Игра. Этическое и эстетическое в... литературе

Елена Гвозденко
Игра игрой, а захотелось о серьезном. Этическое и эстетическое в литературе и не только. Да-да, именно в литературе, потому как из всех людей мне интереснее те, кто творят литературу и ищут свое отражение в ней.  Извечные «единство и борьба», противоречия, без которых немыслимо целое.
Помню свои детскую классификацию книг: есть книжки, которые написаны только для красивостей, а есть книжки-рассказчики, книжки-учителя. Вторые были ближе. Долгое время я совершенно не воспринимала стихи, они казались мне неискренними, деланными, пустыми. Хотя встречались исключения. Слякотный холодный вечер и я, разучивающая «Белую березу» Есенина, чтобы прочитать на елке в детском саду. И вдруг я так подробно увидела и эту березу, и летящие искорки, услышала скрип снега, ощутила морозную бодрость. Стихотворение долго оставалось любимым, и я часто шептала в минуты грусти, стараясь «оживить» березку. Позже завела свою «библиотечку настроений». Хотелось прилива внутренней силы – «Весенняя гроза» Тютчева, «Уж небо осенью дышало» Пушкина в минуты, когда хотелось грустить или спрятаться в одиночество. Найдя практическое применение некоторым стихам, я вывела их из категории баловства, продолжая пролистывать описания в прозаических произведениях. Не помню, когда я отказалась от этой сортировки, может, когда почувствовала, иную реальность, а не просто следила за действием героев? 

Этическое и эстетическое в произведении неразрывно связаны. Возможно ли донести нравственный посыл скудным, невыразительным языком? Как вызвать у читателя настолько сильное эмоциональное переживание, чтобы он задумался о нравственной составляющей текста, без эстетики искренности?

Интересно, что и литературоведы до сих пор ведут полемику о задачах литературы. Многие утверждают, что писатель никому ничего не должен, он просто творец, создающий новые формы, очерчивающий будущее. Иные отстаивают позицию воспитательной функции искусства. Истина, как всегда, посередине. Форма ради формы пуста. Но и деланное содержание, безыскусное, морализирующее вряд ли кого-то подтолкнет к развитию, утешит, даст надежду.

Совсем недавно, в одном из обсуждений, затронули интереснейшую, на мой взгляд, тему. Может ли выйти гениальное творение из-под руки праведника? Мне кажется - нет. Приверженность нормам, а не битва за этические ценности с самим собой, сонная мораль, не родят произведение, способное вызвать катарсис. У настоящего художника постоянная битва, постоянные взрывы в душе, он не воспринимает мир розово-елейным. Он страдает, умирает, рождается вновь, влюбляется, горит в безумном чувственном угаре, у него все острей – звуки, запахи, чувства. Новая эстетика не всегда рождается в прокрустовом ложе устоявшихся этических норм. Иногда она вызывает отторжение, это нормально! Главное, она не оставляет равнодушным. Но то, что искусство всегда отторгало, так это банальность, бездарную чванливость, комфортную дрему в догматических стенах этических норм.

 


http://www.proza.ru/2017/10/13/1563