Сказка

Игорь Воликов
                Сказка.

Наша неожиданная встреча произошла весной. Погода выдалась замечательная, теплая и солнечная, молодая тоненькая трава на земле, деревья оделись зеленью нарядно, и на душе у меня было ровно, настроение приподнятое, как перед долгожданным большим и светлым праздником.
Я шел куда-то неторопливо и думал о чем-то своем. Обычно весной настроение у меня скверное и тоскливое, и хорошая погода не радует, даже наоборот, а тут столько приятных моментов одновременно. И вот когда я проходил через открытое место, меня вдруг окликнули по имени. Я обернулся, и общая картина дня мгновенно переменилась. Теперь это был огромный цветущий сад из фруктовых деревьев с множеством молодых мужчин, одни из них подходили, другие отходили куда-то, все приветливо смотрели друг на друга, но эти, которые меня позвали, сидели за большим столом из досок и закусывали с аппетитом. Не заметил, чтобы на столе был алкоголь, настроение у всей компании царило дружелюбное и обрадовались они встрече со мной от души и искренне.
Я сразу же узнал их всех, незнакомых и знакомых по рассказам, фотографиям и личным встречам, и быстрым шагом, почти бегом, направился к столу. В голове крутились имена: Иван, Гаврила, снова Иван, Леонтий, Илларион, Анатолий, Алексей, Тарас… Женщин не было ни одной, Вся обстановка подразумевала как раз мужское общество, я не удивился, что мы здесь без женщин.
- Здравствуй, Игорь, - первым приветствовал меня Илларион. Присядь, друг, к нам на минутку.
- Нет, ребята, дайте мне сначала рассмотреть его получше, - вперед из-за стола неторопливо вышел Тарас, и заглянул мне в глаза. Взгляд спокойный и пытливый. Вот каким ты у нас вырос.
- Молодец, Игорек, фигуру держишь, - из-за спины Тараса неожиданно появился Анатолий. Сколько раз подтягиваешься? И живот не отрастил!
Я улыбнулся радостно, что эти люди похвалили меня и выставил вперед ладони, чтобы показать мозоли от тренировок, потом уперся в землю руками, левую спрятал за спину, а на правой легко отжался несколько раз.
За столом громко закричали и захлопали в знак одобрения.
- Ловко, пацанчик, - теперь ко мне с боку заходил Леонтий, и вдруг в шутку неуловимо нанес мне короткий удар в область солнечного сплетения. Удар я выдержал, перехватил руку Леонтия, подтянул его к себе и мы крепко обнялись. Тогда Леонтий приподнял меня и последние несколько шагов до стола пронес на руках. Все радостно орали и свистели.
- Давай, устраивайся возле меня, - Леонтий ослабил объятия. Вот ты какой у нас парень!
Мне подкладывали что-то в тарелку, а в это время Иван, что напротив, протянул мне руку через стол и я почувствовал короткое крепкое рукопожатие.
- Давно хочу спросить, - начал я торопливо и взволнованно, - как тебе было на душе тогда…
- Успеешь, - остановил Иван отрывистым жестом, - сперва мы с тобой поговорим, а у тебя еще будет время.


- Ну, рассказывай, - снова мне в глаза твердо смотрел Тарас. Сам-то как понимаешь, чего добился, что можешь, какие планы на будущее имеешь. Мы все о тебе знаем, но хочется услышать, что сам обо всем думаешь и как жизнь свою представляешь. Все-таки кое-что успел и наблюдать за тобой любопытно и радостно.
Разговор как-то сразу стал общим, каждый говорил о своем, одновременно со всеми, но через шум голосов я хорошо воспринимал, о чем сейчас идет речь.
- Слышали мы, Игорек, что ты у нас большим начальником сделался, - это Алексей завел речь обо мне.
- Ага, Директор! – весело поддержал Илларион.
- Ну, пока еще не директор, но как только такая возможность появится, - я не струшу, - спокойно ответил я.
- Вот, вот, молодец! – это уже Гаврила включился. Мы знаем, что пока еще не директор, но в доценты все-таки смог пробраться. И как заведующий тоже марку достойно держишь, в третий раз причем.
- Помню, друг, ты еще совсем маленьким был, - прибавил Иван, - когда в первый раз тебе в голову пришло стать директором. И ведь уже тогда мысль хитрая была, чтобы самому ничего не делать, а только командовать другими. Тебе всегда нравилось командовать.
За столом раздался дружный хохот. Но смеялись одобрительно. На душе у меня потеплело.
- Вот еще что, - продолжил разговор Тарас. Рассказы сочиняешь, в московских журналах печатаешься. Теперь книгу издать задумал, даже две сразу. Фамилия наша прозвучит, и опять же – маленькое бессмертие. И Тарас подморгнул мне одобрительно.
- Помещиком сделаться мечтаешь, - прибавил Анатолий. Землю обрабатывать и хозяйство завести, торговлей заняться, чтобы при этом крепостное право возродить, в современном виде, разумеется.
В голове кружилось, от счастья и от того, что меня понимают, не надо ничего объяснять и оправдываться. Все обо мне уже давным-давно известно и переговорено. И самое важное – здесь я свой, ничего не надо доказывать, меня любят и принимают и осуждать не будут.


