции 14 июля, он ответил, что этот день связан с Бастилией. А что такое Бастилия? И у студента в голове, по всей вероятности, сложился свой образ Бастилии, и он не задумываясь ответил : «Это гордость французского народа».  Большего от него добиться не удалось.  На ее подсказку: « Может, это королевский дворец, или тюрьма, а может одновременно дворец и тюрьма», -студент никак не отреагировал.  Он твердо стоял на своем. «Гордость!» А теперь странным образом оказалось, что и у нее тоже своя Бастилия, такая, какой она была изображена на картинке, до того, как ее разрушили. И на месте ее не оказалось…. 

Описывать красоты Парижа – неблагодарный труд. У каждого Париж свой. В этом Амина убедилась, когда много позже своего визита в город-мечту выслушала рассказ сначала русского, а потом американца. Русский  заявил со всей решительностью, что эта европейская столица ни в какое сравнение не идет  с Москвой. Вот где размах, красота, чистота! А Париж?! Что Париж? Небольшой город с многочисленными проблемами и грязный к тому же. Ну, сфоткались у Эйфелевой башни. Наверх подниматься не стали. Такую очередь выдержать и зачем? Американец не был бы американцем, если бы не отметил, как одну из главных достопримечательностей Парижа книжный магазин «Шекспир и компания», основанный американкой,  где любили бывать Хемингуэй, Фитцджеральд, Гертруда Стайн.  Примечательное место.
Амина поднялась на самый верх Эйфелевой башни. Пока она стояла в извивающейся змеей очереди, чтобы заполучить долгожданный билетик с ней приключилась забавная история. Впрочем, она давно заметила, что притягивает к себе необычных людей и часто попадает в нестандартные ситуации. В то лето в Париже ее принимали за итальянку. Почему? Вероятно из-за внешности южанки и еще потому, что она свободно говорила по-французски, с легким акцентом, не грассируя «Р» и увлекаясь напевностью. Никого она не разубеждала; ей льстило такое сравнение. В очереди прямо перед ней стояла пара. Сейчас часто можно встретить подобные пары. Она постарше, подвижная, в подчеркнуто молодежной одежде. Рядом с ней спутник, не выделяющийся ничем, кроме бьющей в глаза юности. Влюбленные, вероятно, стараясь соответствовать банальным представлениям о Париже, как о романтическом городе, городе любви, касались друг друга, обнимались, смеялись, но самое главное, комментировали все, что видели. Говорили они на русском. В полной уверенности, что вокруг них, в очереди, никто не понимает их милого разговора. Амина, русскоязычная, выслушивала комментарии пары, в которых матерные слова воспринимались лишь как фигура речи, просто, как украшение, как сказали бы наши дамы «вишенка на торте». Замечания их о городе, башне, скучной толпе, невероятной очереди, где лишь они выделяются своей любовью друг к другу, не представляли особого интереса и женщина, наверняка забыла бы о них, если бы….  Вот именно, если бы в этот момент не раздался звонок. Звонил ее мобильный телефон.  Посмотрев на экран, прочитала имя абонента, ждущего ответа. Муж. Так кратко она обозначила в своей телефонной книжке спутника жизни. Не ответить невозможно. Хотя бы потому, что муж, зная, что она в Париже одна, не поймет ее молчания. А ответить, значит выдать себя. Вот такая дилемма. Почему каждый раз, когда она пытается сделать индифферентное лицо, что-либо или кто-либо выдает ее?

«Да,  я слышу. Конечно. Пока нашла телефон, ты же знаешь. В моей сумке художественный беспорядок», - не удержалась и взглянула на парочку. Они застыли в немом изумлении. Ей стало жаль их. Так жестоко  разрушить идиллию интимного разговора женщине еще не приходилось. Она отвернулась, продолжая говорить мужу банальности и представляя какими эпитетами наградит ее вечером за ужином колоритная парочка. Когда она уже забралась на самый верх башни, то потеряла из виду русских туристов. Замерла в восхищении, любуясь панорамой, гармоничной мозаикой города, разбросавшего перед восторженными почитателями несметные  богатства. Удивилась тому, что только одна высотная башня Монпарнас   глядит свысока, а, возможно, чувствует себя неловко, словно парвеню, среди солидных и не столь высоких зданий Парижа. Тут же услышала объяснение одного из французов своему гостю: «Нельзя нарушать стиль города. Вы же видите, какая красота. Поэтому только одна, нет, две башни, с одной мы сейчас и любуемся на город. Строить высотки можно в пригородах.»  Амина вздохнула, невольно вспомнив количество башен в родном городе.

