Часть 2. Варяги

Кузьма Калабашкин
Продолжение. Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/09/10/1268

Кто такие варяги? Для начала, посмотрим, что говорит о варягах Повесть Временных Лет [12]:

«Ляхове же и Пруси и Чюдь приседять к морю Варяжскому по сему же морю сядять Варязи семо къ вьстоку до предела Симова по тому же морю седять къ западу до земли Агаряньски и до Волошькые»,
т.е.
- Балтийское море называется «Варяжским»,
- ляхи, пруссы и чудь, хоть и живут на берегах «Варяжского моря», но варягами не являются.
- варяги же живут здесь («семо»), у Варяжского моря, а на восток от него - до границ семитов (хазар?). К западу они живут до земель мусульманских («агаряне») и до каких-то романских народов (волохи).
Насчет «агарян»: вполне возможно, что автор или переписчик допустил здесь ошибку и в тексте должны быть «агляне, англяне». Тогда варяги живут до Англии и современной Франции, что более похоже на правду.

В другом месте летописец, особо не заморачиваясь с географией, отмечает:
«Афетово же колено и то Варязи Свеи Оурмане Готе Русь Агляне Галичане Волохове Римляне Немци Корлязи Венедици Фрягове и прочии. . .»

В этом пассаже любопытно следующее:
при маловразумительном для современного понимания перечислении народов, пошедших от Иафета, варяги отмечены как отдельный народ, наряду со скандинавскими свеями, норманнами, готами (видимо, имеются в виду гауты или ёты), какой-то «русью», аглянами (англо-сакасы?), галичанами (галлы? галисийцы?), волохами, римлянами, немцами, корлязями  (каролинги?), венедичами (венеды? венеты-венецианцы?), фрягами (итальянцы?).

Если следовать вышеприведенному тексту, варяги – это отдельный народ, поскольку здесь летописец  отличает варягов от шведов, готов и норвежцев, а также и от «руси». Если же поставить после «Варязи» двоеточие (которого в тексте, конечно, нет), то получается, что волохи, римляне, «галичане», фряги и проч. – это тоже варяги.

Под годами 6367 (859) и 6370 (862) в Повести Временных Лет помещен знаменитый текст:

«Имаху дань Варязи  приходяще изъ заморья на Чюди и на Словенехъ и на Мряхъ и на всехъ Кривичахъ . . .

И изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собе володети и не бе в нихъ правды и въста родъ на родъ и быша оусобице в них и воевати сами на ся почаша

и ркоша поищемъ сами в собе князя  иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду по праву
идоша за море к Варягом к Руси сiце бо звахуть ты Варягы Русь яко се друзии зовутся Свее друзии же Оурмани Аньгляне инеи и Готе тако и си

ркоша Русь Чюдь Словене Кривичи и вся земля наша велика и обилна а наряда въ неи нетъ да поидете княжить и володеть нами

и изъбрашася трие брата с роды своими и пояша по собе всю Русь и придоша къ Словеномъ первее и срубиша городъ Ладогу и седе стареишии в Ладозе Рюрикъ а другии Синеоусъ на Белеозере а третеи Труворъ въ Изборьсце

и от техъ Варягъ прозвася Руская земля

по дъвою же лету оумре Синеоусъ и братъ его Труворъ и прия Рюрикъ  власть всю одинъ и пришед къ Ильмерю и сруби город надъ Волховом и прозваша и Новъгород и седе ту княжа
и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити овому Полътескъ овому Ростовъ другому Белоозеро

и по темь городомъ суть находнице Варязи первии наследници в Новегороде Словене и в Полотьске Кривичи Ростове Меряне  в Белеозере Весь Муроме  Мурома и теми всеми обладаше»

В в этом пассаже  летописец отмечает, что после изгнания каких-то «варягов их заморья»,  словене, чудь, меря и кривичи  сначала передрались между собой, а потом решили пригласить   варяжского правителя, который управлял бы на основе договора (по ряду) и по фиксированным законам (по праву).
Любопытно отметить, что здесь призванная на княжение «русь» уже названа варягами (так же как другие варяги называются свеями, норманнами, «англянами» и готами. Те. летописец совершенно определенно отмечает, что «русь» - это не шведы, не норвежцы, не «англяне» и не готы (еты, гауты?)

Кстати, слова летописца о том, что призванный варяг «Рюрикъ . . . пришед къ Ильмерю и сруби город надъ Волховом и прозваша и Новъгород и седе ту княжа» находится в полном противоречии с другим замечанием в той же летописи, где говорится об основании Новгорода при расселении славянских племен, еще задолго до призвания «руси»:
«Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своимъ именемъ  и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ».
Тем паче, что по словам летописца, варяги, в Новгороде пришельцы (находники), а первые поселенцы там - словене.

