9-я рота 345-го полка ВДВ в штурме дворца Тадж-Бек

Дмитрий Самородов
   Аннотация / Annotation. В статье рассматривается вопрос об участии 9-й роты 345-го отдельного полка ВДВ в операции «Агат» по захвату президентского дворца Тадж-Бек в ходе ввода советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. Показывается, что эта рота под командованием В.А. Востротина, была специально подготовлена в качестве элитного подразделения полка еще накануне Афганской войны, а потому успешно выполнила поставленную задачу совместно с воинами «мусульманского» батальона и спецназа КГБ.
In article the question of participation of the 9th company of the 345th separate regiment of airborne forces in the operation "Agate" on occupation of the presidential palace Tadzh-Beck is considered during introduction of Soviet troops to Afghanistan at the end of December, 1979. Is shown that this company under V. A. Vostrotin's command, has been specially prepared as elite division of a regiment even on the eve of the Afghan war, and therefore I have successfully carried out an objective together with soldiers of "Muslim" battalion and special troops of Committee for State Security.
Ключевые слова / Key words: В. Востротин, 9-я рота, десантники, 345-й ГОПДП, Афганистан.
V. Vostrotin, 9th company, paratroopers, 345th Guards separate paraborne regiment, Afghanistan.

О героической 9-й роте, элитном подразделении 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, наши современники узнали благодаря блокбастеру Федора Бондарчука «9-я рота». Однако сегодня мало кому известен тот факт, что «девятка» с самого начала Афганской войны являлась отборной ротой, которой поручались ответственные боевые задания. Свое боевое крещение на афганской земле 9-я рота 345-го ГОПДП получила уже на третий день необъявленной войны, 27 декабря 1979 г. при штурме президентского дворца Тадж-Бек. В то время ротой командовал еще никому неизвестный старший лейтенант В.А. Востротин, в последствии (1986-1989 гг.) героический командир 345-го полка, являющийся ныне признанным лидером «Союза десантников России» и видным общественным деятелем.
Накануне Афганской войны, в первой половине 1979 г., 345-й полк ВДВ входил в состав 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Узбекистане (г. Фергана) и Киргизии (г. Ош) и «заточенной» на выполнение боевых задач в горной и пустынной местности, на азиатском направлении.
Как известно, во второй половине 1979 г.105-ю ВДД расформировали, пожертвовав два её полка (111-й и 351-й) для создания новых десантно-штурмовых бригад [4, с. 31]. Не тронули только 345-й полк, который получил статус отдельного и был усилен за счет артиллерийских и прочих подразделений бывшей 105-й ВДД. В конце 1979 г. стало почти очевидным, что ввод советских войск в Афганистан, где разгорелась гражданская война, увы, был неизбежен. Командиром 345-го ГОПДП было решено создать отборное боеспособное подразделение, готовое немедленно к выполнению боевых задач в Афганистане. Выбор пал на 9-ю роту старшего лейтенанта В.А. Востротина. Трудность выполнения поставленной командиром полка задачи заключалась в том, что в ноябре 1979 г. значительная часть бойцов 9-й роты ушла «на дембель» и подразделение имело только около половины служащих по штату. Командиру 9-й роты было разрешено восполнить штат за счет бойцов других рот 3-го батальона 345-го отдельного полка ВДВ. Задача была оперативно выполнена. «Роту, об этом и сейчас мало кто знает, - вспоминает Востротин, - специально готовили для Афганистана. Одновременно готовили так называемый мусульманский батальон. Мне дали право выбирать и укомплектовать роту (до 100 процентов личного состава) добровольцами. Из 80 человек, положенных по штату, в подразделениях было около сорока. За два дня мы с офицерами роты собрали со всех других подразделений добровольцев: солдат и офицеров. Предпочтение отдавали старослужащим, уже подготовленным и опытным. И через два дня я доложил о том, что личный состав укомплектован на сто процентов» [5]. Следует добавить, что новоявленные бойцы 9-й роты были не только отличными механиками-водителями, наводчиками-операторами, стрелками и гранатометчиками, но и дерзкими, отчаянными до наглости гвардейцами-десантниками. Это были сорвиголовы, настоящие маргеловцы, с которыми комроты В. Востротин теперь действительно мог выполнить любое боевое задание.