Rue de Rivoli, та самая улица, где происходят события многих романов французских авторов. А вот сейчас она идет по ней, и уже не в первый раз. Идет и поражается своей удаче. Как так случилось, что она, наконец, здесь! На одной из самых знаменитых улиц мира. Вот так просто гуляет, а скоро дойдет до Лувра. Он совсем близко и полюбуется на бесценные сокровища. Еще утром в гостинице, выбранной ею за доступную для нее цену,  за чудное имя «Агора», означающее место для собраний в греческом полисе и за расположение в самом центре Парижа, рядом с проспектом с не менее экзотическим названием  «Севастопольский бульвар», она случайно услышала удивительный разговор. К портье подошли двое мужчин, по внешним признакам – китайцы. Один из них обычного китайского небольшого роста, средних лет, а другой - молодой человек, просто гигант. Взрослый мужчина едва доходил  до плеча молодому. Молодой обратился к портье: « Мьсе, Вы не скажите, где находится музей, в котором есть знаменитая картина «Мона Лиза». Мы приехали, чтобы посмотреть на нее.» Женщина в этот момент завтракала в маленькой гостиной, примыкающей к приемному отделению.  Ела круасан и думала о том, как француженкам удается сохранить стройную фигуру, съедая за завтраком сдобу,  иногда с медом, или повидлом. Но услышав вопрос китайца, она внимательно посмотрела на мужчин. Отметила распахнутые в изумлении глаза портье. Справившись с удивлением, он ответил: «Здесь рядом. Если вы пойдете вверх по улице Риволи, никуда не сворачивая, то выйдете к Лувру, это музей, очень хороший музей» , - здесь портье сделал паузу и посмотрел поверх очков на китайцев, проверяя  впечатление, произведенное его словами на туристов. – « вот там хранится знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда», которую еще называют «Моной Лизой»».  Китайцы оставались бесстрастными. Во всяком случае лица, не поменяли своего доброжелательного выражения. А молодой повторил тот же вопрос «Мона Лиза в этом самом Лувре?» Портье кивнул. Улыбнулся.
 
Женщина почти не удивилась тому, что в громадном музее, где собраны произведения со всех концов света, китайцев интересует небольшая по размеру картина. На нее каждый день любуются толпы туристов. Некоторые из них не особо разбираются в искусстве. Но о Джоконде слышали все.   Каждый раз выходя из отеля, женщина решала для себя, куда она направится в этот день. Ее не тяготило отсутствие спутника. Наоборот, никто не мог ей навязать своего мнения. Могла бродить без цели. Но сегодня она пойдет в Лувр. Прямо перед входом в арку к ней подскочила женщина, нагнулась, выпрямилась  и быстро заговорила, держа в руках что-то блестящее. «Мадам, вы очень удачливы. У вас под ногами я нашла золотое кольцо. Смотрите!»  Она ловко поднесла к лицу Амины сверкающее кольцо.  «Посмотрите, оно словно ждало Вас. Видите, мне оно маленькое, а Вам будет впору, я не сомневаюсь. Не хотите примерить?» Амина смотрела на женщину, на ее старания вручить ей, незнакомке, кольцо и совершенно ясно видела, что наживка срабатывает в том случае, если базовый инстинкт собственника будет сильнее разума. У Амины много недостатков, но жадности в ней нет. Она улыбнулась, отошла на шаг назад от назойливой товарки и только покачала отрицательно головой. Женщина с неодобрением смерила взглядом с головы до ног гордячку и также проворно удалилась.  Билеты в Лувр продавали в стеклянной пирамиде. Французов всегда привлекал загадочный Восток, Египет, фараоны.  Можно вспомнить поход Наполеона в Египет, куда отправились не только солдаты, но и ученые. Позже француз Шампольон расшифровал древние  египетские иероглифы, знаменитый Розеттский камень, привезенный из похода.  Восхищение французов Египтом и его культурой не ослабло и в  ХХ веке - тому свидетельство стеклянная пирамида. Амина тут же вспомнила похожую пирамиду в Баку перед станцией метро ;ceri ;;h;r. А недавно пирамиды установили и у других станций города. Насколько архитекторов ее родного города вдохновляли египтяне, сказать трудно. Скорее всего, именно парижская стеклянная пирамида надоумила местные власти построить у себя такую же.  Если бы только египтяне могли знать, что мавзолеи фараонов  будут настолько популярными, что их будут строить в разных странах мира. Правда, не в качестве гробниц, а для украшения городского пейзажа.
