Флешмоб

Таня Калистратова
 Как-то на фейсбуке увидела у одной подруги Флешмоб, понравилось, и я решила сделать нечто подобное. В соцсетях разместила его, кстати, никто не отгадал. Потом дала ответы и вышел целый рассказ по каждому пункту. Решила разместить его здесь. Так что читайте и попробуйте сначала отгадать, что верно, а что нет. Из двенадцати пунктов два неточные (частично не верные), а один пункт полностью мной придуман.

1. Я училась в институте вместе с Анатолием Чуйбайсом.

2. Я познакомилась в 1990 году с самым опасным серийным убийцей в СССР.

3. Я  заочно  окончила Университет  Искусств  в Москве по станковой живописи.

4. Я была,  лично знакома с олигархом  А.Усмановым в молодости.

5. Я окончила детскую музыкальную школу с отличием.

6. Я  проходила на работу через контрольно пропускной пункт,
   в зону усиленного режима без всяких пропусков и документов.

7. Я заняла второе место в олимпиаде в городе по химии,
   после вундеркинда А.Попова, занявшего впоследствии 1е место в мире
   в олимпиаде среди школьников.

8. Я занималась спортивной гимнастикой в детстве.

9. У меня обычно температура тела 34,3 градуса.

10. Я ударила по голове одного опасного преступника,
    а он потом ещё просил у меня прощения.

11. Я нашла 1,5 кг натуральной бирюзы в своём городе.

12. Я делала калькуляции себестоимости продукции на бомбы.

  Ответ на первый пункт Флешмоба
Да, я действительно училась в Инженерно-экономическом
институте вместе с А.Чубайсом.
      Я поехала поступать в Ленинград, с чётко поставленной целью, поступить на экономический факультет Горного института.
      В отличие, от своей сестры, которая поступила в МЭИ (Московский энергетический институт), выбрав свой институт по справочнику на вокзале в Москве, так как он тогда шёл третий по списку, я выбрала свой институт чуть ли не за год до поступления.
Однако в последний день, я, повинуясь какому-то предчувствию или интуиции, (раньше эти понятия не были в ходу) 31 июля 1972 года отнесла документы в Инженерно-экономический институт. Там шёл какой-то ремонт, и у меня, что называется, ёкнуло, что-то мне показалось таким родным на Марата №27.
Ну и правильно сделала, как выяснилось, впоследствии. Так как ехала поступать с не совсем богатым наследством от школы со средним баллом 4,5. Не хватило одной пятёрки, чтобы эти баллы округлились до пяти (а точнее, не хватило одной сотой балла 4,74444….). А в Горном институте на экономический факультет был проходной балл 25 ровно. Ну, то есть, все пятёрки. Кстати, это был первый год, когда стали считать средний балл школьного аттестата и ввели, это когда я училась в 10 классе, то есть, в последнем классе и ничего было не исправить. Лозунг - «главное знания, а не отметки» сыграл свою негативную роль. Кстати, сдала я экзамены просто блестяще и проходила на все факультеты института, а на мою специальность у меня даже были два балла «лишние». Специальность выбрала прозаическую «экономика и организация городского хозяйства», когда забирала документы с Горного института мне подруга сказала, вот и правильно, а то какое тебя ждёт распределение «на Воркуту, на Магадан, мы собираем чемодан….) Почему -то это чётко отложилось у меня в сознании и я рассудила так тогда, раз есть слова «городское хозяйство», то в деревню уже никак не пошлют. Хоть факультет то был «Экономика и организация строительства, городского хозяйства и автомобильного транспорта». И, со второго семестра первого курса нам преподавали даже «сопромат». Тогда ходила поговорка, подчёркивающая
трудность этого предмета – «сдал сопромат - можно жениться».
Ну, вернёмся к ответу на первый вопрос.
