Старое и новое Прогресс Философско - околонаучное

Ирина Муллер
Философско - околонаучное эссе
Итак, обратимся к теме, волновавшей и тревожащей миллионы практически за все время существования человеческой цивилизации. Поразмышляем , попытаемся и найдем свои ответы. Или же не найдем.
Прогресс или основы, истоки  – что первично? Что стоит во главе угла? Что есть краеугольный камень. Возможно ли одно без другого? Существует ли взаимосвязь?  Извечный вопрос о курице и яйце.
Что было сначала – материя или дух. Из чего произошла материя. Как зародился дух, кто его зародил. Для чего все это.  Где первопричина.
 Движение вперед – по спирали времени. Колесо истории продолжает неумолимо крутиться. Что его вертит. Где рычаг.  Где находится пресловутая точка опоры.
Существует ли она. Существовать должна определенно. Тогда кто ей  управляет. А кто управляет тем или кем, кто управляет этой точкой. Возможно ли найти доступ. И нужно ли его искать. Что из этого выйдет.
Поможет ли она перевернуть Землю, и что из этого получится. Стоит ли пытаться. Можно ли сойти и на какой остановке и что там. Можно ли потом вернуться.
Повернуть время вспять – это регресс или постоянство. День сурка – трагедия или стабильность.
Реальность или вымысел. А может вообще все колесо истории и есть день сурка только в увеличенном временном диапазоне. Поколении, века времен – песчинки в глобальной истории мировой цивилизации. И что есть цивилизация. Она вообще существует?  Это упорядочение хаоса, восстановление последствий  вселенского хаоса или же движение вперед. И что есть хаос.
Вселенная – не имеет ни начала ни конца. И благодаря этому существует вечно. Бессмертность. Что тогда есть существование. «Я мыслю, следовательно,  я существую».  К этому пришли четыре столетия назад. Что изменилось с тех пор. Следовательно дух первичен. Мысль материальна. Возможно ли такое. Зачем тогда нужна материя. Какую функцию она выполняет.
Что есть истина. Есть ли она вообще. Если есть, то кому она доступна.
Перемены – нужны ли они. Что есть прошлое – опыт, ошибки, основа. Базис для будущего. Без прошлого нет будущего.  Связь времен, связь поколений. Есть ли в этом смысл.
Эволюция природы, эволюция цивилизации – какова конечная цель. Может быть цель и есть движение. «Движение - все, цель - ничто».
Вечный двигатель.  Перпетуум  Мобиле.
Что дает импульс.
 Бытие определяет сознание, либо же сознание влияет на бытие.
Роль отдельной личности в истории.  Предпосылки окружения формируют личность, либо же личность меняет эти предпосылки.
Все течет все меняется. Постоянства нет – есть движение. Законы физики описаны уже давно. Они работают – мы наблюдаем.  Знания. Наука. Откуда они. Они всего лишь описательны. Способны они что-либо изменить или всего лишь констатируют происходящее. Если констатируют, то зачем это нужно. Любопытство. Чтобы познать окружение, но опять же-  зачем. Чтобы познать смысл всего. Но опять же зачем - чтобы изменить его, чтобы осознать, чтобы возможно улучшить. А надо ли. И главное возможно ли это. Не есть ли существующее уже основой и первопричиной. Существующее неизменно, оно было есть и будет, меняется лишь познание о нем.
С течением времени человечеству открывается все больше и больше. Больше представлений об окружающем мире, законах Вселенной.  Люди – зрители. Мы наблюдаем, но не вмешиваемся, к вмешательству нет доступа. Возможно лишь увидеть чуть больше с каждым новым столетием. Можно ли тогда называть это прогрессом. Возможность всего лишь увидеть, узнать  больше, приоткрыть завесу тайны. Во главе угла – любопытство. Однако и страх перед неизведанным. Места в зрительном зале становятся все более и более приближены к экрану и с каждым столетием  изображение становится немного более  четким, всплывают новые детали, подробности, доселе невидимые, закрытые.   Это прогресс человечества или насмешка над ним же.

Человек умелый. Человек разумный. Орудия труда, труд  наделяет разумом. Развивает мозг. Происходит трансформация. Значит первичен не дух, а материя. Значит внутреннее доступно через внешнее. Как такое возможно.  И что есть внешнее тогда. Кто сказал, что взяв в руки ветку будет проще поймать мамонта. И откуда появились деревья и мамонты. Для чего они нужны – деревья для того, чтобы создавать ветки, чтобы с их помощью ловить мамонтов. А мамонты нужны для удовлетворения потребностей человека. Правилен ли этот вывод. Где мамонты сейчас. Потребности изменились  и они исчезли. Возможно ли такое.
Приспособление к окружающей действительности – это ли есть прогресс. Тогда опять же какова его конечная цель. Кому помешали добродушные мохнатые мамонты.  Кто формирует эту действительность.
Разум развивается благодаря действиям, а действия возможны благодаря окружению. Не было бы изначально мамонта и дерева не было бы и ветки для ловли мамонта, и некого бы было ловить,  разум бы не развивался. Развитие цивилизации бы остановилось. Есть ли в этом смысл.

Свет в конце туннеля.
Колесо времени  неумолимо движется, не останавливаясь ни на секунду.
Яблоневый сад. Сладкое наливное яблоко под тяжестью своей спелости срывается с веточки и летит прямо на голову зазевавшегося гражданина.

(Примечание – автор ни в коем случае не настаивает на данной точке зрения. Данные размышления являются одними из множества. И носят скорее околонаучный, развлекательно-фантастический характер. Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции.)