В некотором царстве Гороховом государстве

Антонина Глушко
    …Сказка ложь, да в ней намек.


Юмористическая зарисовка в лицах для свободного прочтения.               


                Действующие лица.

Царь Горох – с бородкой клинышком, в рубахе и короне, 60 лет.

Его сын Еремей (Еремеюшка) – дурачок от  природы, 20 лет.

Стражник Ксенофонт – с секирой у царского трона, 25 лет

Министр казначейства. 50 лет.

Нянька  Еремеюшки-дурачка, 60 лет.

Звездочет, 55 лет


Действие происходит в царских  палатах. Горох сидит на троне   с печальным  челом. Рядом, опираясь на древко секиры,  от дремы «клюёт» носом  стражник Ксенофонт.



ГОРОХ. Как прикажете жить? У всех царей сыновья, как сыновья: у кого Иван-царевич, у кого Илья Муромец…

СТРАЖНИК… у кого  Соловей-разбойник.

ГОРОХ. Не, это из другой сказки. Там кто-то кому-то  отрубил голову, и она покатилась...

СТРАЖНИК.  …катилась-катилась, и повстречала …

ГОРОХ. Ты это о чем?

СТРАЖНИК. Ну.... повстречала зайца и говорит…

ГОРОХ.  Ты что, спросонья? Говорю, голова покатилась с плеч.

СТРАЖНИК. А чья?

ГОРОХ. А вот этого я не могу точно вспомнить. А, да, ладно, пусть они себе катаются  эти головы, если им нравится. Тут, у самого голову сворачивает набок от проблемы, даже не проблемы, а проблемищи.

СТРАЖНИК. Это  о чем ты, царь-государь?

 ГОРОХ. Да о сыночке своем, единственном, о Еремеюшке?

СТРАЖНИК. О дурачке, что ли?

ГОРОХ (назидательно). Ты не  должен  называть дурачком  наследника Еремея-царевича.

СТРАЖНИК.  А я и не называю. Ты же сам постоянно зовешь его слабоумным. Ну а я, по-простому, по-народному  – дурачком.

ГОРОХ (Не сильно гневается). Я его родитель, как хочу, так и величаю. (Задумывается). Меня одно мучает: как он, царский  наследник,  будет править моим  Гороховым государством после меня, имея  умственную ограниченность.

СТРАЖНИК. О чем ты, царь-государь, кручинишься? Где ты видел умных царей? Возьмем, к примеру,  тебя. Ты же, как все цари – пень-пнём. А ведь сидишь же на троне.

ГОРОХ (Не сердито). Ну-ну, говори, да не заговаривайся. Чем это я тебе, как царь, не угодил? Народу, например, я нравлюсь.

СТРАЖНИК. А народу, чем дурней царь, тем любимей. Народ любит убогих.

ГОРОХ. Ну, допустим, я не убогий, а так…

СТРАЖНИК…с придурью.

ГОРОХ (соглашаясь). Может оно и так. Но ведь правлю же государством и ничего, справляюсь. Ладно, хватит языком чесать. Ты случайно не слышал народной  молвы, нет ли где такого лекаря, чтобы мог излечить моего сыночка-царевича?

СТРАЖНИК. Я слышал, как бабка Марфа-посадница  говорила своей свояченице,  будто бы у  деверева  соседа сват, вроде бы от всех хворей избавляет, стоит лишь тому махнуть  дланью над  болезным, как тут же у того вся  хвороба   и скочерыжится.

ГОРОХ (мечтательно). Вот мне бы такого  знахаря.

СТРАЖНИК. Не, тебе он не подойдет.

ГОРОХ. Это почему же?

СТРАЖНИК. От дури он не лечит.

ГОРОХ. Ну, ну, поосторожней. Какая-такая у меня дурь?

СТРАЖНИК. Я имею ввиду, не  тебя с твоей дурью, царь-государь, а  твоего  сыночка-придурка.

ГОРОХ (морщится). Не сыпь мне соль на рану. Не надо  так откровенно  об убогости царевича.  Ну и что ты мне посоветуешь?

СТРАЖНИК. Не знаю. У меня голова создана не для советов царю, а для его стражи.

ГОРОХ. Пододвинь-ка ко мне, вон тот, ларец. (Стражник подтаскивает ларь.) Давненько я в него не заглядывал. (Приподнимает крышку.) Ну вот! Чего тут только нет! А главного: светлого разума моего сыночка, как не было, так и нет.

СТРАЖНИК. Как и твоего тоже.

