Первая охота

Иван Кривобоков
Наш дом на два хозяина стоял на краю деревни. Сразу за ним начиналось поле, на котором испокон веков жители сажали картошку. Сколько себя помню в детстве, всегда совхоз давал землю под посадку, именно на этом месте. Весной, оно сплошь превращалось в огромную лужу, и не всякий взрослый рискнул бы перейти ее поперек. Множество диких уток и куликов отдыхало на весеннем водоеме после дальнего перелета. За несколько дней вода уходила в землю, оставляя после себя непролазную грязь. Новенькое  болото и привлекало нас своей непроходимостью. Я, с соседом Васькой, неоднократно попадал в топкую ловушку засасывающей жижи. И тогда, на помощь плачущим и орущим во все горло внукам, прибегали наши бабушки. Скинув с себя галоши и, проваливаясь по колено в топь, они с трудом выдергивали нас из грязевого плена. Со словами: - Язви вас в душу, нехристи окаянные, - искали утопшие сапоги, по локоть запуская руки в холодную густую кашицу. – Придем домой, прутом по заднице получишь,  - стращали внуков бабульки.  – Куда вас черти занесли, в грязи по пояс выгваздался. Ой, да растошнешеньки мои-то, одно горе от вас. Сейчас вещи замочу и будешь целый день на печке сидеть. Отцу скажу, он тебе ремня-то всыплет.
Уже через час-полтора за забором, разделяющим наш двор на две половины, появлялась белобрысая Васькина голова.  – Ванька! Пойдем играть, - визгливым голосом кричал сосед. Васька был младше меня на год, но время мы проводили вместе. Его старший брат Мишка тоже всегда был в нашей компании. Выше ростом и такой же белобрысый, он с раннего детства был нашим защитником от мальчишек с других улиц. Резкий в движениях и физически сильный, Мишка, услышав визг своего брата, стремился к нему на помощь. Будучи старше на два года, он постоянно присматривал за ним. Ревел Васька от всей души, не умолкая ни на секунду, от визга закладывало уши. Едва ли не половина деревни слышала эту истерику. Мальчишки с соседней улицы говорили между собой: - Вчера Васька Буймов опять целый час горланил. Иногда казалось, что он орет просто для удовольствия, надсаждая свою глотку.
Зимы в те времена были суровые, действительно стояли трескучие морозы. Выйдя на улицу поутру, имелась возможность услышать, как трещат углы домов. Срубы в основном делали лиственные, и от избытка смолы бревна начинали лопаться. Деревню заваливало снегом, огромные сугробы возвышались  вдоль улиц. Во дворах вырывали лабиринты траншей.  В огородах, оставшиеся с осени стволы подсолнечника, полностью покрывало толстым слоем белой крупы. Вместе с братьями мы частенько копали пещеры, вырезая ножовками по дереву плотный искрящийся наст. Из больших кубов зимнего покрывала строили в своем огороде целые замки с башенками и переходами внутри. Домой нас загоняли силою, невозможно было оторвать от столь увлекательного занятия. Одинаковые у всех троих - толстые штаны с начесом, покрывались ледяной коркой и практически не гнулись. Валенки с рукавицами были насквозь мокрыми и, когда отходили от мороза руки, мы, шмыгая мокрыми носами, начинали хныкать от боли. – А чтоб вас холера взяла, черти полосатые. Решите когда-нибудь себе руки, - причитала бабушка и заставляла их опускать в ведро с холодной водой.
В один из зимних дней мы с Васькой катались с горки на санках. Еще издалека заметили человека, идущего на лыжах со стороны поля. На его плече висело охотничье двуствольное ружье. Это был самый известный в деревне охотник, звали его Козлов дядя Юра. На поясе болтался вниз головой убитый заяц-русак. Отец не раз рассказывал о нем: - Юрка настоящий охотник, никогда без трофея не придет. Молодой, а ушлый. Везет человеку, охота у него в крови. Дядя Юра остановился рядом с нами, чтобы снять лыжи. Васька уставился на зайца, я же, с разрешения хозяина, принялся рассматривать ружье. Так ласкала взгляд вороненая сталь, манила таинственностью, что невозможно было оторваться. Очень хотелось потрогать руками, провести ладошкой по стволам, погладить лакированный приклад. Наверное, тогда я уже решил: - Когда вырасту, непременно буду иметь такое же ружье. Мне в ту пору было всего лишь шесть лет, но я уже мечтал стать великим охотником и не раз представлял себя идущим по полю или по лесу с настоящей двустволкой. С раннего детства меня привлекало это занятие, я хотел знать об охоте как можно больше. Дождавшись отца с работы, спросил его: - Пап, расскажи, как можно зайца поймать? Мы с Васькой в поле заячьи следы видели. Научи нас. Отец хитро улыбнулся и прошептал мне на ухо: - Это, сына, проще простого. Возьмешь кирпич, закопаешь его под заячий след. Посыплешь на него перца или нюхательного табаку. Обязательно положи на него кусочек сала, можно даже без хлеба. Заяц побежит по своему следу и, увидев приманку, захочет полакомиться. Нагнется, перец попадет ему в нос, он начнет чихать  и разобьет себе сопатку. Стукнется о кирпич, и все, конец ему. Нос у них больно слабый. Придешь на следующий день и заберешь зайца. Только не забудь кирпич снегом присыпать, чтобы видно не было. Мамке не говори, чему я тебя научил.
Утром следующего дня мы с Васькой уже шли от строящегося дома и по очереди несли в руках тяжелый кирпич. Еще с вечера я отсыпал из бабушкиной табакерки горсть табаку. Дождавшись, когда немного оттеплит,  вышли в поле. Пройдя метров триста, нашли около молоденьких березок несколько заячьих следов. Вокруг было множество мелких какашек, видно зайцы ночью кормились корой молодых деревьев. Замаскировав снегом кирпич, положили сверху несколько кусочков сала, и я высыпал рядом пахнущий мятой нюхательный табак. Отойдя в сторону, оглядели все внимательно. Васька вытащил из кармана соленый огурец и положил рядом с салом: - Может косой соленого захочет, пусть поест. Довольные проделанной работой весело побежали домой.
Сутки тянулись очень медленно, утром я поднялся рано, даже проводил родителей на работу. С нетерпением ожидал, когда же стрелки больших настенных часов встанут на цифре двенадцать. Едва пробили часы, в дверь постучался Васька. Одет он был тепло: туго завязанная под подбородком шапка-ушанка, натянутые на валенки штаны (чтобы не попадал снег) и шея, обмотанная широким шарфом, почти до самого носа. Я быстро оделся, и мы выдвинулись в поле. На всякий случай я сунул в карман пальто кожаный ремешок – так гораздо удобней тащить зайца по снегу. Утопая в глубоком снегу, мы медленно подходили к заветному месту. Приманки нашей не нашли - сало кто-то утащил. Вокруг виднелись следы крупных птиц, вороны или сороки склевали лакомство, только замерзший огурец валялся в стороне. Тогда я понял, папка со мной пошутил. Очень стало обидно, я считал себя уже большим. В этом году мне предстояло идти в школу в первый класс. И я слегка даже обиделся на отца. Так провалилась наша первая охота на зайца, но по-прежнему мне нравится мечтать и думать о ней.