Как я смотрела Анну Каренину Карена Шахназарова

Мита Пе
ПРЕДИСЛОВИЕ.

Я посмотрела телевизионный восьмисерийный сериал "Анна Каренина. История Вронского", снятый режиссёром Кареном Шахназаровым в 2017 году и являющийся вольной экранизацией одноимённого романа Льва Толстого, публицистической повести "На японской войне" В. Вересаева и его же цикла "Рассказов о японской войне".
Фильм показывали  на телеканале "Россия" с 17 по 20 апреля 2017 года – четыре дня по две серии.

До начала показа я пожимала плечами и задавала вопрос "зачем"? Зачем Шахназаров взялся за эту тему? Не получится ли новый сериал повтором  двухсерийного фильма (1967) Александра Зархи с Татьяной Самойловой (Анна) и Василием Лановым (Вронский).  Ведь образ Анны Карениной в исполнении Татьяны Самойловой получился настолько удачным, что любой повтор кажется бледной копией ("Анна Каренина" режиссёра Сергея Соловьёва)

Неужели Шахназаров способен облечь бедную Анну на новые киномучения? Во имя чего? Что ЕЩЁ можно выжать из этого образа!
В общем, с душевным трепетом и страхом я начала смотреть!
 
17 апреля 2017. АННА КАРЕНИНА...  НАЧАЛО.

Ну вот ... два  первых фильма сериала "Анна Каренина". История Вронского" позади. Что я ощущала и чувствовала? Не знаю ... Честно говоря, на середине второй серии заскучала, но заставила себя досмотреть до конца -  из уважения к режиссёру Шахназарову.

По своему многолетнему опыту знаю, что в некоторые фильмы, которые "не идут" сразу, надо всмотреться (как в книги вчитаться), поэтому делать выводы погожу, надо дотерпеть увидеть остальные шесть серий. Надеюсь, что  после завершения сериала моё мнение изменится, очень на это надеюсь, хотя понимаю, что с дуэтом Боярская-Каренина это будет сложно.

Я заранее настраивалась на то, что Анну будет играть Елизавета Боярская и почти уговорила себя, но вчерашние серии опрокинули мои подготовительные настройки. И вряд ли последующие серии примирят меня с тем, что Анну Каренину (по воле Карена Шахназарова) воплощает Лиза Боярская. На мой взгляд, эти женщины (Анна и Елизавета) так же далеки друг от друга, как небо и земля.

Наверное, легче и короче перечислить то, что мне понравилось, это:
1. Выросший Серёжа Каренин, в его роли актёр Кирилл Гребенщиков.
2. Алексей Каренин (муж Анны) - в его роли очень удачно выступил Виталий Кищенко.
3. Понравилась Долли - в её роли Виктория Исакова.
4. Стива Облонский - роль актёра Ивана Колесникова.
5. Мать Вронского - роль Татьяны Лютаевой.

В общем, понравились те, кто окружает главных героев - Каренину и Вронского. А о них, реальной супружеской чете «Боярская-Матвеев», говорить не буду, иначе первоначальный минус станет не только большим, но и длинным.

В общем, все выводы на - потом. Для меня сейчас главное - не разочароваться в режиссёре. Карена Шахназарова люблю и уважаю, но боюсь, что с "Анной Карениной" он "пролетел".
Жду окончания сериала: авось, я буду не права!

18 апреля 2017. ОЙ, ЕЩЁ ДВЕ СЕРИИ.

Вчера я проскучала ещё две серии "Анны Карениной". Имя Шахназарова потускнело в моих глазах, но я не верю, что режиссёр сознательно и добровольно снимал этот скучный фильм. Думаю, его заставили сделать это под пытками, и он вынужденно согласился. А там, где принуждение, нет блеска и воодушевления.

Смотрю новую "Анну" и вспоминаю, какие хорошие фильмы снимал Карен Шахназаров раньше - "Курьер", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Цареубийца", "Палата №6", даже "Американская дочь" смотрится интересней нынешней "Анны Карениной"!

Понимаю, перед создателями фильма была поставлена меркантильная задача растянуть процесс отношений Вронского и Карениной на несколько серий, задачу они выполнили. Конечно, "Санты-Барбары" не получилось, но то, что из воспоминаний Вронского выжали целых восемь серий - это уже мастер-класс!

Пришёл на ум Александр Дюма-старший. В его времена издатели платили литераторам за каждую строчку, так Дюма стал мастером коротких диалогов, которые он растягивал на целую страницу. Издатели злились, но платили, а Дюма лишь посмеивался.

Похоже, режиссёр Шахназаров повторил литературный опыт Дюма в сериальном кинематографе и снимал по принципу, чем длинней, тем выгодней. В итоге нашлёпано восемь серий  (хоть я посмотрела пока четыре, но и другие, похоже, такие же) с претензией на "новое слово" в экранизации бессмертного романа.

