Формулы любви. Красота

Лана Троянова
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
А. Блок

До наших дней дошло немало античных скульптур богов и богинь. Среди них - всего семь самых известных изваяний Венеры - богини любви и красоты. Это: Венера Милосская (II–I вв. до н.э., Париж); Капитолийская (II в., Рим); Книдская (IV в. до н.э., подлинник не сохранился); Медицейская (I в. до н.э., Флоренция); Капуанская (IV в. до н.э., Неаполь); Венера Мазарини (II в., Лос-Анджелес); Венера Счастливая (II в., Рим).

Но почему именно безрукая Венера Милосская - одна из самых знаменитых скульптур Лувра и признанный символ женской красоты? Известно, что писатель Глеб Успенский, посетив в 1872 году Лувр,  восторженно отозвался об этом прекрасном творении: «Тут больше всего и святей всего Венера Милосская. В ней, в этом существе – только одно человеческое в высшем значении слова».

В чём причина особого почитания именно этого воплощения образа богини Афродиты? В непревзойдённом искусстве древнего скульптора? Или в том, что сама статуя окружена флёром загадок и тайн? О руках Венеры Милосской написано множество исследований - научных и околонаучных. Что было в руках Венеры Милосской? Когда и при каких обстоятельствах статуя своих рук лишилась? Любопытные гипотезы можно найти, к примеру, в этой статье: "Прекрасные руки Богини. Афродита (Венера) Милосская" - ссылка    
Но так ли важно, что было в руках у Афродиты - зеркало, венок из цветов, яблоко Париса, или руками она просто придерживала складки своего более чем скромного одеяния? Важно другое. Тайна ли отсутствующих рук сделала знаменитой статую Венеры Милосской или же её совершенство и идеальные (по меркам прошлого) пропорции?

"По легенде, моделью для создания скульптуры послужила гетера Фрина – известная женщина свободного поведения. Вряд ли приличная гречанка осмелилась так позировать. Женщины тщеславны. Стань выдающимся художником – и все женщины твои (если, конечно, у тебя есть не только слава, но и деньги). Известность притягивает как мотыльков огонь.

Говорят, что Венера – «тайна при ярком свете». Почему эту скульптуру назвали именем богини любви? Потому что красота вызывает любовь? Или потому что красота символ совершенства? Но что есть красота?
Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стеклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном?

(...) Красота. Что делает с нами красота! Это не просто мечта, ищущая воплощения в любви, а нечто большее. Это напоминает гипноз, когда мы становимся пленниками собственного воображения и готовы, как лунатики, следовать за красотой повсюду, бежать за ней, в надежде поймать милостивый взгляд, делающий нас счастливыми. Когда глаза любуются очаровательной наружностью, воображение дорисовывает остальное, заставляя восхищаться носителем чуда. Красота околдовывает, и мы, не замечая того, что скрыто за прекрасной оболочкой, добровольно отдаем себя в плен собственных иллюзий..."
(Николай Кофырин "ЗАГАДКА КРАСОТЫ ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ")

Есть версия, что именно отсутствие рук у скульптуры Венеры Милосской приковывает внимание к деталям её совершенного тела. Нет рук, которые могли бы стыдливо прикрывать наготу или держать некий предмет, отвлекающий внимание зрителя... Есть только Красота в чистом, рафинированном виде. Красота, которая и является на самом деле величайшей загадкой и тайной любви.