Музыка и человек

Александр Анайкин
Гипотез о причинах возникновения музыки и её значения для человека существует множество. Например, Чарльз Дарвин считал, что музыка возникла из чисто практических потребностей привлечь особь противоположного пола.

Философ, социолог и современник Дарвина Герберт Спенсер считал, что музыка возникла благодаря эмоциям, которые вкладывали люди в свою речь.
А вот американский психолог Уильям Джеймс считал музыку просто случайным порождением цивилизации.

Ни то, ни другое, ни третье, на мой взгляд, абсолютно неверно. Музыка вовсе не случайна в судьбе человечества и, разумеется, она возникла не из прикладных потребностей, пусть даже столь возвышенных, как любовь и, само собой, музыка не возникала из речи.

Происхождение музыки абсолютно автономно. Ведь музыка, это упорядоченные звуки. Но ведь звуки в мире существовали всегда, они имели место быть ещё до появления человека как такового.

Музыка возникала точно так же, как и живопись. Ведь у первобытных людей не было ни кино, ни книг, ни других благ цивилизации, которые загружают мозг современного человека. Поэтому, когда наступала ночь, и человек не отвлекался на дневные заботы, его память начинала воспроизводить образы и звуки окружающего мира. Человек пытался повторить увиденное: пытался нарисовать буйвола или другое животное, пытался воспроизвести перекаты грома или крики животных. А что значит пытаться воспроизвести звуки? Это значит привнести в звучание некую систему. Можно это сделать лишь одним голосом? Нет! Поэтому человек использовал полые стволы деревьев, натянутые жилы животного и тому подобное. Другими словами – музыка эволюционировала вместе с цивилизацией. Это не бесполезный набор звуков, а такой же мыслительный процесс, как и чтение. Ведь музыку можно слушать по-разному, впрочем, как и чтение: можно слушать, что называется вполуха, как некий фон, можно пытаться ухватить всю гамму симфонии.


Тоже самое и с чтением. Можно читать и даже перечитывать произведение таким образом, что это будет повышать твой образовательный уровень, а можно и просто пробегать глазами по тексту, не вникая и не вдумываясь в прочитываемое, как это, например, делал Петька из произведения Гоголя.

Но как бы не воспринимать музыку, неоспоримо одно, что, как и любая информация, поступающая к нам из внешнего мира, музыка формирует некие конструкции из синапсов и нейронов. Но ведь любая информация, не только формирует кластеры нейронов, но и затрагивает при этом уже существующие структуры мозга. Именно поэтому у человека возникают ассоциации, появляются новые мысли. Например, у меня самого при прослушивании симфонической музыки возникло немало стихотворений. Некоторые стихотворения были практически готовым произведением уже до окончания симфонии.

Но говоря о том, что музыка затрагивает и уже сформированные структуры мозга, не надо думать, что это будут некие определённые кластеры нейронов, воспроизводящие, например, цвет. Ничего подобного. Человек может вообще не видеть никакого цветового калейдоскопа при прослушивании музыки, но может вспоминать кулинарные запахи, к примеру, если этот человек имеет дело с приготовлением пищи. Что будет затронуто музыкой, это сугубо индивидуально. Можно себе, конечно, представлять, и море, и степь, скажем, слыша плавные напевы. Но это вовсе необязательно. Можно вообще даже ничего не представлять и даже не особенно испытывать эмоции при этом, как будто ты читаешь трактат по математике. Кстати, смею уверить, что книги, скажем, по математике, могут более эмоционально восприниматься, чем самая превосходная музыка. Я, например, когда в бытность свою работал на вычислительном центре, читал книги по информатике с не меньшим захватывающим интересом, чем лучшие мировые детективы.

У Артура Кларка есть роман, где он изобразил цивилизацию, не имеющую в своём интеллектуальном багаже музыки. Так вот я уверен, что подобной цивилизации быть попросту не может. Музыка это интеллектуальный дар человечества, который развивался вместе с мыслительной деятельностью. Да, музыка, это такой же необходимый компонент любой цивилизованной жизни, как и конечности, зрение, обоняние. Вообще природа довольно практична. Когда художники рисуют неких абстрактных инопланетян как неких чудищ, они явно неправы. Индивидуумы любой цивилизации так же имеют лишь пару рук, пару ног, пару ушей, пару глаз. Почему? Да потому что данное строение существа разумного просто практично. Музыка тоже так же практична для цивилизации в целом и поэтому она глобальна.