   Когда А.Чубайс стал мелькать по телевизору, я маме всегда говорила, что это личико мне знакомо. Память на лица у меня была всегда шикарная, как никак несостоявшийся художник. На, что мама мне отвечала, вот по телеку ты и видела его. Да, нет же, я его знаю, откуда-то из жизни. И, вот когда его представляли на должность вице премьера России, сказали, что по мнению зарубежных
специалистов, он получил одно из лучших экономических образований в мире. Он закончил в 1977 году Инженерно-экономический институт в Ленинграде. Вот тут-то
я и поняла, где и как видела его. Мы встречались на лекциях на потоке. Институт был очень маленький по две группы на факультет. На потоке встречались по три или четыре факультета.
Потом как-то позвонила мне сестра
(она тогда работала помощником депутата в Думе) и спросила – «Таня! А ты его
помнишь?» Я - ей – «что-то смутно».
-«А вот он тебя помнит и точно тебя
описал. Я ему сказала, что моя сестра в тоже время училась в Инженерно-экономическом. Он спросил фамилию, а потом сам назвал моё имя. Я, конечно бы гордилась этим фактом, что меня помнит сам А.Чубайс, но при других обстоятельствах. Печальную известность «легенды института» мне принес тот факт, что на первом курсе я умудрилась списать черты «развитого социализма» под носом у преподавателя политэкономии Рендакова.
   Рендаков был интересный чудик, кандидат наук, но в прошлом говорят, был председателем колхоза, чересчур какой–то уж был «простецкий». Спалилась я на выходе, когда кто-то из студентов, под видом, что его ручка не пишет, хотел мне передать записку, чтобы вновь входящие, принесли материал для списывания. Я подняла руку, а из под манжета коварно выползла шпора с «развитыми чертами социализма». Рендаков заорал мне – «Стой!» Для меня это прозвучало, как «Беги!» И я с зачёткой, с проставленной незаслуженно четвёркой, помчалась куда глаза глядят. Он помчался за мной же. А там, на экзамене все кайфовали, преподаватель убежал за студенткой и тем самым, дал он им время для свободного «циркулирования» шпаргалок. Это называется - вызываю огонь на себя. Вот так он и бежал за мной, простой колхозный мужик, ставший преподавателем политэкономии. Я хотела спрятаться от него в женском туалете, но учитывая, что оный не закрывается и он может вполне туда за мной забежать, судя по его поведению. Я побежала в отсек в туалет для преподавателей (он был одноместный и с щеколдой). Закрыла на задвижку дверь и стала сползать по этой двери от истерического смеха. А Рендаков, колотил дверь и орал - «Калистратова! Верни зачётку, я тебе два поставлю! А я, дурак, хотел ещё поставить тебе пятёрку!» Ну я, конечно, оборону сдержала, дверь он всё-таки не вышиб. Всё обошлось, на втором курсе он меня встретил и стал грозить пересдачей экзамена с пятью экзаменаторами «экзекуторами». Ну, а потом, забегаю я как-то в лифт, а там Рендаков, я обратно, он меня почти что силой втянул в этот лифт, встретил, как чуть ли не родственницу и радостно объявил, что простил меня. Кому-то он тогда ещё пожаловался, что очень удивился, когда я назвала «до хрена черт развитого социализма», сколько он даже не знал.
Ну, вот этот самый Рендаков, он и сделал меня легендой института, начиная свои лекции, он торжественно объявлял, чтобы все внимательно слушали его и прилежно конспектировали, так как списать у него было невозможно. Правда была одна такая студентка Таня Калистратова, которая совершила этот «подвиг». Он с таким уважением отзывался обо мне, как будто я совершила нечто сверхъестественное, например «превратила воду в вино».
Вот откуда меня и узнал весь институт.
Со временем я, конечно, только укрепила репутацию беспрецедентной студентки.
Поэтому я в институте была более известной чем, уважаемый Анатолий Чубайс.
 