Провести в Лувре весь  день несложно. Гораздо сложнее за день посмотреть хотя бы половину экспонатов. Амина не ставила перед собой столь амбициозной задачи. И совсем как китайцы, она, погостив у греков, римлян, итальянцев, отправилась к неповторимой, единственной, несравненной  Джоконде. Как и следовало ожидать, Мону Лизу окружали поклонники. Кто-то стоял неподвижно, вглядываясь в картину и пытаясь  угадать, кому она улыбается; были такие, что кружились вокруг нее, словно в танце, чтобы убедиться в том, что дама следит за ними, не отводит пристального взгляда. Амина поглядев на Лизу, узнала в ней давнюю подругу. Женщину, занимавшую ее воображение некоторое время. Она знала, что месяцем раньше в Лувре выставлялись две Моны Лизы. Одна, та самая, известная и почитаемая во всем мире, на которую она смотрит сейчас, а другая та, что нашли в  2012 году и хранится она сегодня в мадридском музее Прадо. Амина подошла к двум охранникам, стоявшим в карауле рядом с красавицей Лизой. «Скажите, ведь недавно у вас гостила еще одна Мона Лиза? Какое она произвела на вас впечатление. Как Вам показалось, какая из них интереснее?» Высокие стройные брюнеты,  (Амина даже подумала, что для такой почетной миссии их специально выбирали среди самых видных сотрудников) говорили по очереди, не перебивая друг друга. Первый - улыбчивый, синеглазый: «Мне другая  Лиза показалась моложе, ярче, наивнее. Младшая сестра нашей синьоры»,  он обернулся к Лизе, словно она могла подтвердить сказанное.  Второй - сумрачный мачо, сверкнул глазами : « Наша Лиза, интереснее, загадочнее.» Амина поблагодарила стражей, попрощалась с Джокондой и вышла из Лувра.  Ей хотелось подумать о том, что она увидела и услышала. Выйдя из арки, она увидела на противоположной стороне улицы кафе на террасе. В кафе подавали мороженое, десерты, вино. Она выбрала мороженое, фисташковое, любимое. Уселась в уголке, чтобы любоваться на прохожих, Лувр. К стойке с мороженым подошла группа туристок, женщин пенсионного возраста. Простых, в носочках, удобных туфлях, просторных одеждах. Переговаривались между собой на русском. Амина еще подумала, что  русских привлекает Франция; так было всегда, и, похоже, мало что изменилось. Одна задержалась у стойки не в силах выбрать десерт. «Лизавета, ты еще долго будешь выбирать? Не мужа выбираешь, мороженое!» Амина сохраняла все тот же безразличный вид. Лизавета повернулась в сторону подруг. «Хочу фисташковое, как у дамы напротив, а его нет.» «А ты спроси, может, гарсон поймет?» Лизавета попыталась жестами объяснить продавцу чего она желает. Амина не выдержала, встала, подошла к стойке, перевела заказ. Гарсон улыбнулся, зашел в подсобку и принес Лизавете фисташковое мороженое. Женщины оживились. Амина подсела к их столику. Одна из них, командир отряда тут же сообщила : « А мы подумали вы- француженка.» Амина расспросила женщин о том, как они путешествуют. Очень ей понравился их рассказ. «А что дома сидеть! Вот мы все на пенсии. Целый год собираем денюжку, а летом по всей Европе катаемся. Где мы только не были! Так хорошо!  Вот сегодня в Лувре были, на Лизаветину тезку смотрели. Похожа на нее в молодости. Особенно, когда улыбается. О чем думаешь в это время, Лизавета?» «Ну ты скажешь, тоже! Ничуть не похожа! О чему думаю? Не скажу… » Лизавета засмущалась. Амина рассказала о себе, немного. Женщины расстались, пожелав друг другу  насладиться Парижем.
