Связь социальной генетики с социальной патологией

Александр Витязев
Краткое изложение связи социальной патологии с социальной генетикой
         В 1546 году Джироламо Фракасторо ввёл в медицину термин infeci - заражение. С микробиологической точки заражение стали понимать как передачу микроорганизма от одного макроорганизма другому макроорганизму. С информационной точки зрения заражение есть процесс кодирования-декодирования. При этом информация вместе с его живым носителем (вирусом, микробом) передаётся от одного хозяина другому. Если информация чужеродна, она отторгается. Поскольку в процессе отторжения задействован иммунитет, его называют иммунной реакцией. Известны случаи аутоиммунной реакции или заболевания.
         Заражаться можно идеями при общении, коммуникации, например, в религиозных сектах при заучивании религиозных текстов. В этом случае заражение называется индукцией (наведением). Идеи могут быть патогенными. Патогенные идеи формируют патологию мышления и поведения. Это бредовые идеи.
         Если воспринимаемая идея носит бредовый характер, возникает «индуцированное бредовое расстройство». Бредовое расстройство разделяется многими лицами с тесными связями. Источник или индуктор бреда – человек, лицо, имеющее авторитет для приёмника, рецепиента бредовых идей, информации.
         Бред, параноид – это расстройство мышления, приводящее к ложным, ошибочным суждениям и умозаключениям. Данное расстройство делает мышление  нелепым по содержанию, приводит к дереализации. Нелепость ошибки суждения указывает на то, что реальное  (факты) здесь уживается с надуманным. [1, с.43] Бедовая идея как ошибка суждения  касается понятийного, а не наглядного, образного мышления. По форме это расстройство относят к «кривой логике». [1,с.385] Кривая логика отличается от традиционной логики тем, что позволяет нарушать закон  тождества А есть А, А=А. В частности, использование кривой логики можно видеть при неэквивалентном товарообмене из-за погони за прибылью. Прибыль это преднамеренная ошибка при определении стоимости товара, завышение стоимости. Появилась она в истории как идея, поскольку изобретена, и оказалась заразной. Возникшая пандемия этой идеи привела к всеобщей погоне за прибылью, конкуренции и классовому расслоению бесклассового первобытно-общинного общества. Появились рабы.   
         Известно, что условия существования могут наводить на человека (индуцировать) реактивное состояние, называемое реактивным психозом. Мягкая форма психоза - невроз. Наведение, индукция в данном случае происходит не через вторую сигнальную систему, не посредством идей, понятий, слов, речи, а через первую сигнальную систему, через инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения рода. Так, например, аисты в засушливое лето «сходят с ума», ведут себя патологически: выбрасывают птенцов из гнезда. При голодоморе появляется каннибализм.
         Условия, средства существования могут создаваться, производиться людьми, и тогда носят название социальных условий. Производство средств существования вместе с производством человека являются составной частью производства жизни: общественного воспроизводства. В производстве средств существования или в материальном производстве задействованы производительные силы: предмет труда, орудия труда и рабочая сила. Производительные силы связаны производственными отношениями, имеющими способ или код. Способ производства раскрывает то, в общественной, или частной собственности находятся производительные силы.
         Когда предмет труда (земля) находится в собственности немногих, меньшинства, называемого элитой,  тогда возникает явление отчуждения от труда. Тогда 9/10 населения не может производить средств существования, благ для себя. Они вынуждены идти в рабство, наниматься на работу или становиться крепостными. Человека принуждают исполнять волю работодателя, он становится безвольным, деперсонализированным, обезличенным. По мнению К.Маркса в буржуазном обществе обезличено 9/10 населения.
         В психиатрии деперсонализация человека – это патология, называемая апато-абулией. Поскольку она вызвана социальными факторами, общественным устройством, в основе которого находится определённые производственные отношения или способ производства, экономический код, это социальная патология. Здесь производственные отношения патогенны. Они вызывают социальную патологию, которая протекает волнообразно: идёт чередование манифестной и латентной фаз. Манифестная фаза появляется при спаде производства, снижении уровня реальной заработной платы, росте безработицы. Латентная фаза появляется при подъёме производства, росте заработной блаты, исчезновении безработицы.