ГОРОХ. Да перестань ты долдонить одно и тоже. Царь – дурак, царь-дурак. И без тебя знаю. (Достает один предмет за другим.) Вот скатерть-самобранка. Кстати, хочешь потрапезничать?

СТРАЖНИК. Благодарим покорно, только отвалимшись от застолья.  Вместе же пировали. Ты что забыл?

ГОРОХ. Да не забыл. Это я так, для порядку. (Достает гусли-самогуды, прижимает их к груди, прикрывает глаза, трогает струны. (Полилась мелодия.) Ох, и хороша песня. (Опускает гусли в ларь. Мелодия прекратилась.) (Радостно.) А-аа, вот оно мое заветное  омолаживающее  зеркальце. ( Любуется им.)

СТРАЖНИК. Хочешь снова омолодиться, чтобы, как в прошлый  раз  дворовая стража вышвырнула тебя за ворота, посчитав за приблудного дурочка?

ГОРОХ (ворчит). Уж и приблудного. (Смеется.) А помнишь, как мы тогда с тобой покуролесили? (Хихикает.)

СТРАЖНИК. Да помню. Я с дуру тоже заглянул в зеркало и превратился в отрока. Меня тут же вслед за тобой и вытолкали взашей.

ГОРОХ. Но ведь мы же вернулись во дворец!

СТРАЖНИК. Благодари зеркальце, что молодит оно лишь на один  день.

ГОРОХ (роется в сундуке). Так, это сапоги-скороходы. Ладно, пусть лежат, у нас пока нет надобности куда-то  бегать. А это что такое? (Разворачивает  тряпочку. Радостно.) Ах, ты мое любимое яблочко!

СТРАЖНИК. Уж не молодильное, ли случайно?

ГОРОХ. Оно, оно, любимое. (Подносит ко рту. Стражник бросается к царю, и выхватывает плод.)

СТРАЖНИК. Нет, что значит дурак! Ты забыл, как тебя после этого яблока мутузили стражники за воротами. Я едва отмолотил  тебя.

ГОРОХ. Ладно, ладно. Довольно вспоминать то, что быльем поросло.

СТРАЖНИК. Хорошее былье. У тебя еще на голове шишка не зарубцевалась, а у меня вся спина в синяках.

ГОРОХ (укладывает яблоко в ларь). Ладно, пусть лежит до нужных времен. (Горестно.) Много чего у меня здесь имеется: вон, шапка-невидимка, ковер-самолет, блюдце с золотым яблочком, что показывает весь белый свет. (Захлопывает ларь). Много чего у меня, а вот главного нет.

СТРАЖНИК. Это ты о чем?

ГОРОХ. Да все о сыночке своем.

СТРАЖНИК. Он что разве помер?

ГОРОХ. Тьфу на тебя.  Не, помер, а вот разум его где-то затерялся.

СТРАЖНИК. Царь! Я вспомнил!

ГОРОХ. Чего?

СТРАЖНИК. Да лекаря, который лечит от всех болезней и от дури тоже.

ГОРОХ (сердито). Так чего же  ты кишки мои на кулак мотаешь?! Говори, кто таков?

СТРАЖНИК. За погостом, что за Дунькиным выгоном, живет звездочет.

ГОРОХ(разочарованно). Зачем нам какой-то звездочет с его звездами.

СТРАЖНИК. Да это  его так величает  народ. А на самом деле он не  звезды  считает, а избавляет людей от дури.

ГОРОХ. Ты это серьезно?

СТРАЖНИК. Я когда-либо обманывал тебя?

ГОРОХ (между прочим). Много раз, но это к нынешней кручине не относится.   Пошли за ним немедленно и пусть доставят этого твоего звездолета сюда ко мне.

СТРАЖНИК. Не звездолета, а звездочета.

ГОРОХ(в нетерпении). Ладно, ладно! Давай, посылай!

СТРАЖНИК (идет к двери и кричит в нее). Эй, стража! (В ответ хором: Мы тута!) Немедленно доставьте царю звездочета! (Ответ: Мы мигом!) Ну, вот, царь-батюшка, сейчас придет лекарь и вправит мозги твоему придурку.

ГОРОХ. Слушай, Ксенофонт. Мне не нравится, как ты выражаешься.

СТРАЖНИК. А как я выражаюсь?

ГОРОХ. Бескультурно, вот как.

На палочке верхом, в белой рубахе  появляется босой  царевич, за ним, едва поспевает  его старая нянька.

ЦАРЕВИЧ. Нооо! Ноо, моя коняшка! Поехали!