    Ответ на второй пункт. Да, это как ни странно, но правда. И как же меня угораздило в маленьком захолустном провинциальном городишке Советского Союза
познакомиться с опасным серийным убийцей. Мне было тогда всего лишь 35 лет, весила я килограммов 47 и поэтому выглядела очень молодо, скорее на 20 чем на 35лет. Дочери было уже почти 4 годика, я была разведена.
А дело обстояло так. Как то я возвращалась с курсов повышения квалификации Минмонтажспецстроя с Ташкента домой в Алмалык. В районе «Стеклянного магазина» я зашла в павильон тканей. Это были 90-е годы, когда цены росли, как на дрожжах и с прилавков сметалось всё, на всякий случай, про запас.Там побродив по павильону, окинув жадным взором, полупустые прилавки, я поймала на себе взгляд одного мужчины. Одет он был очень прилично, и явно был не «алмалыкский». А в Алмалыке всегда много было командировочных мужчин, приезжавших из Москвы и Ленинграда по работе на АГМК (Алмалыкский Горно-металлургический комбинат). Поэтому я совсем не удивилась.
     Он спросил меня, что-то по поводу материала – «А где у вас здесь ещё можно найти драп?» Я, что-то ему ответила, тут завязался разговор. Он представился Виктором из Москвы,и что приехал на АГМК в командировку.
Потом он пошёл меня провожать, я сказала, что это абсолютно не обязательно.Но он показал мне свой даже паспорт. А так, как это был, очень красивый и обаятельный мужчина я согласилась на следующий день после работы с ним встретиться там же. Встретились и пошли просто гулять по городу. Тогда в городе было особо не разгуляться, просто шли вдоль главной улице и болтали. Болтали обо всём. Кто где учился, какие-то интересные факты из биографии. Кто куда ездил, в какие страны (а это было чрезвычайным событием в жизни любого гражданина Советского союза) и поэтому была масса впечатлений всяких Он, как то обмолвился, что он из Пензы, а живёт сейчас в Москве.
   В то время страна, как все знают, бурлила. Интересных тем по политике было навалом, все сидели, как на вулкане. Оставалось совсем немного до распада СССР. Погулявши, он меня всегда провожал до дома и на следующий день мы опять встречались. Мне с ним был очень интересно разговаривать. Он был умён, достаточно эрудирован во всех областях. В общем, был незаурядным человеком. На второй или третий день он стал меня зазывать в гостиницу типа просто попить чай там посидеть и т.д. Спрашивал, а где здесь можно было бы посидеть в кафе и т.д., что вполне
естественно. Но в то время наш унылый городок, не обладал таким количеством и качеством кафешек, как сейчас, в общем-то, время было полуголодное и не лучшее для развёртывания этого бизнеса обслуживания питанием. В гостиницу я категорически не соглашалась идти, так как относилась к той категории дам, которых надо полжизни уговаривать, чтобы другие полжизни раскаиваться, что уговорил. Ну, делать нечего, я его пригласила к себе домой на чай. Познакомила с мамой и с дочкой, поболтали, попили чай, посмотрели телек и я, к его глубокому разочарованию ,после выпроводила. Ну, как то условились опять встретиться.
   На следующий день он не пришёл, как и не пришёл в последующие дни.
А, я на работе посветила во всю эту историю тогда свою подругу Людмилу Ч. и мы с ней вовсю обсуждали тактику и стратегию моего поведения и намерения этого Виктора. Вот, что интересно, меня абсолютно ни что не насторожило, лишь только раз я случайно поймала странный блеск его глаз боковым зрением. Но не найдя ему объяснения, просто отмахнулась от этого. А ведь сама дама то была не из наивных, всё-таки пять лет то отработала на зоне. Где каждый четверг нам проводили «политчас», где нам зачитывали преступления осужденных, сидевших в нашей зоне, дабы мы не клевали на их заигрывания и ореол страдальцев сфабрикованных дел. «Невиновных в нашей зоне нет!»,- так неустанно повторял начальник зоны полковник Логинов Василий Прокофьевич. И приводил пример, как на него наехал один каннибал сказавший ему – «Я мать родную съел, а тебя я и так проглочу» Да, действительно сидел там такой отморозок, но я лично была с ним не знакома.
  Так, вот ничего такого я за Виктором не наблюдала. Мне было просто странно, почему он так резко исчез, совершенно не попрощавшись.Может быть, я так и забыла бы эту историю, как несостоявшийся роман. Но по истечении некоторого времени, об этом пришло напоминание. Как то пришла домой и мама мне говорит – иди, иди и почитай
газету(«Аргументы и факты» тогда это была единственная газета, которая более или менее печатала что-то интересное)Там про твоего Виктора написано.Есть его фоторобот. Ну я и почитала… Да, уж фоторобот копия Виктор, правильно указаны все его приметы. И информация о том, что он очень давно во всесоюзном розыске, и что он
является очень опасным убийцей(как-то тогда ещё не вошло в обиход слово «серийный»). Что кровавый шлейф его жертв насчитывает около тысячи человек. Представляется разными именами и имеет несколько паспортов.
Потом я долго думала, что же спасло меня? Сильные ангелы – хранители?
То, что он не смог меня заманить на его территорию, или..? Как то давно читала или фильм смотрела, там было сказано о психологии серийного убийцы. Что убийца, какой бы он ни был, «тоже человек» и ему легко убить абстрактную жертву, вот поэтому, он никогда не убивает людей со своего окружения. Они для него люди, а не жертва. И вполне возможно, что пообщавшись со мной, я для него просто перестала быть жертвой, а стала конкретным человеком. Может быть и так.
А может всё вместе взятое и плюс «не судьба»!