Я,  конечно, посмотрю  (из любопытства)  следующие две серии, но не обещаю себе посмотреть полностью. Потому что скучно и потому, что я с недоумением смотрю на главную героиню. Как мог Шахназаров так ошибиться! Я пробую изо всех сил привыкнуть к Анне, которую играет Елизавета Боярская, но не получается. Местами и минутами Боярская хороша, но это мизер, тонущий в массе общего несоответствия образу, а потому моего неприятия.

Я досадую на хорошего режиссёра Шахназарова за то, что он взял на главную роль эту актрису. Как ни уговариваю себя спокойно относиться к её Анне, но всё равно с каждой серией убеждаюсь, что эта роль не для Лизы.

Я допускаю, что режиссёр по-мужски симпатизирует Елизавете и именно по этой причине не видит неравенство типажей Боярской и Карениной. Допускаю, но не принимаю.

Мне как-то обидно за Анну Каренину, которую показывает Елизавета Боярская. Где природный шарм толстовской Анны, где её утончённый аристократизм, где внутренняя культура, где обворожительность и обаяние? Именно эти качества увидел и почувствовал Вронский, именно из-за них он полюбил Анну!

В Карениной-Боярской этого нет. И мне непонятен исток любви Вронского к этой женщине, а ведь это была любовь с первого взгляда. Такая любовь не падает с потолка, а возникает от внутренних установок, которые интуитивно чувствуются в другом человеке. А что почувствовал Вронский в Карениной-Боярской? Мне неведомо. Поэтому влюблённость Вронского меня не убедила.

Я всегда считала Карена Георгиевича Шахназарова чутким режиссёром, с большим чувством вкуса, с точным выбором актёра для нужной роли,  с прямым попаданием в образ,  а тут … не Анна, а командирша, пытающаяся командовать не только своей жизнью, но и жизнями окружающих её людей. Да и не любит она никого. Даже  Вронского.

Вот, например, сцена после первой любовной ночи. Анна-Боярская надевает уйму вещей, штаны, юбки, лифы, совершенно не стесняясь любимого человека. А где целомудренность Любви? Где трепет рождённого чувства и женское стеснение показаться некрасивой перед избранником? И Вронскому не претит эта супер-открытость, он сам помогает Анне застегнуть крючки, чуть ли не упираясь коленом ей в спину! Когда мужчина расстёгивает на женщине крючки и обрывает пуговицы, сбрасывает одёжки и сгорает от страсти, добираясь до вожделенного тела - это совсем другое. А помогать ей одеваться … смешно!

Если женщина любит, она никогда не покажет мужчине свою "нижнебельевую кухню". А одеваться под взглядом мужчины без стеснения и неловкости - это явное отсутствие желания нравится. Это означает, что женщина не любит мужчину, и ей всё равно, что он о ней подумает.

Зачем эта сцена показана именно так? Чтобы убедить зрителей, что между влюблёнными Карениной и Вронским близкие отношения? Не убедили. Зато я теперь знаю, как выполняют супружеские обязанности супруги Боярская и Матвеев. А оно мне надо?

А как Анна-Боярская уходит из спальни Вронского? Она не улыбается ему на прощанье, не посылает воздушный поцелуй, не бросает нежный взгляд -  то, что обязательно сделает любящая женщина! Каренина-Боярская выходит из спальни с таким видом, словно она оставила на тумбочке оплату за ночные услуги.

Трагедию любви Анны к Вронскому показать, увы, не получилось, получился каприз взбрыкнувшей барыни, которой внезапно надоел муж (храпит, однако!), и она бросилась в объятия первого, кто был более или менее настойчив.

Скучно смотреть на вялотекущий процесс отношений Карениной и Вронского, скучно смотреть на виды убогого военного госпиталя, на массовку, изображающую раненых солдат, ходящих туда-сюда перед камерой, скучна троица китайских богов с курящейся перед ними миской (почему-то камера раза три застывает перед ними) - зачем, лишнее это.

Разумеется, моё мнение об "Анне Карениной" Шахназарова сугубо личное. И я допускаю, что кто-то этим фильмом искренне восхищается! Всё может быть, о вкусах не спорят. Но,  каков бы ни был вкус, мне не понять тех людей, которые этот сериал одобряют.
А ведь он ещё не кончился.

Я посмотрела четыре серии – ровно половину. Если после первых двух серий я ещё надеялась, что далее будет показано то самое, во имя чего Шахназаров взялся за экранизацию, то сейчас уже не надеюсь. Прорыва не будет. Получилось то, о чём сказал когда-то Черномырдин: "Хотели как лучше, получилось как всегда".

Ну, почему каждый режиссёр стремится перекроить классику согласно своему близорукому видению? Почему каждый сценарист считает, что он легко дополнит самого Толстого? Почему актрисы уверены, что зрителям понравится их обнажённое тело? Почему из трагедии любви делают фарс?

Собственно, мне больше нечего сказать об этом новоделе. Всё уже сказано, хотя во мне продолжает теплиться надежда, что общее впечатление о сериале  каким-то чудесным образом будет положительное.

