Для чего родителям сказки? ч. 3

Ирина Гифт
Вступление к книге «Бездонный ридикюль: сказкотерапия для родителей» И. Гифт

Прежде чем перейти к основному содержанию книги, хотелось бы чуть подробнее остановиться на том, каким именно образом сказка делает возможным всё описанное выше. В трудах, посвященных сказкотерапии обычно больше внимания уделяется преимуществам этого метода. Тогда как вопрос о механизме его воздействия либо не ставится вовсе, либо представляется, что ответ на него очевиден. Я же считаю необходимым осветить эту тему, потому что сегодня люди больше верят в силу рационального познания. То, что не соответствует представлениям о научности, считается в лучшем случае домыслом, в худшем случае – мистификацией.

Итак, напомню, что «необычность» сказки в отличие от более привычных нам сегодня форм передачи знаний состоит в том, что материал в ней преподносится не в виде прямых инструкций, а в образной, метафорической форме.

История изучения метафоры насчитывает много веков, она была предметом интереса античных философов, поэтов и писателей, а также современных лингвистов и психологов. [1] Многие из них раз за разом приходили к выводу, что метафора является неотъемлемой частью человеческого языка и сознания. Однако не все объясняют, какие причины лежат в основе этого явления и что оно означает для нас в практическом плане. Ответ можно найти, если мы обратимся к истории развития человеческого мышления.

Психика подвержена эволюционным изменениям в определённом смысле сравнимым с теми, что прошёл на протяжении миллионов лет человеческий организм. В исследовательской литературе можно встретить несколько частично пересекающихся по значению терминов: первобытное, паралогическое, дологическое, мифологическое и архаическое мышление. [2] [3] [4] [5] Хотя данные термины синонимичны лишь в некоторой степени, все они указывают на тот факт, что на ранних этапах исторического развития мышление человека каким-то образом отличалось от современного.

Термин «архаическое мышление» представляется мне наиболее нейтральным и безоценочным, поэтому в дальнейшем я буду использовать именно его. Характерными чертами этого мышления называют целостность восприятия, образность и метафоричность. [5] Именно поэтому для ранних произведений человеческого творчества – сказок, легенд, мифов – характерно оперирование целостными образами, а не привычными нам сегодня логическими построениями: «чтобы получить то-то, нужно сделать то-то и то-то, потому-то и потому-то».

Архаическое мышление представляет собой иной способ осмысления окружающей действительности, отличный от того, которым мы в основном пользуемся сейчас, но не менее эффективный. Для подтверждения этой мысли обратимся к следующим примерам:

Древнейшие книги – Библия, Коран, Веды, легенды и мифы древней Греции и другие – актуальны и по сей день, потому что в них в метафорической форме представлен огромный объем знаний, для описания которых с рациональной точки зрения потребовались бы (и потребовались!) тысячелетия.
Наши предки строили сооружения, которые по сей день поражают учёных, т. к. считается, что создать такое без современных технологий невозможно. Однако, эти задачи были решены, возможно потому, что они мыслили особым образом.
Рациональное мышление в том виде, в котором мы «наблюдаем» его сегодня, является более поздним в хронологическом плане образованием. Оно, если можно так выразится, наслоилось на предшествующие ему способы мышления – как и в плане эволюционных изменений человеческого организма новое накладывается на старое. Поэтому его элементы не утрачены для нас безвозвратно – они сохранены в виде архетипов – целостных структур, полученных в коллективном опыте и сохранённых в коллективном бессознательном. [6] Это богатства, накопленные веками эволюции разума.*

Древние структуры нашей психики дают о себе знать в сновидениях и приходящих на ум образах, песнях, стихах, сказках, всплывающих словно бы из ниоткуда, когда мы размышляем над какой-то сложной проблемой или запутанной жизненной ситуацией. Понять эти символы и спонтанно возникающие ассоциации с точки зрения логики бывает совсем непросто. Но если знать, что информация представлена в наших снах в метафорической форме, то становится возможным расшифровать их и использовать для лучшего понимания себя и решения насущных задач.

На определённом (ещё совсем недавнем) этапе развития человеческого познания предпочтение отдавалось сугубо рациональному, опирающемуся только на факты, которые можно наблюдать в эксперименте. То, что нельзя было объяснить при помощи научных данных отметалось как «нелогичное» и «мистическое». Здесь же нельзя не отметить, что в литературе, описывающей особенности архаического мышления, часто можно встретить оттенок принебрежительной оценки: исследователи исподволь подчёркивают преимущества современного логического мышления, как единственно правильного (возьмем хотя бы сами термины «паралогическое», «дологическое» мышление).

Выше уже говорилось о том, что сказки в наше время считаются чем-то детским. Даже сам метод сказкотерапии чаще используется в работе с детьми, чтобы проводить диагностику и коррекцию в доступной им форме.