     Третий пункт. Я окончила Университет Искусств в Москве по станковой живописи. Вот здесь есть неточность. Я только училась там. Проучилась первый курс. Обучение было платным, вернее присылали методички и книги, которые были платными и всё. Книги были очень качественные. Отсылала в Москву работы свои, мне присылали обратно замечания критику и рекомендации. Достаточно дельные.
    Я тогда ещё работала и жила в Калуге после «успешного обучения» в Инженерно-экономическом институте.
Как ни странно, но мне досталось прекрасное распределение в хороший областной город, который был относительно недалеко от Москвы, где жила моя родная сестра и я могла к ней всегда приехать вечерней
электричкой в пятницу и уехать в воскресенье обратно в Калугу.
    Коллектив, где я работала инженером по труду и зарплате в Горгазе, был прекрасный, работой особо меня не  загружали, разрешали пораньше уходить в пятницу с работы, чтобы успеть на электричку. А также разрешали во время работы уходить в кино, под предлогом, что надо отнести кое какие бумаги в Облгаз. Мне начальница отдела говорила, ну вот посмотришь фильм и потом нам расскажешь, стоит ли нам идти его смотреть. Я изнывала от безделья на работе, так кто знаком был со спецификой работы, знали, что работа инженера по труду и зарплате была в начале и в конце месяца. А в середине было очень большое окно, которое я пыталась хоть чем-то заполнить, чтобы принести пользу. Мною были расчерчены всякие амбарные книги до конца века.
     На этот период пришёлся всплеск моего живописного творчества. Я написала даже икону «Тихвинской Божьей матери» маслом на большой разделочной доске. Габариты этого творения были 40х50 см и толщина 1,5см. Поставила я эту икону в «красном углу» своей «общажной» койки. Низ иконы был закреплён за батареей, и по всем законам физики, никак она не должна была упасть. Но жизнь, всегда вносит свои коррективы, и как то ночью эта икона на меня всё таки упала. Я, осталась жива, видно что-то амортизировало падение. Я ещё смеялась, что моё творение чуть не убило автора.    И,буквально через некоторое время у меня умер отец в Алмалыке. Много позже, я узнала такую примету, (прочитала в «пословицах и приметах русского народа») что икона падает к смерти родных.
 А так как мама осталась одна теперь, и очень переживала за смерть отца мне пришлось возвратиться в Алмалык. Тем более,что у нас в Алмалыке был громадный трёхкомнатный коттедж, который спокойно могли отобрать, а маму переселить в однокомнатную квартиру.
   А отработать по направлению на работе оставалось 1,5года. Но, вот тут и началась моя эпопея с увольнением. Надо сказать, что на работе я была не нужна, я занимала место женщины ушедшей в декрет, и потом сидевшей до года со своей дочерью. Но в Облгазе «упёрлись рогами», и не отпускали. Надо сказать, что тогда специалист, приехавший по распределению, входил в номенклатуру Министерства и был на особом учёте. Для меня даже ввели ещё одну штатную единицу. А это было в то время вообще явлением неслыханным. Ведь каждый год шла разнарядка по сокращению АУП(административно управленческого персонала).
Я в совершенстве изучила все нюансы досрочного увольнения молодого специалиста. На руках у меня были разные справки, и то, что я выхожу замуж в Алмалыке с Загса, и то, что у меня муж тоже работает по направлению. Но это был как заколдованный круг. Я в месяц по три раза ездила в Министерство в Москву, обивая все пороги. Но все мои старания и справки не возымели никаких действий. Должна отработать и всё.
   Но помощь пришла, как всегда неожиданно. Мне помогли родственники мужа сестры. Позвонила сестра и сказала, чтобы я подошла в КГБ и обратилась к одному товарищу N. Всё ему изложила, а потом ждала результатов. Ну, я так и сделала. Вот так первый раз я и попала в КГБ. Результат не заставил себя ждать на следующее же утро, управляющий Горгаза, где я работала, первый поздоровался со мной чуть ли не за километр, несмотря на то, что я таки опоздала на работу. На работе подошла секретарь и тихо сказала, чтобы я написала заявление на увольнение. Вот так я уволилась с первого места своей работы.
   В связи с этими событиями и переездами я сильно запустила обучение в творческом Университете. Приехав в Алмалык, я стала искать работу. Мест было много, но что-то меня они не радовали, хотелось чего-то этакого. Новизны ощущений что ли. В Учреждение УЯ хх/хх (зона) требовался экономист по ценам. Я рассуждала так, и всё то я знаю и везде, то я была, а вот в тюрьме то нет. И это определило мой выбор.
    Мне ещё долго слали письма из этого Университета с призывами доучиться, но мне что-то не нравилась заочная эта канитель с отправками, да и новая жизнь поглотила всё моё время.

