Амос Оз-писатель или диагноз? Израильские разборки

Александр Фильцер
     Вы считаете Амоса Оза (Клаузнера) известным писателем?
     Вот что он когда-то написал про более чем 400 тысяч евреев, живущих сейчас в Ерушалаиме, Еуда и Шомроне, которых он называет "поселенцами". Тогда в 1989 их было гораздо меньше:
     «Закрытая и жестокая мессианская секта, банда вооруженных гангстеров, преступников, садистов, погромщиков и убийц… вылезшая из темных закоулков иудаизма…». Амос Оз, газета «Едиот ахронот», 8.6.1989
     Текст, конечно, написан давно, но ненависть в нем зашкаливает. Маниакальное перечисление неких черт, приписываемых Озом другим евреям, по меньшей мере, настораживает. Человек с извращенной моралью для меня не писатель.
     Для меня Оз - это диагноз.
     А вот недавнее событие. На предвыборном собрании крайне левой партии Мерец в 2015 году Оз рассказал, что, когда ему было 12 лет, он ударил ногой по голове трехлетнего ребёнка. Может ли таким поступком публично хвастаться нормальный взрослый человек? Оказывается, Оз рад тому, что этим ребенком был будущий премьер-министр Биньямин Натанияу, который имеет отличные от Оза взгляды.
     Ответ Натанияу был таким: "Оз, который сказал в 2000 году, что «после ухода из Ливана израильтяне смогут удалить из своей памяти слово „Хизбалла“, и она перестанет быть врагом», ничего не понимает в политике и безопасности Израиля".
     После этого не очень умного высказывания Оза прошло семнадцать лет. Хизбалла за это время не только не исчезла, но и обзавелась десятками тысяч ракет и еще больше угрожает Государству Израиль. Добавлю от себя, что это было мнение ни одного Оза, а всего левого лагеря.
     Я вырос в тоталитарной стране, но у меня нет ненависти к тем евреям, которые придерживаются других политических взглядов. Я отношусь к этому с пониманием. Оз вырос в Израиле и ненавидит евреев, которые думают не так как он. Для меня это признак человека лишенного культуры.
     А вот отзыв об Озе израильского политика и публициста Моше Фейглина: "...высказывания Амоса Оза и его единомышленников о поселенцах как будто сошли со страниц печально знаменитого «Штюрмера»... Геббельс - и тот не написал бы лучше…"
     Из книги Галии Оз "То, что маскируется под любовь". Дочь Амоса Оза, Галия, о своем отце: "В детстве отец бил меня, обзывал, унижал. Издевательства были креативными: он вытаскивал меня из дома и вышвыривал за порог. Он называл меня мерзостью. Это не мимолетное помешательство, ни шлепок тут и там, а постоянный садизм. Моим преступлением было то, что я есть, и поэтому наказаниям не было конца". Перевод с иврита текста Галии, сайта https://www.newsru.co.il/israel/21feb2021/amos_oz_004.html
     Вот такие у нас бывают внутри израильские разборки.
     Делается грустно, когда кто-то забывает о заповеди Всевышнего, которая всегда была основой уникальной духовной еврейской цивилизации:"Возлюби ближнего, как самого себя, Я - Всевышний", Тора, Ваикра 19:18 (библия, левит 19:18)