Приходится признать, с варягами и русью у летописца какой-то «сумбур, вместо музыки». (с) "Правда" от 28.01.1936
И из этого сумбура почтенные норманисты и не менее почтенные антинорманисты, вполне могут извлечь цитаты, соответствующие их политическим предпочтениям.
В особенности, ежели привлекут другие источники.

А мы, - не норманисты и не антинорманисты.
Мы просто хотим понять: что это было?

Впрочем, занимают меня славяно-тевтонские [13] языковые соответствия.

Тевтонское окончание «ER» («UR, AR») - в славянском дает окончание «Ъ»
Кстати, «твердый знак» в русском алфавите - раньше, прямо так и назывался - «ЕР».
Тевтонское окончание «ING, UNG» (или, в северном варианте, «INGR, UNGR») – в славянском дает окончание «ЯЗЬ».
 
В некоторых русских текстах имя «Олег» писалось как «ОЛГЪ» (отсюда одна из ветвей княжеского рода – «Ольговичи»). Кажется, можно не сомневаться, что «ОЛГЪ» это «ославяненное» тевтонское имя hOLGer («Хольгер», а отнюдь не «Хельги», как, отчего-то, считает большинство норманистов). Первая буква («h») – это хорошо известное из школьного курса немецкого языка «немое ха», означающее просто придыхание.

Название вождя на «северном языке» - KONungr, в славянском варианте  должно  звучать, как КОНязь. Буква «О», по каким-то языковым законам выпала, совершенно таким же образом, как и из имени ВЛАДИМИР, первоначально имеющем форму ВОЛОДИМИР (ВОЛОДИМЕР).

Возможно, такое усечение - возникло под влиянием «письменной» русской речи, которая, как считается (в отличие от разговорной), по происхождению южнославянская. 

Впрочем, существует форма КЪНЯЗЬ. И если мы читаем слово ПЪЛК («Слово о пълку  Игореве»), как ПОЛК, то почему бы и слово КЪНЯЗЬ – нам не читать, как КОНЯЗЬ?

Известно, что свободные люди у каких-то «пруссов» [14]  - назывались ВИТинги. Позднее так называли прусских воинов на службе Тевтонского Ордена.
По тем же соответствиям тевтонский VIKingr, через прусское VITing, превращается во вполне славянское -  ВИТязь.

Однако вернемся к «варягам».
Неясность этимологии имен братьев Рюрика – СИНЕУС и ТРУВОР, у некоторых исследователей вызвала предположение, что эти имена – переосмысленная летописцем фраза «SINE HUS» и «THRU VARING», что на северном языке означает «со своим домом (родом) и верной дружиной»[15].
Существуют достаточно убедительная, на мой взгляд,  критика этого предположения, но мы здесь останавливаться на этом не будем. Нам здесь любопытно, что VARING – это дружина, а славянский эквивалент VARing звучал бы как ВАРязи. Именно так «варяги» и называются в некоторых местах Повести Временных Лет.

Получается, что «варяги» - это просто какая-то заморская дружина? [16]

------
[12] Здесь и далее текст Повести Временных Лет приводится по изданию: Ипатьевская летопись. Полное собрание русских летописей. Том 2. Санкт-Петербург, 1908.
В тексте - буквы, не использующиеся сейчас, заменены на современные («ять» на «е» и т.п.). В больших отрывках - сплошной текст источника разбит на логические абзацы.
[13] Ввиду того, что в части источников термин ГЕРМАНЦЫ не имеет однозначного этнического смысла, мы, предполагая, что TEVT = DEUT(sch), - здесь УСЛОВНО назовем «тевтонами» предков нынешних немцев и скандинавов.
[14] Экзоэтноним: различные по языку и происхождению народности, проживающие на территории Пруссии до тевтонского завоевания, никогда сами  себя не называли «пруссами». У каждого племени было свое название: сембы, погезане,  вармы и проч. Скорее всего, «пруссы» включали в себя как литовские, так и славянские племена.
[15] Такая фраза действительно есть в некоторых редакциях Повести Временных Лет.
[16] Знаменитые «варанги», наемный воинский контингент византийских императоров,
комплектовался из представителей «северных народов». Благодаря сагам, мы знаем, что среди «варангов»  были скандинавы. После нормандского завоевания Англии, вроде бы, этот контингент пополнялся еще и  англо-саксами.  Вполне возможно, что в «варангах» служили и другие народы северной Европы.

------
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/29/911