Погуляв в саду Тюильри, представила, как здесь прогуливались придворные дамы в экстравагантных туалетах. Жеманные кавалеры назначали свидания в укромных уголках. Вот здесь, у  пруда. Каждый элемент туалета продуман. От того, куда дама приклеит мушку,  любовная интрига могла получить бурное продолжение или наоборот, затихнуть и перейти в спящий режим.  Амина призналась себе, что за несколько дней, проведенных  в сердце Парижа, ей не удалось увидеть женщину или мужчину, поразивших ее воображение. Хваленая элегантность французов, неужели это всего лишь миф? А может, в этом и заключается настоящая элегантность? В простоте.   
 Днем раньше Амина встретилась с давней приятельницей, живущей уже много лет в Париже. Они договорились о встрече по телефону.
- Я буду одета в белый сарафан, черную  воздушную  капюшонку и буду ждать тебя на площади перед мэрией
Приятельница засмеялась:
- Неужели ты думаешь, что я тебя не узнаю? Или ты меня? Конечно, столько лет прошло… Но, думаю, все равно нас можно узнать.
В самом деле, они легко узнали друг друга. Обе были искренне рады.  Погуляв по саду, похожему скорее на парк, зашли в известный магазин Samaritaine. Прошлись по отделам. Амина не горела желанием что-либо покупать, и они поднялись в кафе. Обычная кафешка в молле, но вот одна маленькая деталь очаровала Амину. На стенах кафе были рисунки, объясняющие некоторые название десертов и даже посуды, приспособлений для приготовления пирожных, кексов. Они сели за столик под рисунком Синички Nonnette. Симпатичная синица по имени Нонет ( так ее назвали потому, что она является разновидностью обычной синицы M;sange). А еще, этим же словом Нонет сегодня называют пирожное, которое готовят в специальной форме.  И пирожное и форма называются Нонет.  Амина поделилась восторгом с приятельницей. Та улыбнулась: «Вижу, ты совсем не изменилась. Та же Амина». Женщина посоветовала посмотреть Консьержери.
- Там тюрьма была. Несчастная Мари Антуанет провела там последние дни перед казнью. Посмотришь, какими жестокими могут быть утонченные французы!
- Любопытно. О королеве много всего написано, вот только, что правда, а что ложь? Смотрела недавно фильм Софии Коппола «Мария Антуанетта». Интересно. Знаменитая фраза, которую приписывают королеве «если у них нет хлеба, пусть едят бриоши», в фильме удивляет и огорчает королеву.  Она никогда не говорила  ничего подобного. Во всяком случае, так трактует фильм.
- Да, соглашусь с тобой. Часто общественное мнение далеко от истины. Каким был персонаж, сложно сказать. Почти невозможно. Людская молва может как приукрасить, так и очернить любого.
Расставшись с приятельницей, Амина направилась в Консьержери. Громадный средневековый комплекс зданий, внушающий трепет. Консьержери – одно из зданий комплекса.   Амина почувствовала себя маленькой хрупкой женщиной и с замиранием сердца вошла во внутрь.  В X- XIV веках во дворце жили французские короли из династии Капетингов. От той эпохи сохранился огромный зал готической архитектуры Salle des gens d’armes. Слово «жандарм», ставшее международным, в переводе с французского значит "люди оружия». Позже дворец стал выполнять роль тюрьмы. Во времена революции тюрьму называли «передней гильотины». Здесь томились узники, жизнь которых чаще всего заканчивалась на плахе. Та же судьба ожидала блестящую королеву Марию Антуанетту, одну из самых элегантных королев Франции. Ее поместили туда в 1793 году. Перед комнатой, где она провела последние дни жизни витраж с ее монограммой, переплетенными буквами М и А. В ее камере постарались воссоздать реальную обстановку той эпохи.  Служащий музея сказал Амине, что гобелены с лилиями, которыми обтянуты стены комнаты, являются подлинными. Рисунок местами выгорел и стерся. Амине показалось странным, что в тюремной камере осужденной на смерть, стены украшены королевскими лилиями, словно для того, чтобы пленница не забыла о том, что она королева и с какой высоты упала.  И как насмешка судьбы над теми, кто взывал к справедливости, над якобинцами, в той же тюрьме Консьержери провел ночь перед казнью Максимилиан Робеспьер, один из пламенных революционеров. Робеспьер, «Неподкупный» ( Incorruptible), как его называли соратники закончил жизнь на гильотине, как и королева, немного позже нее, в 1794 году.
