Чтобы Слово Божье стало спасительным

Протоиерей Анатолий Симора
«Вера – говорится в Св. Писании – без дел мертва» (Иак. 2, 26). Человек может читать Св. Библию, признавать бытие Бога и быть … далеко от Него. Что нужно сделать, чтобы эта «прочитанная» вера привела в Царство Божье? На этот главный вопрос Господь дает ответ в притче о сеятеле. Иисус Христос говорит в ней о четырех категориях, четырех духовных состояниях людей, воспринимающих совершенно по-разному Слово Божье, которое только в одном случае становится спасительным.
Итак, читаем в притче, «вышел сеятель сеять» (Мк. 4, 3). Сеятель – это Господь, а семя – это слово Его. И вот «когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мк. 4, 5). Речь идет о людях, которые совершенно оторваны от Церкви – Тела Господнего. Они слышат, а бывает и читают о Боге, но это не больше, чем слышимость ради слышимости и чтение ради чтения. Ибо «когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15). То есть Слово Божье становится пустым звуком. Оно никак не побуждает человека сделать шаг навстречу Богу.
Затем семя «упало на каменистое место, где немного было земли» (Мк. 4, 5). Подразумеваются те современники, «которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны…» (Мк. 4, 17-18). Это люди, которые могут посещать храм Божий, но с такой же легкостью могут и оказаться через день во лжецеркви – секте. Слово Божье не успело укорениться в их душах.
«Иное, – читаем далее в Св. Писании, – упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода» (Мк. 4, 7). Здесь подразумеваются люди, иногда посещающие церковь. Такие прихожане могут исповедоваться, причащаться, то есть соединяться с Богом, быть с Ним. Но когда они надолго оставляют стены церкви, то «терния» чисто земных забот, стремления к материальным благам заглушают в них христианский дух. Люди забывают о самом Боге. Вместо того, чтобы посещать Дом Божий хотя бы по праздникам – «богатеть в Боге», они, не понимая, что это без Божьей воли не принесет пользы, решают чисто земные проблемы: косят траву, копают картошку, собирают грибы и ягоды, «отсыпаются», смотрят телевизор, принимают гостей и т. д. и т. п. Другими словами, они беспечно предают забвению один из главных призывов Спасителя: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (второе пришествие – Авт.)» (Мф. 24, 42).   
В четвертом же случае «иное (семя – Авт.) упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк. 4, 8). Как мы читаем, Слово Божье прорастает в сердце человека и приносит не только один спасительный плод, но множество. Именно таких истинных христиан имел ввиду преподобный Серафим Саровский, когда сказал: «Стяжи благодать Духа Святого и вокруг тебя спасутся тысячи». Люди, живущие с Господом, постоянно участвуют вместе с Ним в Его великой «Тайной Вечери» – Божественной литургии. Они прекрасно помнят, что спаслись в Ветхозаветное время от всемирного потопа только те, кто был в Ноевом ковчеге. А ведь упоминаемый потоп – прообраз Страшного Суда, а ковчег – прообраз храма Божьего. Такие прихожане особо чтят святые дни, не нарушают 4-ю заповедь. На буднях всякое дело, чтобы оно было во благо, они начинают с молитвы. Даже за стол не сядут истинно верующие, не помолившись. Они, исполняя главные заповеди, искренне любят Бога и своих ближних, постоянно молятся за них (за живых и усопших). Это те люди, которые за Бога и Его Церковь готовы жизнь отдать – взойти на свою «Голгофу». Они уподобляются апостолам, которые до конца своих земных дней остались верны Иисусу Христу и Его Церкви. Или вспомним новомучеников ХХ века. Они даже перед направленными на них стволами ружей, перед смотрящей на них смертью не отреклись от Православия.
Поэтому, слушая в Господнем храме Слово Божье, будем верны ему и подтверждать его, во спасение, благими делами – настоящей любовью к Богу и ближним…