Пункт четвёртый. Это правда. Я была лично знакома с олигархом Алишером Усмановым, но не по комсомольской работе, как я писала в «Одноклассниках» раньше для очень назойливых вынюхивающих новоиспечённых френдов. А по другой работе, где «секретарь на вышке». В то время (1980-е годы) ходил такой популярный анекдот, приехали иностранцы в один город, а там очень много лагерей, ну что делать, чтобы хоть как то выглядеть приличными в глазах назойливых иностранцев, решили всё это замаскировать под комсомольский лагерь. Переодели их дали комсомольские значки. А один особо дотошный иностранец спрашивает, если это комсомольско-оздоровительный лагерь, то где же ваш секретарь? Ответ - «А наш секретарь на вышке.» Не буду муссировать эту тему, кто и за что и почему сидел. Слишком много шумихи и так вокруг этого. В нашем УЯ много было интересных людей, был даже офицер «афганец», давший по морде солдату за мародёрство, не рассчитавший удара и у солдата лопнула селезёнка, за это и схлопотал срок. Так вот этот офицер помнил меня очень долгие годы и много лет спустя передал стихи посвящённые мне, написанные очень красиво. Но я его, почему то в упор не помню. Как не помню многих других. А, вот почему-то Алишера Усманова я сразу же запомнила, не могу объяснить почему.
Запомнила много весёлых и казусных случаев. Но пока об этом не буду писать. Может потом когда-нибудь.
Работающие в УЯ девушки и женщины, общающиеся по работе (многие осужденные работали мастерами, начальниками цехов, учётчиками и приносили наряды на зарплату и справки об объёмах отгруженной продукции и т.д.) с осужденными, так вот любая даже «страшнушка» были для них «королева». Кстати, кто работал на зоне,  прекрасно знают, что в этих местах был полностью искоренён мат. Потому, что любое нецензурное слово воспринималось буквально и таило в себе скрытую угрозу. Поэтому, как говорят, там надо было особо «фильтровать базар». Я, как-то в сердцах, проверяя наряды на зарплату, воскликнула, «вот чёрт», что-то у меня счетная машинка сдала сбой. Тут же получила замечание - «Таня, Таня! Нельзя так говорить». Ну, прям институт благородных девиц, а не зона. Не слышала я и «ботания по фене».
  Также там было не принято унижать прямо или косвенно кого-либо. Тем более там всё воспринималось остро и весьма болезненно. Ну, для меня было всегда просто невозможным унизить по каким-то причинам человека. Также ещё один парадокс зоны того времени,  в связи с полным отсутствием информации, осужденные, просто ненавидили субботы и воскресенья, когда вольнонаёмные не приходили на работу, так как не было никаких для них, как они считали, интересных событий, и была полная скукотища. Наверное, лишним будет говорить, что о женщинах и девушках, работающих в УЯ, собиралась полная информация, КГБ просто отдыхает. Досье содержало много сведений – где училась, где жила, где работала, какой язык знаешь, какими духами душишься, какие цвета любишь, замужем была или нет или собираешься и т.д. и т.п. На основании собранных данных объекту присваивалась кличка (прозвище). Как-то пришёл один осужденный в весёлом расположении духа и сообщил мне, что у меня теперь новое
прозвище. Я, замахала на него руками – «ой, не говори, не говори, наверное какая-нибудь булочка (а я тогда была девушка,
не из худеньких, хоть и не толстая). Нет, говорит кличка хорошая -«Чекистка».
— А почему?
— Гмм, не знаю.
  А я, и в правду, по какому-то непонятному стечению обстоятельств, всегда почему-то оказывалась в эпицентре всяких
событий и ко мне, каким-то совершенно странным образом, стекалась вся конфиденциальная информация, совершенно без всяких усилий с моей стороны. Но потом, недолго думая, списала всё это на кожаную куртку.
    Я тогда ходила на работу вся в коже, что было чрезвычайно круто для того времени. У меня была кожаная французская юбка на кнопках да плюс я привезла с Чехословакии куртку. И вот к чему то я всё это развела, был у меня как-то случай, за который мне до сих пор, в какой-то степени неловко. Спускаемся мы с высокой лестницы с КПП (контрольно пропускного пункта) с другими сотрудницами в зону, а по перилам стоят осужденные( небольшая группа) ждут, когда их отведут на работу за зону. Со мной чётко поздоровался Алишер Усманов – «Здравствуйте, женщина, которая любит болгарские духи». Я стала это всё прокручивать в голове. И почему это он думает, что мне нравятся болгарские духи? Духи то мне нравятся, конечно же французские, но за неимением оных, приходилось довольствоваться тогда болгарскими духами с французскими названиями «Ша ноар», «Бон шанс». И вот пока я всё это прокручивала в своей голове, как бы ему это по-круче ответить, чтобы сразить его наповал и произвести на него впечатление, время то истекло и в досаде на себя я только процедила «Здра-вствуй-те» Это получилось несколько неуклюже и снисходительно, что один стоявший там осужденный сказал - «Ох! Наконец-то соизволила ответить». Ну, я думаю, что А.Усманов, как человек достаточно неглупый, понял, что обидеть его я не хотела, просто у меня слегка тогда притормозилась функция «ответить». Много было и других интересных случаев, связанных со мной и с ним. Но не считаю правильным их здесь освещать.