Но больше всего Амину поразило свидетельство графа де Беньо, узника Консьержери. Вот что он пишет : «Коридор являлся местом нашей любимой прогулки; мы выходили в него, как только нас выпускали из камер, женщины появлялись в то же время, но без спешки; туалет устанавливал свои неписанные правила. Утром они показывались в кокетливом неглиже настолько свежем и привлекательном, что представлялось невообразимым, что они провели ночь на убогом ложе и чаще всего на зловонной соломе.

Обычно, светские дамы, которых препровождали в Консьержери, и даже там сохраняли до самого конца священный огонь хорошего тона и вкуса….Я заметил, что все дамы, имеющие подобную возможность, меняли платье по три раза на день. Другие, восполняли их отсутствие чистотой, возможной в этом заведении. Во дворе у женщин находилось сокровище: источник воды, предоставлявшей им ее вдоволь; каждое утро я наблюдал, как эти несчастные, те, что не принесли с собой, или не имели другого наряда, стирали, отбеливали и сушили у источника в неугомонном соперничестве. Первый утренний час они посвящали этим заботам, и ничто не могло их отвлечь, даже приговор.»
Удивительная подробность в этом тексте. Граф называет несчастными не всех дам-узниц, а именно тех, у кого было лишь одно платье.
«Смертельная элегантность», так захотелось Амине  назвать данное свидетельство.

Французы французами, а желание приукрасить себя свойственно всем женщинам, независимо от условий жизни и от обстоятельств. В этом Амина убедилась еще раз, прогулявшись по Елисейским полям. Нет, Амина представляла себе эту улицу масштабнее, грандиознее, сродни громадным проспектам Москвы. А улица оказалась вполне человеческих размеров. Много туристов. Японки с удовольствием сфотографировали Амину на фоне бутика Картье. Конечно, она не прошла мимо бутика Louis Vuitton, где продают мечту многих женщин.  Сумки от Louis Vuitton заполонили весь мир. Многие дамы купили себе эти сумки. Некоторые приобрели настоящие, но большинство довольствуются подделками. На первом уровне магазина -самый демократичный недорогой для этого бренда товар в пределах 500-600 евро. Амине интересно было наблюдать, как женщины, попав в атмосферу воплощенного гламура, свободно чувствуют себя. Продавцы, в основном молодые красавцы, вполне подходящие на роль jeune premier  , любезны и внимательны. Любопытство привело Амину на второй уровень магазина. Она  шла следом за интересной группой, состоявшей из четырех женщин, в длинных черных чадрах, в сопровождении одного по-европейски одетого господина средних лет. У женщин в руках не было сумок. Укутанные с головы до ног в черные одежды, они, тем не менее, очень активно интересовались разными моделями изделий. Подошли к прилавку, установленному на возвышении, словно на постаменте, за которым стоял молодой мужчина- неотразимый мужественный латинский мачо. Дамы щебетали без умолку на арабском, мужчина переводил. Они пересмотрели несколько сумок, но ничего не купив,  удалились. Что могло привлечь внимание женщин, не имеющих возможности в обычной своей мусульманской жизни щеголять в ярких нарядах и прогуливать, совсем как дорогую собачку, новую брендовую сумочку? Под стеклом лежал предмет вожделения многих дам. Сумка из крокодиловый кожи. Больше всего Амину поразила цена. Сумка стоила 30.000 евро. Да, именно такая сумма фигурировала на ценнике. Не поверив своим глазам, она переспросила у красавца продавца цену товара. Он улыбнулся и вежливо ответил:
- Да, мадам. Сумка стоит 30.000 евро. Она из крокодиловой кожи.