ГОРОХ. Сынок, притормози. Слазь с лошадки и подойди к своему родителю. (Тот подходит.) Садись, неразумный. (Еремей сел у его ног. Горох погладил убогого по головке.) (К няньке). Почему царевич босой?

НЯНЬКА. Так  чеботы поизносились, до дыр, почитай.

ГОРОХ. А почему не купите новые?

НЯНЬКА. Так денег же нету, государь.

ГОРОХ. Возьмите в казне.

НЯНЬКА. Царь-государь. Казны больше нет.

ГОРОХ. Как это нет?! А куда  она подевалась?

НЯНЬКА. Всю казну министр казначейный  со своими помощниками разворовали.  Мы на еду царевичу милостыню за воротами у простых людей выпрашиваем.

ГОРОХ (разгневался). Что?!!! Как это разворовали?!!  А ну позвать сюда  казначейного вора!

СТРАЖНИК( кидается к дверям кричит). Немедленно доставить к царю казначейного Министра! (За дверями хором: Бу, сделано! Тут же залетает Министр, видать от тычка в спину.)

ГОРОХ (дюже сердито). Деньги разворовал ты?!!!

МИНИСТР(повесил голову). Я.

ГОРОХ. Ксенофонт, отруби ему голову за кражу царской казны!!!

МИНИСТР (приободрившись). А у нас на отрубание голов – мораторий.

ГОРОХ. А я отменяю ваш позорный мораторий

МИНИСТР. Я что ли один ворую? Воруют все. И если всем, кто ворует вашу казну  рубить головы, то ни одного министра ни их помощников у тебя не останется.

ГОРОХ (разошелся не на шутку). Ты еще поучи  меня! Ксенофонт, руби ему голову!

СТРАЖНИК( послюнявив палец, пробует  лезвие секиры). Давай ложи голову вот на эту плаху.

ГОРОХ. Погоди-ка, Ксенофонт. Он сказал, что все министры и их помощники воруют. Так вот, пусть, прежде чем ты  отрубишь ему голову,  нехай вернет то, что наворовал.

 МИНИСТР. Не один я воровал, воровали все.

ГОРОХ. Вот и хорошо. Иди и скажи всем, чтобы немедленно положили казну на место.

СТРАЖНИК. Так рубить ему голову или нет?

ГОРОХ. Погоди, пусть возвернут назад народные  деньги, украденные из царской казны. (Министру.) Пошел вон, холоп! Опосля доложишь  о себе и об остальных татях. (Министр, кланяясь убирается задом.)

              (Голоса хором за дверями: Привели Звездочета!)

ЦАРЕВИЧ. Тятя, кого это ведут?

ГОРОХ (гладит его по голове). А сейчас, Еремеюшка,  увидим. Ксенофонт, отвори дверь, впусти чародея.

СТРАЖНИК (отворяет дверь. Появляется человек в синем халате в звездах. Но главное его украшение  - высокий конусный колпак в звездах, с серпом месяца на вершине.  При поклонах  царю,   царапает им   лицо Гороха.)

ГОРОХ (уклоняясь). Довольно, довольно. Ксенофонт, дай волшебнику сидение. Присаживайся.

ЗВЕЗДОЧЕТ. Я не волшебник. Я целитель по воле звезд.

ГОРОХ. Вот ты-то  нам и нужен. Изложить тебе нашу беду-кручину?

ЗВЕЗДОЧЕТ. Ничего не требуется излагать. Мне уже всё рассказали звезды. Вот этот прекрасный отрок нуждается в наставлении звездным небом. Готов ли ты, юноша, отправиться к звездам, чтобы  вернуть  потерянный  при рождении  разум и получить  звездное наставление  на путь истинный?

ЦАРЕВИЧ(глядя на Гороха). О чем это он, тятя?

ГОРОХ. Чтобы ты отправился на небо, к звездам,  получил от них  благодать и без труда в дальнейшем смог бы править государством, которое я передам тебе в правлениие.

ЦАРЕВИЧ. А это не больно?

ЗВЕЗДОЧЕТ. Не больно, прекрасный юноша. Напротив, даже очень приятно. Сейчас я накрою тебя своим волшебным плащом, и ты отправишься к звездам. А когда вернешься оттуда… ну, да ладно. Это уже потом, все будет потом. (Он накрывает Еремея плащом, на мгновение гаснет свет и царевич исчезает).

ГОРОХ (обеспокоено). А он вернется обратно, с небес?

ЗВЕЗДОЧЕТ. Непременно.   Только для этого  требуется некоторое  время.
 
(За дверями хор голосов: «Доставили  бывшего Министра-казначея!»)