  Безусловно, тот период для А.Усманова был не простым и он вычеркнул из своей жизни абсолютно всё и всех, кто хоть как-то напоминал ему зону. Что считаю вполне правильным  и резонным, на его бы месте так бы поступил каждый.



      Пункт пятый, что я окончила музыкальную школу с отличием, не совсем верный.
    По специальности у меня была пятёрка, а вот по сольфеджио был трояк, впрочем, как у 95 % нашего выпуска, ибо высший балл по сольфеджио был только четыре. Пятёрку не ставили даже тем выпускникам, которым она была позарез необходима потом для поступления в музыкальные училища. Хотя, вступительные экзамены по сольфеджио они после нашей «музыкалки», сдавали просто с блеском и оканчивали училища и потом консерватории с красными дипломами.
  Ну, вот такова была особенность нашего преподавателя по сольфеджио Маины Ивановны (она же была и завуч школы), которая считала, что пятёрка в природе не должна была вообще существовать.
Как сегодня помню её слова – «Ну вот сегодня, ты очень хорошо отвечала. ну просто очень хорошо. Садись. Трииии» Причём оценку «Три», она произносила с какой-то монаршей милостью, как будто награждала высшим орденом за заслуги.
    На экзамене по теории музыки я удостоилась трояка. Причём, что интересно,  я знала учебник «Элементарной теории музыки», как Жюльен Сорель знал Библию. Клянусь, что никогда в жизни я не знала ни одного предмета, лучше этой книги. Я знала эту книгу полностью наизусть. Но, всё сказав по билету, Маина Ивановна стала задавать вопросы далеко выходящие за пределы знаний средней музыкальной школы и естественно мне был дарован трояк, как её высочайшая милость. Очень много лет спустя, я встретила свою одноклассницу по «музыкалке» Былкову Нину, она окончила с отличием музыкальный факультет института культуры в Ленинграде. И вот один из первых вопросов, который она задала мне –«тебе тоже снится музыкальная школа?»
Я ответила- «О! Даааа!» А она в ответ,- « А я то думала, что мне одной кошмары снятся.»
    Как проходили уроки теории музыки (сольфеджио) это было действительно нечто. Тогда ещё было старое здание в городе на ул.Школьной. В кабинете, как сейчас помню, стояли четыре длиннющих стола (ряды) и к ним такие же длинные скамьи. На первой скамье обычно сидело от силы человека два три. На втором ряду по гуще уже 5-8 человек. Зато за третьим столом сидело уже человек 12-13,а то и 15 умещалось. Ну, вот на четвёртом ряду сидели тоже человек пять. На первых рядах сидели типа отличники (хотя пятёрка была явлением аномальным по этому предмету), на втором сидели по-слабее. А на третьем ряду жался основной контингент. Детская логика была проста. Быть не на виду, чтобы не спросили, но и не спалиться на последнем ряду - типа «Ага!!!! Не выучил!!!Спрятался!!!.
    До сих пор помню медоточивый голос Маины Ивановны, говорящий «К доске пойдёт отвечать….» И это длинная зависающая садистская пауза. Потом опять « ну кто же пойдёт сегодня отвечать к доске?»
   Все ещё сильнее вжимали голову в плечи и ощущали тишину чуть ли не, как материальное тело.
У кого-то сдавали нервы и он поднимал поникшую голову и тут на него обрушивался указующий перст Маины Ивановны, как приговор - «Ты!!!!».
   Как то, когда особенно долго затянулась пауза после третьего раза «ну, кто же пойдёт сегодня отвечать к доске».Я ощутила на себе острый взгляд Маины Ивановны , почувствовала прямо таки всей кожей,
мне безумно хотелось поднять голову, но я боялась приговора. И тут я, как-то умудрилась, поднять часть головы и как то боком посмотреть всё-таки на неё. Возможно, я открыла новую асану головы из йоги, что она не выдержала и просто расхохоталась.
Говорит: — «Калистратова так косо на меня посмотрела, вот она и пойдёт отвечать к доске». То ли я её привела в отличное расположение духа, то ли она оттаяла, но я ответила в тот раз даже на четыре. Это был мой триумф.