- И у вас ее покупают? Не сомневайтесь мадам, покупают!
Женщины в черных чадрах, вероятно, могли себе позволить купить ну хотя бы одну маленькую сумочку из крокодиловой кожи. А иначе, зачем нужно было их всех смотреть?

Вечером в отеле уставшая, счастливая Амина решила посмотреть местные каналы. Захотелось сравнить их со своими домашними. Она включила телевизор и на экране увидела ту женщина, что предлагала ей утром подарить так удачно найденное золотое кольцо. Просто  потому, что оно ей мало. Диктор бесстрастным тоном комментировал действия женщины на экране. Как оказалось, ловкой мошеннице удалось провести довольно много наивных дам. Пока дамы примеряли и восхищались кольцом, мошенница ловко обчищала их сумочки.  Вот так просто, почти элегантно,- улыбнулась Амина. Спонтанно возникла мысль о том, куда она пойдет завтра. Во дворец правосудия. Еще одно из зданий королевского комплекса рядом с Консьержери.
Дворец правосудия. Поднявшись по ступеням, Амина оказалась в огромном зале, чем то похожим  на «  Salle des gens d’armes »,  скорее всего размерами, величием. Привратник объяснил ей, что помещение называется « Salle des pas perdus » ! Если перевести это выражение так, как кажется логичным и так, как переводят сегодня многие медиа, то это - «Зал потерянных шагов». В самом деле, легко представить,  как человек, ожидающий решения суда, проходящего в одном из помещений, примыкающих к  «Залу потерянных шагов», кружит по залу в ожидании вердикта. Сколько слез, страданий, а возможно и криков радости слышали эти стены. Амина поднялась на второй уровень и прошлась по неширокому коридору, в который выходили комнаты. Женщина, любопытная от природы, не могла не заглянуть, хотя бы в одну из комнат. Ей повезло, она смогла присутствовать на заседании суда. Французского суда, где выступали истец, ответчица и служители правосудия, как она поняла адвокат, прокурор и секретарь суда. Публику представляла в единственном числе Амина.  Заседание было открытым. Амину не просили выйти.  Рассматривалось дело о разводе. Ее не  удивило, что судейские были в мантиях, она знала по фильмам, что во Франции сохраняется традиция ношения специальных тог для служителей правосудия. Ее поразил парик адвоката. Настоящий парик, похожий на те, что украшали головы судей, вершивших правосудие много веков назад.  Адвокат - женщина, средних лет, защищавшая права ответчицы, дралась как львица, чтобы заставить истца, подавшего на развод,  признаться в том, что именно по его вине брак распадается. Слушая адвоката, Амина подумала о том, что если бы у Марии Антуанетты был такой адвокат, возможно, она осталась бы жива. Хотя, ясно, что такого быть не могло, хотя бы потому, что женщины получили право быть юристами много позже, в середине ХХ века.  Возможно, по этой причине адвокатессе захотелось надеть парик; подчеркнуть традицию и преемственность. Амина не стала дожидаться конца процесса, выскользнула из зала.  Спустилась по мраморной лестнице в «Зал потерянных шагов», прошла по периметру, словно танцуя странный церемонный танец, и покинула Царство правосудия.  Почувствовала себя легкой, свободной.

Позже, дотошная Амина выяснила, что выражение: «Зал потерянных шагов» во франкоязычных странах используют для обозначения приемных  в разных организациях и иногда даже для зала ожидания на вокзалах, но вот происхождение этого выражения не имеет ничего общего с потерянными шагами. История загадочного выражения такова. После падения Наполеона, к власти пришел младший брат казненного короля, Людовик XVIII.  Император Наполеон сумел вернуть себе власть на сто дней, естественно, король удалился снова в изгнание и только после разгрома Наполеона под  Ватерлоо в 1815 году, Людовик вернулся окончательно. Этот период называется вторая Реставрация.  Монархия в этот исторический период стала конституционной монархией.  В палату вновь избранных депутатов Национальной Ассамблеи  вошли в основном роялисты, Людовик был в восторге и назвал эту палату «La chambre introuvable », что значит «Невиданная палата». Однако  палата очень скоро стала «большей сторонницей монархии», чем сам король. Правительство распустило палату через год после ее создания. Во время очередных выборов некоторые из депутатов не были переизбраны, их называли “Perdus », «Потерянные», а депутатов переизбранных называли  «  Pas perdus »,  «Непотерянные». Заседания палаты проходили в Бурбонском дворце. Зал, где собирались «Непотерянные» стал называться «Залом Непотерянных». Вот такая  интересная история.   

