Умри, Флоренция, Иуда

Александр Эзерин
В минувшем сентябре (2017) после трехлетнего перерыва я побывал во Флоренции. Когда я вышел вечером на мою любимую площадь Синьории, я был поражен тем, что увидел. Посреди площади, еще накрытая черным полиэтиленом (до открытия оставалось несколько дней), но вполне различимая в прорехах, раздуваемых ветром, стояла огромная (метров десять), серебристого цвета, ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это было творение знаменитого швейцарского художника Урса Фишера, о чем было написано на окружающих монумент рекламных щитах. Очертаниями она напоминала свежевысранную кучу говна. Я вспомнил, чем отличается инсталляция от перформанса: если тебе под дверь насрали и убежали – это инсталляция, а если при этом еще и позвонили – это уже перформанс. Там было также написано, что автор сего шедевра специально поставил его именно здесь, поскольку он должен гармонировать со стоящими у Палаццо Веккьо  копиями Давида Микеланджело и Юдифи Донателло. Я плюнул (символически, конечно), и наконец согласился с Александром Блоком:

Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
Я в час любви тебя забуду,
В час смерти буду не с тобой!

О, Bella, смейся над собою,
Уж не прекрасна больше ты!
Гнилой морщиной гробовою
Искажены твои черты!

Хрипят твои автомобили,
Твои уродливы дома,
Всеевропейской жёлтой пыли
Ты предала себя сама!

Звенят в пыли велосипеды
Там, где святой монах сожжён,
Где Леонардо сумрак ведал,
Беато снился синий сон!

Ты пышных Медичей тревожишь,
Ты топчешь лилии свои,
Но воскресить себя не можешь
В пыли торговой толчеи!

Гнусавой мессы стон протяжный
И трупный запах роз в церквах -
Весь груз тоски многоэтажный -
Сгинь в очистительных веках!