Мой лучший подарок

Нателла Абдуллаева
Каждый раз, когда я хочу сделать человеку подарок, я беру его в Рим.  Впервые я привела в Рим маму. Ее уже мучил артроз и она тяжело передвигалась, но мы с ней были счастливы. Моя мама, так не любившая такси,(взять его она считала просто транжирством) к концу наших с ней прогулок по вечному городу с удовольствием садилась в дорогое римское такси и облегченно вздыхала, что скоро попадёт в наш отель и отдохнёт от переизбытка чувств.

Особенно ее поразил белый сверкающий на солнце каррарский мрамор, из которого построен Рим: его громадные палаццо, вроде Венецианского дворца, фонтаны, украшавшие его фасады, как уникальный Треви, и его величественные обелиски, охраняющие от зла и напастей. Недавно мама ушла в мир иной, и меня слабо утешает мысль, что я смогла хоть немного украсить ее жизнь и отплатить дочерний долг, показав Рим.

В следующий раз я взяла с собой в Рим свою тетушку и племянницу, которые особенно восприимчивы к красоте. И они тоже ослепли от belezza di Roma. В этот раз мы много времени посвятили Римскому Форуму и поднялись на все его холмы. Зелень травы, аромат спелых апельсинов, свесившихся с веток деревьев, и руины древнего Рима перенесли нас в античные времена, где были созданы одни из первых человеческих ценностей и достижений. Сидя на мраморной скамье на самом высоком холме Форума, мы ощутили себя частью той древней культуры, подарившей человечеству основы демократии и свободы.

В третий  раз я прилетела в Рим к племяннице, которая теперь уже училась в его древнейшем университете La Sapienza, выпускниками которого были Чезаре Борджиа, Энрике Ферми и Мария Монтессори. Мы встретились на величественной piazza del Popolo, где высится вверх 36-метровый обелиск, привезённый из древнего Египта, и  надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Это бывшее место публичных казней, где SPQR (Senatus Populusque Romunus), Сенат и народ Рим, решал кого казнить, а кого миловать, теперь превратилось в общественную площадь с фонтанами, садами и величественным церквами. Отсюда уходит древняя Фламиниевая дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса таких, как я, путников. "Все дороги ведут в Рим", - говорили древние мудрецы и были абсолютно правы.

В четвёртый свой приезд я привела в Рим любимых моих тетю и кузена. Теперь мы любовались Пантеоном, античным храмом всех богов. Здесь погребён Рафаель. На высочайшем куполе находится круглое отверстие, откуда лучи солнца освещают храм. Когда из  него свет разливается через голову по телу, кажется, что тебя благословляет сам Апполон, бог солнца и покровитель искусств. Не выдерживая более натиска красоты и величия Пантеона, мы свернули в узкую улучку, где увидели древнейшей чугунный кран с питьевой водой. Напившись прохладной и вкусной воды, мы опять попали в оторопь: в двух шагах от нас стояла громаднейшая мраморная ступня, фрагмент античной статуи исполина. Кто знает, не ступня ли это древнегреческой гигантской статуи Бога Солнца, Колосса Родосского, перед нами?

Бог меня благословил ещё раз, и я привела теперь мужа в Рим. Заранее купила билеты онлайн в Ватиканский музей, зная, что очередь займёт у нас часа три. Мой муж - театральный режиссёр и искусствовед, влюблённый в настоящее искусство. Он тонко чувствует его и может часами любоваться его красотами. В силу обстоятельств он никогда не был в Риме. Но знает фрески Sistina Capella Микеланджело так, как никто на свете. Он боготворит Микеланджело, Караваджо и других исполинов Ренессанса. И вот он наконец в Ватикане. Восприимчивый и благодарный, он целует порог Ватикана: "Salve". Пройдя через конвейер туристов, безостановочно двигаясь вперёд по лабиринтам залов географических карт, гобеленов, пинакотеки, мы попадаем в Сикстинскую капеллу, плафоны которой украшают фрески "Страшного суда" Микеланджело. Музейные работники нам не дают постоять на минутку, чтобы посмотреть на шедевр. "Avanti, avanti", - направляют они нас вперёд и вперёд к выходу. Ещё один последний взгляд на протянутую длань Бога Адаму на фреске "Сотворение мира", и мы вынуждены покинуть капеллу. Ищу руку мужа, чтобы не быть захваченной толпой туристов, и вижу слезы на его глазах. Сильнее держимся за руки, раз уж нас благословил Бог нашим союзом. По сравнению с Адамом, не дотягивающимся до божественной длани, чувствуем себя прекрасно, ощущая тепло ладони мужа, сжавшую мою ладожку.

Мара, моя давняя знакомая по Риму, порекомендовала нам сходить в базилику Santa Maria del Popolo, чтобы увидеть фрески Караваджо. Мой муж - страшный поклонник Караваджо. Бегом колесим по всему Риму в поисках базилики за неимением времени - здесь тысячи церквей на каждой пиацца. Входим в каждую церковь, проверяем каждый алтарь со фресками, а не Караваджо ли это. Кажется, побывали уже в дюжине церквей и потеряли надежду найти Santa Maria del Popolo. Ан нет, нам опять повезло... вот мы стоим перед фресками Караваджо. В Риме энергетический кризис, и нужно бросить монету в автомат в один ЕВРО, чтобы осветить алтарь, где находятся фрески. Судорожно достаём монеты и просовывает их в щель, и свет озаряет ярчайшие фрески. Их краски так сочны и ярки, как будто они еще не высохли. Удивительная игра тени и света. Люди в церкви благодарят нас за освещение. Муж рыдает, не отрывая глаз от фресок. У него эмоциональный шок. Люблю мужа, Караваджо, Santa Maria del Popolo, люблю Рим и хочу его подарить всем свои близким и родным!