А еще Амина покаталась на bateau- mouche, так называются прогулочные кораблики, курсирующие по Сене. Атмосфера праздника не покидала ее все время прогулки. Словно она попала в один из интригующих фильмов про Париж. Единственное отличие - она не чувствовала себя главной героиней. Нет. Героем, славным красавцем, опытным соблазнителем с силой молодого страстного любовника выступал город ее мечты, Париж.

 Еще один сюрприз ждал ее у стены любви. Есть такая стена в Париже на Монмартре, неподалеку от виллы Далиды, восточной красавицы, ставшей одним из символов Парижа. Громадная стена, исписанная признаниями в любви на разных языках мира. Амина нашла на стене надпись на азербайджанском.  Пока она с увлечением читала  надписи, пытаясь угадать язык, к ней подошли два красавца мачо и попросили ее сделать с ней фото на фоне стены.  Недоверчивая Амина, не питавшая особых иллюзий насчет своей внешности, поинтересовалась, почему именно она вызвала такой интерес у молодых людей. Ответ ее успокоил. «У вас восточная внешность, западная одежда и, к тому же, прекрасный французский». Амина улыбнулась. Аргументы красавцев ее убедили. Фото на память.  Амина в белом сарафане с красной ниткой кораллов на шее,  в компании двух голубоглазых черноволосых статных молодых мужчин на фоне стены любви в Париже. Молодые люди пригласили ее в кафе на Монмартре. Они поболтали обо всем на свете и распрощались, совсем как старые друзья, впрочем, не надеясь на будущую встречу.  Вечером, перебирая, словно редкие жемчужины, впечатления дня, Амина невольно подумала, что нежданную и романтическую встречу с  молодыми людьми ей подарил Париж.
 
Неделя счастья подходила к концу. Амина увидела лишь маленькую толику всех богатств  Парижа. Она не сумела поехать в Версаль, и это мучило ее. Приходилось мириться с такой, как ей казалось, страшной несправедливостью: приехать в Париж и не полюбоваться на Версаль. Она не унывала. У нее появилось новое желание. Амина непременно еще раз приедет  сюда, в город сказку; ее ждет Версаль. В последний день своего пребывания в Париже, Амина пошла на площадь Согласия.  Так назвали площадь после неоднократной смены имен.  В самом начале  своей сумасшедшей карьеры площадь носила имя Людовика XV , он ее основал  и там же находилась конная статуя короля. Да, того самого короля, чей сын  Людовик  XVI и невестка Мария Антунетта были казнены на этой же самой площади, которую тогда назвали площадью Революции, после августа 1792. Площадь еще не раз переименовывали. Она называлась площадью Согласия при Наполеоне, затем снова площадью Людовика XV и чуть позже Людовика  XVI, при  реставрации монархии. Площадь Хартии (Конституции) - одно из ее названий и наконец, французы сделали свой выбор в пользу названия Площадь Согласия. Выбор был сделан во время правления последнего короля французов Луи Филиппа I, принца  Орлеанского, сторонника либеральной монархии. В центре площади установлен египетский обелиск из  Луксора. Восток и Запад объединились  на площади Согласия в Париже. 

В самом центре Парижа - Площадь Согласия.  Желание примирить, казалось бы, непримиримые события. Монархию и  Революцию. Аристократов и народ.  Еще и подружить Восток и Запад. Неужели это возможно? 
Амина стояла рядом с обелиском, как живое  свидетельство того, что такое возможно. Восточная женщина, носящая западные одежды, любящая французскую культуру и владеющая французским языком.