Пункт шестой. Я проходила на работу через контрольно пропускной пункт (с двумя дверями и коридором между ними) без всяких документов в зону. Это правда.
    Конечно, все вольнонаёмные сотрудники были снабжены пропусками с фото и печатью, как полагается и, пройдя через первую дверь, мы оказывались в коридоре, пропускали в основном туда по одному, но иногда и по два или три человека. Мы отдавали пропуска и нас подвергали осмотру (шмону по фене). Смотрели наши сумочки на перечень запрещённых предметов: спиртное, сигареты (если много) и т.д. Существовала длинная инструкция, того чего нельзя было проносить, в которую входили и продукты питания. Но на чай, конфеты, печенье, пряники смотрели сквозь пальцы, так как было принято распивать чаи на работе. Ну конечно в разумных количествах. Одна девчонка Фатымка даже носила с полмесяца на работу с собой котёнка с едой, мотивируя это тем, что ей не с кем оставить ребёнка дома, который нуждался в многоразовом кормлении. Потом открывалась вторая дверь, и мы спускались по лестнице в зону. Было достаточно строго с допусками, за этим неустанно следили солдаты и режимная часть самого учреждения. При Учреждении находилась воинская часть и там солдаты проходили службу. Ну, обратно, уходя домой, мы забирали пропуска. Всё как обычно. Как-то, после работы, нас пригласила на свадьбу одна девушка Люция из бухгалтерии. А надо сказать, что вся молодёжь в Учреждении , подружилась будучи на сборе хлопка. Ну и мы пошли, банкет по поводу состоялся где-то у неё дома, а так заранее договорились, что поздно никто домой не пойдёт, а заночует у других подруг в том районе. Кстати, район был достаточно глухой около кладбища. Пока суть да дело, приступили к трапезе достаточно проголодавшись, и первые
тосты пошли на голодный желудок. Естественно, что быстро всех развезло. Но свадьбу мы отгуляли. Не помню, как и где мы ползли домой к Ольге (девушка у которой должны были заночевать) но это было очень долго. Помню только, что разговаривали всё о смысле жизни, недалеко же было кладбище. А на самом банкете кто-то из других гостей со стороны жениха, упорно хотел со мной познакомиться, но я отшила. А вот и зря, парень оказался коварный и выкрал сведения обо мне, ну т.е. мой пропуск из сумки. (Это выяснилось впоследствии) На следующее утро было очень плохо, но надо было идти на работу. Нас по городу собирал автобус учреждения, и вот тут-то выяснилось, что у меня нет пропуска. Я сбегала в Приёмную, которая находилась в здании за зоной и взяла временный однодневный пропуск, но к нему нужно было прилагать паспорт, которого у меня не было. Каким-то чудом я прошла и это препятствие. Благо все солдатики были молодые и приветливые, особенно к девушкам. Как я отбыла целый день на службе это отдельная и интересная история, может, когда-нибудь об этом и напишу. Я попросила Люцию и Ольгу поискать мой пропуск, а сама решила пока ходить на работу по временному пропуску. Благо паспорт, который я должна была приложить просто к бумажке временного пропуска, у меня имелся. Почему я не пошла в отдел кадров заявить, и выписать новый пропуск, резонно спросить? Да всё потому, что за это полагалось по инструкции какое-то наказание в виде частичного лишения «тринадцатой зарплаты». А тринадцатая зарплата в нашем заведении была громадная. Конечно, у каждого своя, и зависела от стажа работы и от зарплаты. Достаточно сказать, что у вольнонаёмного начальника цеха она была такой высокой, что он мог на неё купить машину «Жигули». По тем временам просто баснословное богатство. Решила пока потянуть время, а там или пропуск найдётся или что-то придумаю. К этому времени я уже стащила с приёмной большую пачку бланков временных пропусков с подписями зам.начальника зоны и штампами, так что не затрудняла себе жизнь каждодневными походами в приёмную к секретарю. Дома заранее проставляла число и фамилию. И всё бы так и шло дальше. Но тут случилось просто нечто экстраординарное и непредвиденное. Сама до сих пор не могу понять, куда же мог исчезнуть мой паспорт.
Кроме дематерилизации ничем не могу объяснить до сих пор. Обычно дома я строго клала его на полочку секретера, там же хранилась пачка бланков. Так было и в тот день в пятницу, я туда его положила. А надо ещё сказать, что мы уже собирались «сесть на чемоданы» в связи с переездом с коттеджа на квартиру, сделали обмен. Мама пошила огромные мешки, в которые мы складывали книги и одежду, чтобы при переезде было удобнее переносить их. В понедельник утром, я почему-то не смогла обнаружить свой паспорт на обычном месте. Пришлось ехать с одной бумажкой на работу без паспорта. Ну, вот зашла я значит за другими сотрудниками, при этом попросила девчонок нашего отдела, зайти со мной и начала заигрывать с солдатиками. Я их всех называла в шутку сыночками, раньше они злись, а потом включились в игру, и им стало даже это нравиться. «Ох, какой же ты сегодня красивый, наверно выспался и т.д.» Они смеялись, перекидывались шутками, я им полностью запудривала, оставшиеся извилины и проходила на работу. В связи с таким осадным положением, мне пришлось не ходить на обед, так как столовая находилась вне зоны и дефилировать через КПП, мне по понятным причинам не хотелось. Дома пришлось срочно расшить все мешки и искать паспорт. Но так нигде мы не могли найти паспорт. Приходившие к нам гости, включались в игру «найди паспорт». Но всё было безрезультатно. А я, так и проходила на работу по фиктивным бумажкам без паспорта. Но тут ещё на кону было одно событие, подруга моей сестры в Москве решила меня познакомить с одним парнем москвичом, который работал вместе с её мужем. А для знакомства я должна была приехать в Москву на Новый год. Понятное дело, что в самолёт то я никак не попаду без паспорта, несмотря на всю мою ловкость и изворотливость. Я выпросила заранее десять дней отпуска за свой счёт у начальника зоны Логинова В.П., там тоже было небольшое приключение, без которых я просто не могу жить. И вот как-то приехала к нам в отдел, начальник планового отдела Роза Филипповна, добрейшая прекрасная женщина и я ей всё рассказала про пропуск, про паспорт и про жениха в Москве. Она обещала разрулить с пропуском, благо она была в хороших отношениях с начальником отдела кадров, и мне без всяких последствий выписали пропуск. Проблему с паспортом я отложила в связи с переездом. Потом думаю, после переезда, пойду в паспортный отдел и заявлю. Заплачу штраф и ещё успею взять билет в Москву. И вот мы переехали. Понятное дело, что все шкафы для переноса были освобождены от всяких бумаг и книг и были абсолютно пусты. И вот на новой квартире мы поставили их все в ряд, что-то пытались воспроизвести по подобию модной в то время стенки. Вечером я вернулась с небольшого банкета с коттеджа, откуда мы переехали. И хотела приступить к заполнению шкафов. Открыла пустой секретер и там, на видном месте лежал мой паспорт, как ни в чём не бывало. Но как? Ведь шкафы переворачивали и кантовали при погрузке и разгрузке грузчики. А все бумаги и книги были разложены по мешкам зашиты. Второго дна и накладной полки у секретера не было. До сих пор я не могу для себя объяснить загадочное исчезновение и появление паспорта. Если бы с кем-то другим бы это случилось, то никогда бы не поверила.