         В манифестную фазу во время экономического кризиса ухудшение условий существования людей стимулирует у них инстинкт самосохранения, находящийся в обратнопропорциональной зависимости к инстинкту продолжения рода. Начинается спад производства человека, продолжения рода. Появляется демографический кризис – депопуляция
         Описанную выше социальную болезнь я предложил назвать социальной шизофренией, так как экзогенные реактивные психозы, вызванные социальными причинами и выражаемые в бессмысленных бунтах, русские психиатры называли шизофреноподобными реактивными психозами . 
         Социальная шизофрения у элиты протекает в форме паранойи, у эксплуатируемого класса в форме апато-абулии.
         Итогом всего рассуждения является вывод, что паранойя, кривая логика является причиной этой социальной болезни.
         В философии кривая логика – непреднамеренная ошибка - это софистика. Она ведёт к умозаключению А есть Б, нет двух одинаковых вещей (идей) это одна вещь, а одно не существует. Данный вывод ведёт к плюрализму, множеству, не имеющему единства – эклектике. С эклектикой, основанная на традиционной логике с законом тождества А есть А, философия ведёт войну с античных времён. В то же время Гегелем было подмечено, что философы не могут пользоваться исключительно традиционной логикой и постоянно её нарушают: применяют кривую логику. Он назвал это диалектикой. Вся история философии представляет собой историю изобретения ухищрений для создания видимости неиспользования кривой логики.
         Философам, поскольку они не смогли решить основной вопрос философии, не удалось избавиться от кривой логики. А одновременное использование традиционной и кривой логики означает использование диалектической логики, того, что А есть и не есть А. Утверждение А есть и не есть А амбивалентно. Оно раскрывает то, что в своей основе мышление человека амбивалентно.
         В психиатрии амбивалентное мышление относится к патологическому, встречаемому при эндогенной шизофрении. Патологической частью в этом мышлении является паранойя, околоумие. И пока наука, а психиатрия это наука, считает паранояльное и амбивалентное мышление патологическим, патологическим придётся считать товарное общество с неэквивалентным товарно-денежным обменом, паранойяльным рынком. 
         В работе использован социально-диагностический метод, а также генетический метод и метод общепатологический (метод такой дисциплины как общая патология), социологический, экономический, политологический, культурологический, исторический методы. Много методов – методологический плюрализм. Подчинённость этих методов формационному подходу обуславливает методологический моноплюрализм.
         Термин "диагноз" (от греч. diagnosis - распознание) пришел в социологию из области медицины, где он обозначал результат процесса диагностики, распознавания болезни. В настоящее время под социальным диагнозом подразумевают распознавание сущностной характеристики социальных явлений и процессов. Сущность вещи – второй, скрытый её план (идея, код). Поэтому сущностная характеристика (генетический код, генотип) такого социального явления как общество скрыта от непосредственного наблюдения за его фенотипическими признаками. Социальный генотип, код - скрытая сущность общества.  Социальный код представляет собой триплет из экономического, политического и культурного кодов, мономеров. Без социального кода невозможно общественное воспроизводство – циклически возобновляемое «производство жизни: средств к жизни и человека». Благодаря кодировке рабовладельческое общество из века в век было неизменным. Поскольку рабовладельческое общество уступило место феодальному обществу, сменился социальный код. Смена социальных кодов в социальной истории свидетельствует о мутационной изменчивости социального кода. Но он мутирует не сам по себе, мутацию вызвает изобретательство. Доказательством служит то, что мной изобретён и предложен для реализации новый экономический код, новый способ производства - основа социального базиса, влияющая на социальную надстройку с её политическим кодом. 

Библиография
1. Гуревич М.О. Серейский М.Я. Учебник психиатрии. М.: Медгиз, 1946