Мотивация, демотивация и самомотивация

Суворова Елена Валентиновна
Любая работа, даже самая желанная, имеет обыкновение надоедать. Даже когда мы искренне  любим свое дело,  никто из нас не застрахован от периодов эмоционального или профессионального выгорания, инвентаризации собственных ценностей и переосмысления своего опыта.
Людям свойственно делать остановки в пути и перепроверять себя, свои цели и убеждения, себя и окружающую действительность.
Эта книга о том, как можно преодолевать свои «кризисы» и какие способы самомотивации можно для этого применить.
Вы узнаете, что мешает вам достигать свои цели и получать желаемое.
И как сделать так, чтобы исполнять свои желания стало легко.
Вы найдете 28 способов получить желаемое. Возможно, не все они одинаково вам подойдут. Но вы обязательно найдете тот, который вам нужен сейчас.

Почему надоедает?
Одна из основных причин демотивации – внутренний конфликт чувств и разума, желаний, возможностей и долга. Ведь любая работа, даже любимая - это обязательства и долг. Обязательства перед самим собой и другими людьми. И как только у нас появляются обязательства, они начинают нас понемногу тяготить.
Тяготят нас, практически,  любые обязательства, даже самые незначительные и те, к которым мы изначально стремились, которые хотели на себя взять. Тягость любых обязательств для человека особенно очевидна, например, когда мы делаем покупки для дома: наибольшее удовольствие доставляют нам покупки не запланированные и не нужные, а спонтанные и, часто, бесполезные. А наивысшее удовольствие в деятельности приносит та, которую мы выполнили не по долгу, не в связи с обязательствами, не за деньги, а просто так, по велению души и сердца, чтобы порадовать кого-то близкого или, наоборот,  совсем не знакомого нам человека, порадовать и самого себя. Такие благотворительные действия дают мощный приток энергии быстро, мгновенно, наполняют нас радостью и счастьем.
Основная причина демотивации человека на работе во внутреннем конфликте между «Хочу!» и «Должен!». «Хочется спать…», но «А должен быть на работе в 9.00, а впереди долгая дорога по пробкам».  «Хочется зарабатывать много денег». Но сколько именно это «много»? И, главное, как этого можно достичь не понятно.
Не понятно в каком направлении и как нужно совершенствоваться, приобретать новые знания и навыки, чтобы труд приобрел б;льшую ценность, стал кому-то полезнее и, благодаря этому, принес больше дохода.  Далеко не всегда и не у всех желание получать больший доход сопровождается готовностью трудиться больше или с лучшим качеством.
Даже, если эти два условия («хочу и должен») совпадают, то не всегда.  В моменты несовпадения и возникает демотивация человека. В такие моменты художники, писатели и люди других творческих профессий переживают «творческие кризисы» - переоценивают свой вклад в искусство и все свое предыдущее творчество. Бизнесмены отходят от управления созданными ими компаниями и либо ищут отдохновения от суеты, либо уже увлекаются новыми идеями и проектами. Наемные менеджеры (руководители компаний и подразделений, рядовые сотрудники) теряют интерес к работе, их эффективность резко падает, иногда люди даже физически заболевают от одного только нежелания «тащиться» на работу, в которой они не видят смысла.
Конфликт между «хочу» и «должен» внутриличностный конфликт человека. Но, как и любой конфликт – это урок, который дает возможность для совершенствования. Для осознания своих ценностей и, возможно, того, как они изменились.
Для переоценки своих прошлых заслуг и достижений и определения новых целей, ради которых снова захочется действовать.
Основные понятия

Сами понятия «мотивация», «демотивация»  и «самомотивация» интуитивно понятны каждому читателю. Но поскольку русский язык великий и могучий, то  интуитивное восприятие смыслов этих слов разными людьми  может существенно отличаться.
Я выбрала основные определения этих понятий, которые наиболее полно раскрывают их смысл.

Мотивация это –
Мотивация - это совокупность  разнородных факторов, определяющих по¬ведение человека. Она проявляется как побуждения, вызывающие активную деятельность человека в определенном направлении или усиливающие ее.
Мотивация - это система устойчивых мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направлен¬ность личности.
Мотивами же принято считать те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к деятельности, направленной на их удовлетво¬рение.
Системами мотивации принято называть комплексы материальных стимулов и нематериальных привилегий разрабатываемых в организациях для повышения эффективности работы сотрудников.
Мотивация может и исчезать в процессе достижения цели, поскольку могут меняться две ее важные составляющие:
1. Меняются сами цели и убеждения, поддерживающие эти цели.
2. Меняется восприятие себя и окружающей действительности с  точки зрения приобретенного в процессе деятельности своего нового опыта.

Ключевыми мотивами в обучении являются: Потребность, Смысл, Цель, Интерес, Желания, Намерения, Задачи.

Наиболее важным из мотивов является Потребность. Потребность выступает одним из главных источников человеческой активности.
Цель определяет активные действия человека.
Потребность может выступать и как внешний и как внутренний аспект мотивации, а цель – как внешний.
Эффективность наших действий обусловленных внешней или  внутренней мотивацией будет существенно отличаться.
Когда человеком движут его личные внутренние мотивы, эффективность его деятельности гораздо выше.
В зависимости от масштабности и сложности задач могут преобладать внешние или внутренние мотивы.