ГОРОХ. Ксенофонт. Отвори  дверь, впусти  ворюгу. (Стражник  открывает дверь и препровождает Министра к трону.) Ну, что, принес  папирус  с перечнем  возвертания украденного?

МИНИСТР. Да вот он.

ГОРОХ. А список остальных воров?

МИНИСТР. Вот он, здесь  все поименно, с указанием украденного  ими, и возвращенного. (Протягивает свиток.)

ГОРОХ (изучает списки). Вроде бы все верно.

СТРАЖНИК. Теперь можно рубить ему башку?

ГОРОХ. Погоди, Ксенофрнт. этому татю  я скажу свое царское слово. От ныне и во веки веков, всем  знатным  ворам,  покусившимся на      государственную казну, либо народное достояние вменяется в обязанность  находиться на самой низшей служебной ступени, как-то:  по  уборке  от мусора, нечистот и грязи на площадях и дворах нашего государства.

При этом имея в руках  единственные инструменты лопату, метлу и кайло.   Воры навсегда теряют право работать   внутри зданий. Все, это сказал я - Царь Тридевятого царства и моего Горохового государства. Иди, вор, и помни: только моя добрая воля оставила  тебе твою позорную  жизнь,  и  жизнь твоих преступных подельников   на этой земле. Расскажи своим детям и детям своих детей, что воровать  запретно, особливо у своего царства и своего народа. А сейчас, пошел вон, пес!

              (Бывший министр кинулся к двери).

СТРАЖНИК. Царь,  отчего  не позволил мне  отрубить   ему голову?

ГОРОХ. Подожди. Будет еще у тебя работа. Ведь не только воруют министры, но и их приспешники. Вон сколько вокруг царских прихлебателей, и все они воры. Не думай, что я  дурак,  и что  не вижу их воровских делишек.

СТРАЖНИК. Царь, ты что, поумнел?

ГОРОХ. Выходит, что  так. Но  еще не  время,  показывать  им свой ум.

СТРАЖНИК. Царь, я с тобой. Ты только кивни в чью сторону, и  мигом  того голова  повстречается с  зайцем, нет, не с зайцем, а с волком.

ГОРОХ (с досадой). Ты все о сказках. (К лекарю.) Да, Звездочет! А где же наш царевич?

ЗВЕЗДОЧЕТ. А вот и он!

(Зазвучала торжественная музыка, отворились настежь двери, и в сопровождении свиты появился прекрасный юноша, облаченный в золотые одежды.)

ГОРОХ (вскочил с трона навстречу юноше). Сынок! (И оказался в объятиях   сына, обретшего  разум.) Сынок! Ты вернулся!

ЦАРЕВИЧ. Вернулся, царь-батюшка! Вернулся!  Я многое узнал, там, на небесах. Теперь мы будем строить нашу жизнь,  совсем  по-новому. Но прежде всего, освободимся от воров,  преступно носящих высокие  ранги  и звания, но имеющие   подлые  душонки  предателей.

ГОРОХ (обнял царевича за плечи).  Отныне я спокоен за будущее своего царства-государства, за свой народ, за свою землю.  Я счастлив,  что  есть  теперь,  кому передать мне, вот этот престол. (Указывает на трон.) Иди, сынок, примерь его на себя.

ЦАРЕВИЧ. Спасибо, государь, за доверие. Но  мне еще рано       становиться во главе  Государства. Еще  многое предстоит  познать твоему наследнику  в этом мире.   До сих пор я не  жил, а лишь существовал в тумане грез.  Сейчас он рассеялся,  и я готов,  служить  государю и своему народу.

       Звучит торжественная музыка, подобная гимну. Все действующие лица встают, выходят на авансцену, за их спиной медленно смыкается занавес.

               ОДНОВРЕМЕННО ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:

Пройдет совсем немного времени и Гороховое государство избавится  от воров и взяточников.  Народ свободно вздохнет от мздоимцев. 

Люди перестанут   бояться за свою землю, что кто-то из Министров, либо высоких царских чинов отберет их надел,  и на его месте возведет   игровые дома, и сомнительные заведения для личного обогащения.

Со временем Трон займет Еремей-царевич, получивший от звезд  необычайно светлый небесный разум. При нем Тридевятое царство  достигнет  небывалого расцвета   благополучия и всенародного счастья.

             ПОСЛЕ ГОЛОСА, ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ ЗРИТЕЛЯМ. 

                .....................

                ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ:
 
       Тут и сказке конец, а кто прочел ее – тот молодец.
 

 
 
   
   ..............................


...............................