С 1 декабря 1979 г. начинается афганский период десантной службы Валерия Востротина, будущего героя ВДВ. Период этот (с перерывами в несколько лет) продлится до 11 февраля 1989 г., т.е. до момента окончания Афганской войны и вывода 345-го полка из Афганистана в Союз. В ночь на 1 декабря 1979 г. В. Востротин со своими рейнджерами 9-й роты и со штатной бронетехникой (БМД-1) загрузились в лайнер Ан-22 и улетели в Афганистан. Какие мысли одолевали воинов «девятки» и её ротного, когда они вступили на борт десантного лайнера? Вряд ли они могли предположить, что впереди ждет настоящая война, не все из них уйдут на дембель; уже через месяц несколько человек из 9-й роты вернется домой в цинковых гробах. Сам В. Востротин вспоминает фразу, сказанную в неформальной обстановке одним офицером-политруком: «Это было ночью 1 декабря 1979 г. Начальник политотдела мне сказал:
- Валер, когда-нибудь мы Вами будем гордиться, как сегодня гордимся героями Испании. Забавная фраза, с этой фразой мы улетели...» [4, c. 32].
Отправной точкой боевого начала Афганской войны считается 25 декабря 1979 г., когда начинается ввод советских войск на территорию ДРА. Группировка ВДВ в составе 103-й (Витебской) ВДД и 345-го ГОПДП (без первого батальона, оставшегося в Фергане) по воздуху была переброшена в Кабул и Баграм. В течении трех суток на эти два аэродрома садились эскадрильи десантных авиалайнеров с десантом и техникой на борту. 27 декабря началась знаменитая военная операция «Байкал-79», когда группировка ВДВ (103-я ВДД отдельного подразделения 345-го полка), подразделения пограничников и спецназа захватили в ходе штурмовых действий 17 важнейших правительственных, административных и воинских объектов в миллионном Кабуле, столице Демократической Республики Афганистан. На советских штыках к власти в ДРА был приведен новый президент Бабрак Кармаль, ставленник Кремля. Прежний президент, жестокий и двуличный сатрап Амин был физически устранен в ходе спецоперации «Агат», проведенной силами КГБ и ГРУ МО. Вечером 27 декабря 1979 г. группировка советских спецназовцев (группы «Гром» и «Зенит»), а также «мусульманский» батальон и десантники в результате дерзкого штурма овладели президентским дворцом Тадж-Бек, хорошо укрепленном объектом на окраине Кабула. Спецназовцы из подразделений «Гром» и «Зенит», согласно плану, должны были штурмовать дворец, в то время как «мусбат» (около 550 чел.) и десантники получили приказ блокировать два батальона охраны и отдельных подразделений афганской армии и не дать им возможность прийти на помощь президентским гвардейцам, оборонявшим дворец. Подразделением ВДВ, переданным «мусбату», и была 9-я рота 345-го ГОПДП, специально подготовленная для спецопераций. Командир роты В. Востротин получил от генерал-майора КГБ Ю.И. Дроздова боевую задачу по блокированию и нейтрализации 2-го афганского мотострелкового батальона [4, c. 44]. Востротинцы (переодетые в форму афганских солдат с белой повязкой на рукаве) должны были выйти на указанный рубеж (плац 2-го батальона) и огнем из всех видов оружия (в том числе с орудий и пулеметов БМД) подавить сопротивление афганцев и блокировать батальон.
В половине восьмого вечера 9-я рота на "бээмдэшках" пристроилась в общую колонну, заняв место за БТР-ми "мусбата". В начале восьмого часа колонна тронулась к назначенным рубежам. Когда вереница БМД приблизилась к дворцу Тадж-Бек, десантники открыли огонь по окнам второго и третьего этажа объекта. Это действо было предусмотрено поставленной задачей. Однако огонь по дворцу бойцы 9-й роты могли вести лишь с автоматического оружия, поскольку перед дворцом проходил вал, который и не позволил вести огонь по Тадж-Беку из гладкоствольных орудий с БМД. Уже через несколько минут 9-я рота вышла к расположению 2-го афганского батальона. Десантники приступили к выполнению поставленной задачи.
