Если бы...

Борис Равинский
Иногда на свете случаются чудеса.
Расскажу про диван.
Диван стоял в красивом старинном особняке на гоголевском бульваре в холле второго этажа.
Только что прошел концерт  стипендиатов  Советского фонда Культуры.
То было в цветущем мае 1989 года.
Со всей России съехались юные музыканты.
В этом концерте принимали участие и мои земляки из Челябинска:
Денис Гольдфельд - талантливый скрипач и Лера Ауэрбах - пианистка, композитор, поэтесса.
Сейчас их имена знает весь цивилизованный мир.

       Так вот, сидел я на кожаном диване, глазел на картины в золоченых рамах и ждал Дениску-скрипача (сына моего приятеля), пока тот поднимется ко мне после концерта.
Всем объявили не расходиться, - будет просмотр нескольких видеопленок из Парижа.
В то время ВИДЕО только начинало входить в нашу  жизнь.

Постепенно, большой кожаный диван облепила, как пчелы улей, молодежь.
          И, вдруг, под аплодисменты появляется Дмитрий Сергеевич Лихачев!
Он направляется прямо к кожаному дивану.
Все мигом соскочили с уютного дивана!
Поскольку я находился в центре этой шумной и веселой камарильи, меня угораздило сесть рядом с Академиком!
Диван до невозможности перегружен присутствующими. Всем хотелось всё видеть и слышать!
Теснота нешуточная: сидел я не просто рядом, а, как сказал бы Мандельштам, "вхруст" -
коленка к коленке с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым!
          Помню его спокойное ровное дыхание и негромкий комментарий к коротеньким видеозаписям, одна из которых -
банкет в честь присуждения Нобелевской премии Ивану Алексеевичу Бунину.
Сейчас все эти видео в свободном доступе интернета.

          Эта короткая встреча-беседа запомнилась необыкновенно теплой, душевной атмосферой.
Дмитрий Сергеевич говорил немного, но его удивительно естественная манера общения покоряла присутствующих.
Ощущение было такое, словно САМА горькая обезоруживающая ПРАВДА заглянула в твою в душу.

- Огромное достижение перестройки - ГЛАСНОСТЬ. И это - замечательно, сказал он.
- Отрадно, что Государство начинает поворачиваться лицом к простому Человеку.
Хотелось бы надеяться, что так будет и впредь.

. . . Если бы воплощались все великие и благородные идеи наших национальных кумиров. . .

P.S.

Когда б я властен был над этим небом злым,
Я б сокрушил его и заменил другим,
Чтоб не было преград стремленьям благородным
И человек мог жить, тоскою не томим.
                Омар Хайям.
               

Москва, октябрь, 2017год.