19 апреля 2017.  СЦЕНА В ТЕАТРЕ.

Что сказать ... я в потрясении! Очень сильная, глубокая и волнующая сцена. Думаю, лучше, чем в других экранизациях. Я не говорю, что поменяла своё мнение об игре Боярской в целом, но эта сцена не оставила меня равнодушной. Если есть в Елизавете Боярской талант, то он проявился здесь во всей своей силе. Игра без слов, только глаза, улыбка и гордо выпрямленная спина.

Я волновалась. Во мне клокотали разные переживания: от осуждения до восхищения. Со стороны Анны это был настоящий вызов обществу, своего рода "вызываю огонь на себя". Бедная, бедная Анна ... зачем?

Вот если бы весь фильм вызывал такие чувства, его смело можно было бы назвать шедевром, но, боюсь, что это одномоментная удача. Хочу скорее посмотреть две последние серии ...  А вдруг заключительные плюсовые аккорды перечеркнут все  минусы предыдущих серий? Если честно, то мне очень этого хочется!

Перед глазами до сих пор стоит Анна в ложе театра - гордая, смелая, одинокая, ждущая от Вронского поддержки. А он  …  струсил, не подошёл, не поддержал, не доказал свою любовь. Бедная Анна!

20 апреля 2017.  КОНЕЦ АННЫ КАРЕНИНОЙ.

Ну,  вот и всё! Я досмотрела "Анну Каренину " Карена Шахназарова до конца.
Моё общее мнение – потрясающий фильм! Блестящий и неповторимый! Я в восторге!

Анна открылась мне с совершенно незнакомой стороны, я восхищаюсь ею и мне её бесконечно жаль. Смелая, любящая, честная, мятущаяся, надоедливая, взрывная, неопытная и не понимающая, как сохранить своё внезапное счастье …

Вспоминаю, как трудно начинала смотреть сериал, было скучно, не нравилось. Первые четыре серии заставляла себя смотреть, даже хотела бросить, но упрямо сидела перед телевизором и – ждала! Я  верила режиссёру Шахназарову: если этот умный и чуткий режиссёр взялся за историю Анны, значит, ему было что сказать! И, слава Богу, я не ошиблась.

Елизавета Боярская не была в числе моих любимых актёров, поэтому я отнеслась к ней в роли Анны с недоверием, показалось, что она явно не в образе.
Так продолжалось ровно половину сериала, но в 6-й серии, после сцены в театре, я "прозрела".
Со мной случился своего рода катарсис. Я поняла, осознала, увидела,  что Елизавета Боярская играет Каренину потрясающе, до мурашек по коже!

Каюсь в том, что поначалу считала сериал скучным. Теперь я иного мнения. Фильм высокого полёта и, пожалуй, лучшая экранизация романа. Татьяна Самойлова замечательно сыграла Анну, но - СВОЮ! 

Анна Каренина в исполнении Елизаветы Боярской - это вселенная, океанская бездна, гранитная глыба, необъятность и непредсказуемость женской души!  Это -  сосредоточение такой душевной боли от нечаянной Любви, что моё сердце дрожит от переживаний за неё.

Актёрская группа подобрана мастерски, она замечательная, умелая, слаженная, высокоталантливая. Персонажи вращаются вокруг главных героев эпизодически, но их вход в кадр добавляют фильму блеска и света.

Поначалу не понравился Вронский. Когда прочла, что Боярская называла Матвеева "таланливейшим актёром", я пожала плечами: а как же иначе, жена хвалит мужа, как  "кукушка хвалит петуха.

Я ошибалась. Максим Матреев сыграл великолепного Вронского, именно такого, какой нужен Анне Карениной-Боярской.

В последней серии в некоторых местах слёзы подступали к глазам, например, последний разговор Вронского с врачом Сергеем Карениным ... И этот кадр, когда Вронский идёт навстречу поезду и теряется в рассеянных лучах света ... отличная картинка для слогана фильма: "Великая любовь не зависит от времени".

Из всех незначительных недочётов фильма выделю всего лишь один: сильно затянуто передвижение кареты, мчащейся по Петербургу на станцию. Понимаю, это символично: лошади погнали, и процесс уже не остановить, но!  Анна уже всё выплакала служанке Аннушке, зрители уже всё поняли, и поняли, что смерть Анны неизбежна, а карета с чёрными лошадьми всё мчится и мчится ... И кучер в развевающейся крылатке ну никак не Всадник Апокалипсиса! Перебор, Карен Георгиевич! На минуту бы раньше закончить этот эпизод!

До слёз взволновал конец фильма - Вронский уходит в сияние света на новую встречу с Анной, чтобы уже никогда с ней не расставаться.

Общее впечатление - великолепный фильм! Сожалею, что сначала не поняла его и даже хотела бросить просмотр.
В фильм надо всмотреться, как в книгу вчитаться. Не бросать на полпути - ведь так легко обеднить себя, пропустив шедевр!



Иллюстрация - скан (автора) последнего кадра из фильма.