Вот как описывает эту боевую акцию сам Валерий Александрович Востротин: "Выдвинувшись на плац 2-го батальона, мы открыли огонь из всех стволов по казармам. По нам открыли огонь с тыла. Мы оставили в тылу штаб батальона. Из него и вели огонь по нам. У нас появились потери. Погиб рядовой Калмагамбетов. Был ранен рядовой Барышников. Я приказал своему заместителю подавить огонь из штаба батальона. 1-й взвод развернулся в сторону штаба и открыл огонь по нему. Через некоторое время огонь оттуда стих, и находившиеся там афганцы во главе с командиром батальона сдались нам в плен. Командир батальона предложил сходить к батальону и договориться о прекращении огня и сдаче батальона. Я согласился. Доложил Халбаеву. Тот на меня матом. Пообещал отдать меня под трибунал. Я приказал своему заместителю вернуть командира батальона. Он успел догнать его и вернуть назад. К утру сопротивление стихло. Тех, кто не разбежался, мы взяли в плен и согнали в котлован рядом со штабом батальона. Один взвод переместился к дороге со стороны Дарм-Уль-Амана" [5, с.44-45].
Пока «мусбат» и 9-я рота В. Востротина подавляли сопротивление афганских гвардейцев из внешнего кольца обороны, спецназовцы КГБ героически штурмовали здание самого дворца Тадж-Бек, в котором укрывался президент ДРА Амин и его семья. В решающие минуты штурма на помощь спецназу пришли воины из «мусбата» и десантники (что не было предусмотрено планом операции). Менее чем через час операция успешно завершилось, Амин был убит в ходе штурма Тадж-Бека. В 20 часов в 45 минут новый президент Афганистана Бабрак Кармаль выступил по радио с обращением к народу ДРА (по радиокоммуникациям воспроизвели обращение Кармаля, записанное заранее на магнитопленку).
В ночь на 28 декабря 9-й роте пришлось участвовать еще в одной боевой акции, в отражении наступления батальона афганских танков, рвавшихся к президентскому дворцу. А утром «мусбат» и «девятка» чуть не были обстреляны десантниками 103-й дивизии, которые, очевидно не знали еще о событиях вечернего штурма дворца и не ожидали здесь увидеть коллег-десантников, да еще в афганской форме. Операция «Агат» была успешно завершена. Советская штурмовая группировка заплатила за победу дорогой ценой. «Мусбат» потерял убитыми 7 человек (60 были ранены), спецназовцы КГБ – 5 убитыми (более 25 ранены). 9-я рота В. Востротина потеряла 3-х воинов, один боец был ранен. К обеду 28 декабря командир «мусбата» Х. Халбаев приказал 9-й роте принять под охрану дворец Тадж-бек, назначив комендантом И. Монахова [1, c. 169], заместителя В. Востротина. Тогда же десантники 9-й роты сняли с флагштока государственный флаг ДРА. И. Монахов сложенное полотнище уложил на дно своего чемодана. Через несколько дней флаг пытались сжечь, но поскольку материя не горела, а плавилась, полотнище разорвали на куски и закопали в близи расположения роты в Баграме [1, с.173].
В момент возвращения 9-й роты в Баграм, в самый канун Нового 1980 г., произошел инцидент, который чуть было не подпортил репутацию прославившейся роты и её командира. Свою версию Востротин излагает так: «Мы читали книги о войне, смотрели фильмы, в которых разведчики курили трофейные сигареты, трофейное оружие. Мы были молодыми и, увидев этот огромный дворец Амина, посчитали его одним большим трофеем. Он был по-восточному богато оформлен и по-современному оборудован: в комнате видеомагнитофоны, приемники, телевизоры. Повсюду ковры, оружие: сабли серебряные, израильские «узи». И, конечно, мы посчитали, что все это наше. Честно говоря, мысли не было что-то продать на чём-то нажиться. Мы жили в палатках, и я думал: «Обвешу все палатки персидскими коврами - и солдатам тепло, и красиво. В каждый взгляд по две швейные машинки – обмундирование подгонять. Каждому бойцу по пистолету Макарова, их там сотни лежали. В общем, набрали мы два ЗИЛа этого барахла, никто нас не остановил, и мы приехали в Баграм. А потом нас так тряханули…» [5].