И вот тогда я все-таки задал вопрос, который беспокоит меня давно и болезненно. Я обратился ко всем сразу: к Леонтию, к Гавриле, к Ивану и Тарасу.
- Ребята, вы все воевали, в разные времена и на разных войнах, под разными знаменами и за разные идеи, за вашими плечами стояла смерть и порой она заглядывала вам в глаза и дышала в ваши лица своим леденящим смрадный дыханием. А еще вы убивали, на ваших руках кровь таких же как и мы людей. Ответьте, для меня очень важно знать, как вы теперь живете со всем этим кошмаром в своих душах, продолжаете радоваться жизни, меня встречаете открытыми сердцами?! Где вы находите силы справиться с отвращением и ужасами войны?! Помогите мне укрепиться духом и стать уверенным в себе.
Из-за стола поднялся Леонтий: - Не надо об этом, брат, - он сделал предостерегающий жест рукой. Мы честно выполняли свой долг, и не жалеем о тех делах и родная земля может гордиться нами. О кровавом прошлом у нас не принято говорить. Но мы продолжаем жить, с покаянием в своих сердцах. Время стирает в памяти все тяжелое и страшное, но еще остаются сны. Игорек, чтобы нас понять, нужно самому пройти через подобные несчастья, и тогда все станет ясным без лишних разговоров о войне и смерти.
Мы желаем, чтобы суровые испытания войной обошли тебя стороной, это боль и трагедия наша, общая и неизлечимая. Но если все-таки придет беда, не сомневайся и не бойся смерти, бей врагов и не давай в обиду все наше родное и дорогое. А мы будем на твоей стороне.


Потом Гаврила взял меня под руку и незаметно для остальных отвел в сторону от общего веселья и шума застолья.
- Слышал, Игорек, ты снова влюбился, - осторожно начал он разговор.
- Да, брат, - честно признался я.
- Хорошо понимаю тебя, друг мой, много жизненных перемен принесли и в мою судьбу женщины. Ну, и что ты теперь?
- Мне и счастливо и больно, и страшно и сладко, и голову потерял, и прошлое мое по-другому видится. Переживания, которые сейчас со мной происходят, их трудно выразить словами, и они захлестнули меня, - ответил я.
- Так вот, Игорек, - Гаврила твердо смотрел мне в глаза и продолжал. Испытания эти тоже не просто так даны твоей душе, и справиться со всем случившимся можешь только ты сам, никто тебе сейчас в этом не помощник. Но если тебе нужна моя поддержка и понимание и дружеское участие – смело забирай все, что есть у меня, сейчас твое время, твои желания, твоя жизнь! Цени все наше родное и береги свою душу от разрушения ядом любви. Постарайся не терять голову и не делать глупостей. А когда одолевают сомнения и тоска безысходности, поступай как подсказывает твоя совесть и помни мои слова. Ты в ответе перед нашей семьей и нашими детьми за свои поступки, не оставляй и нас без поддержки и понимания. А мы все любим тебя и уважаем твой выбор.


Я слушал, затаив дыхание, даже не пытался объяснить что-либо. И в это время к нам подошел еще один мужчина, бледный и осунувшийся, с острыми плечами, как и я сутулый.
- Я тоже Иван, - коротко поздоровался и протянул мне длинную костлявую руку. Не собирайся туда, Игорь, нет там ничего хорошего и нужного в твоей судьбе. Я был там, узнал всему цену, и тебе делать там нечего! У тебя свой путь, и целая жизнь впереди, интересная и увлекательная. Спасибо, что думаешь обо мне, вспоминай меня, брат, почаще! Так и не добрался тогда я домой.
И в этот миг я понял, кто этот Иван, и о чем он сейчас говорит. Мы обнялись, вот теперь уже точно можно было уходить.


За разговорами я и не заметил, что давно плачу, даже рубашка на груди промокла от слез и липла к телу. Слезы принесли облегчение, как будто душа принимала в себя всю заботу этих таких разных людей, которым я не безразличен, которые искренне любят меня, гордятся мной, желают мне добра и счастья. Я шел из сада, обновленный и окрепший, и не стеснялся своих эмоций.
И вот когда я, весь в слезах и в нахлынувших чувствах, почти вышел на дорогу, случилась еще одна встреча. Неожиданно меня перехватила за руку невысокая старенькая женщина.
- Ну, здравствуй, Игоречек! – начала она. Долго же я тебя здесь поджидаю. Спасибо, что приезжал к нам в Страшены, что помнишь меня и моих родных, что думаешь обо всех нас с любовью. У тебя, сынок, доброе сердце и большая душа, живи долго и счастливо, и не теряй надежду и веру ни при каких обстоятельствах.
Мы обнялись и расцеловались. Это была наша Надя. А я так часто малодушничаю, допускаю себя до отчаянья и теряю надежду и веру и падаю духом и крылья складываю. И вот теперь это напоминание.
Вечерело. Воздух густо наполнился запахом фруктовых цветов. Всю свою жизнь я мечтал об этой встрече и она состоялась. Теперь можно твердо идти дальше.