«В том, что мы свели их [сказки] до детского уровня, проявляется типичная установка, – я бы даже назвала её определяющей для нашей цивилизации, – а именно: архетипический материал кажется нам инфантильным.» [7]

Однако, отказываться от накопленного в процессе развития было бы по крайней мере расточительно. Рациональный способ выражения мысли накладывает ограничения – средства языка слишком ограничены, чтобы выразить всю полноту смысла. При помощи метафоры можно сказать больше. Иногда даже больше, чем осознаёшь сам.

Опыт иррационального древнее и богаче, чем словесно-рационального, потому мы снова и снова обращаемся к древним текстам. Многочисленные последователи этой точки зрения собирали и изучали мифы и сказки народов мира, чтобы «перевести» зашифрованные в них знания на понятный современному человеку язык. [8]

Психологи наших дней успешно используют в своей практике метафоры, образы, а также сказки, как для определения запроса клиента, так и для его разрешения. Естественно, что, имея дело с психикой, невозможно игнорировать её архаичные пласты.

По моим наблюдениям, современная наука находится на том этапе развития, когда происходит интеграция знаний предков с современными научными открытиями. Это время эклектики, объединения физики с мистицизмом [9], медицины с древнейшими знахарскими практиками, психологии с ритуалами инициации [10].

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы разумно сочетать имеющиеся у нас инструменты познания – рациональный и интуитивный, объединяя преимущества того и другого, компенсируя тем самым недостатки обоих.

«Естественный дуализм (бинаризм) способов освоения мира (рационального и иррационального) […] связан с функциональной асимметрией полушарий головного мозга, а значит, их нужно не противопоставлять и абсолютизировать, но искать каналы и характер взаимодействия. Этим обеспечивается большая полнота освоения мира; рациональный подход обеспечивает аналитическую, дифференцирующую точность, иррациональный – целостность.» [11]

При создании своей книги я руководствовалась этим же принципом: постановка проблемы и эффективная модель её разрешения преподносятся в форме сказки, за текстом которой следует рассмотрение вопроса с точки зрения психологической науки. Я понимаю, что современные взрослые люди привыкли мыслить рационально – одной веры им уже недостаточно, нужны чёткие обоснования и авторитетные мнения. Поэтому книга обращается не только к чувствам и интуиции посредством метафоры, но и к разуму – каждую сказку подкрепляет психологическая база (в своей работе я опиралась на труды классических и современных психологов в области детско-родительских отношений, индивидуальной и системной семейной терапии).

Надеюсь, что сочетание двух методов познания помогло сделать текст книги наиболее ёмким и полезным.

Конечно же, следует оговориться, что наиболее ценными с психологической точки зрения считаются народные сказки. Они проверены временем, а их многочисленные пересказы отфильтровали только главное и универсальное. Авторские же сказки несвободны от проекций их создателя.

Всё это так. Тем не менее, по моим наблюдениям, большинство авторских сказок, а также фантастических романов и сценариев фильмов строится всё на тех же сформированных веками архетипах, которые писатели, сценаристы и режиссёры спонтанно воспроизводят в своих творениях. Это я ясно поняла и на собственном примере, когда с удивлением находила в литературе по символизму истолкование использованного мной в той или иной сказке образа, которое точно соответствовало тому, что я заложила в него бессознательно. Например, один из главных действующих персонажей сказки, давшей название всей книге – гном, который открывает главному герою спонтанную творческую сторону его личности. Когда сказка уже была написана, я практически со священным трепетом прочла в книге специалиста по психологической интерпретации сказок, что гномы «относятся к творческим импульсам бессознательного». [12]

И таких «совпадений», которые нельзя придумать и нарочно, было в процессе работы множество. Для меня это является лишним доказательством того, что опыт одного человека – одна из граней коллективного опыта. В этой книге я отразила свою. Искренне надеюсь, что она будет для кого-то актуальна и полезна.

Приятного чтения!

________________________________________

* Сейчас учёные говорят (с необоснованной, на мой взгляд, тревогой) о развитии нового типа мышления – клипового. Оно также не вытеснит предыдущие механизмы, а избирательно «наложится» на них. Для естественного отбора характерно закреплять – как на физическом, так и на психическом плане – признаки, дающие эволюционное преимущество.

Продолжение следует…

Автор: iRina.gift

________________________________________

[1] Арутюнова, Н. Ж. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

[2] Леви-Брюлль, Л. Первобытное мышление. М.: Красанд, 2012.

[3] Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

[4] Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983.

[5] Меркулов, И. П. Когнитивные способности. М.: РАН, 2005.

[6] Юнг, К. Г. Архетип и символ. С.-Пб.: Ренессанс, 1991.

[7] Франц, М.-Л. ф. Феномены тени и зла в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.

[8] Эстес, П. К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказках. М.: ИД «Гелиос», 2001.

[9] Капра, Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и восточной философией. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2017.

[10] Ефимкина, Р. Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. СПб.: Речь, 2006

[11] Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991.

[12] Франц, М.-Л. ф. Фемининность в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.