По версии американского историка Грегори Фейфера 9-ю роту «тряханул» сам полковник Н.И. Сердюков, командир 345-го полка [7, c. 105]. Воинам «девятки» после сигнала боевой тревоги было приказано одеться в полевую форму и построиться перед штабом полка. В своей книге «Большая игра: война СССР в Афганистане» Грегори Фейфер приводит реплику Н.И. Сердюкова, брошенную востротинцам: «Мы думали, что вы, солдаты, были героями! – рявкнул он. -  Но вы, оказывается, не что иное, как мародеры и обычные преступники» [7, c. 105].
Из-за этого случая В. Востротин, сначала представленный к званию Героя Советского Союза, как и офицеры-спецназовцы КГБ, штурмовавших Tадж-Бек, этой самой высокой награды СССР тогда так и не получил. Командир «девятки» был награжден орденом Красного Знамени [3, с. 388]. До возвращения в Союз в 1982 г. Валерий Александрович будет еще два раза представлен к званию Героя Советского Союза, но тщетно. Только в 1988 году во время своей второй командировки в Афганистан, являясь уже командиром родного 345-го ГОПДП, он будет награжден звездой Героя.
Новый (1980) год воины 9-й роты встретили в Баграме с чувством выполненного воинского долга. Тела трех погибших гвардейцев готовили к отправке на Родину в цинковых гробах… Солдаты и офицеры из роты Валерия Востротина наивно полагали, что их интернациональная миссия выполнена и ожидали скорого возвращения к месту постоянной дислокации, в узбекский город Фергану. Однако владыкам метаистории было угодно уготовить иной сценарий этого необычного конфликта. Война с участием «шурави», ограниченным контингентом советских войск в Афганистане только начиналась. 9-й роте и всему 345-му полку будет уготована роль передового ударного кулака 40-й армии. Эта отборная часть ВДВ будет участвовать во многих боевых операциях, преимущественно на востоке многострадального Афганистана. 9-ю роту 345-го ГОПДП в начале 1988 г. будет ждать битва за высоту 3234 с «черными аистами», в которой десантники-востротинцы (39 человек) совершат беспримерный подвиг, отстояв высоту и отбросив озверелого врага, превосходящего «шурави» в примерно десять раз [6, c. 18]. Двум из шести погибших в той битве десантникам будет посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Несколько раньше Героем Советского Союза станет и полковник В.А. Востротин, которому через год предстоит выводить полк из Афганистана. Но этим событиям предстоит произойти через много лет после первых боев в декабре 1979 г.
«Суровый Марс, кровавый бог войны
В Афган с Олимпа снизошел.
С ним скорби Ангелы пришли
Для сбора душ. Отсчет войны пошел…»
(фрагмент из стихотворения Д.П. Самородова)
Литература
Королев А.Н., Храмов В.К. 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк (документы и материалы)– Б.м., б.г. - 549 с.
Круглов В.А., Фетисов С.А., Павленко В.В. Воздушно-десантные войска в лицах. – «Ульяновский дом печати», 2010. – 448 с.
Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афгана. ; М: Эксмо, 2009. ; 1184 с.
Самородов Д.П. Крылатая Гвардия в кошмаре Афганской войны. Книга тертья. 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк. – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2012. – 208 с.
Самотоин А. Золотые звезды сецназа: Валерий Востротин: «И вторую жизнь я прожил бы также!» // Журнал «Братишка», 1993 г., октябрь. URL:http://bratishka.ru/archiv/1999/9/1999_9_5.php (Дата обращения: 22.05.2016)
Солдаты Афганистана (Сборник воспоминаний ветеранов 345-го ГОПДП). - Новосибирск, 2001. – 168 с.
Фейфер Грегори. Большая игра: Война СССР в Афганистане. - М.: Эксмо. 2013. - 336 с.