Пункт 7- это правда..Ещё, учась в 8м классе, нас с подругой Валей Архиповой послали на олимпиаду по химии.
Олимпиада проходила в 14 школе. Вечером накануне я вымыла голову и заплела 40 косичек, а утром на голове были завитушки круче, чем у Анжелы Дэвис. Кое-как собрав эту гриву в хвост, я пошла с такой экзотической головой на олимпиаду.
   Зашли мы, в какой-то класс, а там уныло сидел один маленький тощий пацанёнок (ботаник бы сейчас назвали его) Мы против него с Валькой были здоровенные лошади. Мы подняли его на смех и сказали - мальчик ты заблудился, детсад там через дорогу. (А там действительно был через дорогу детсад) Вот так произошла моя первая встреча с
вундеркиндом мирового масштаба. Он учился в классе ещё, кажется пятом только, или вообще в четвёртом, а пришёл писать олимпиаду за 8-й класс. Ну вот, начали мы писать эту олимпиаду, решали, кое-что я сама решила и направила "любовную" записку ботанику с предложением дать мне списать. Ботан не устоял, как видимо, перед моей прической и дал списать то, что я не решила. Я до сих пор горжусь тем, что больше ни кому он не дал списать, кроме меня.
   Я бы так и забыла бы этот случай. Но спустя два года я поехала в Ленинград поступать в Институт. В Аэропорту мама моя увидела свою знакомую, которая ехала в Ленинград к старшей дочке своей Наде Рукасовой. А я её знала по музыкальной школе. Так вот чемодан я бросила у них и поехала отдавать документы в Горный институт на экономический факультет. Надя говорит мне - пойдём со мной в Университет на химфак. Я ей - да я химию не хрена не знаю, хоть и пятёрка у меня по ней. Ты, говорит, не знаешь? Ты же за Александром Поповым (так звали ботаника) заняла второе место по Ташкентской области по химии. Вот блин, а я то и не знала. Позже, когда я училась уже в институте на первом курсе, в газете мелькнула заметка, что Александр Попов из маленького узбекского города Алмалыка занял первое место
в мире на олимпиаде по химии. И был зачислен досрочно на химфак МГУ.

   Пункт восьмой. Я занималась спортивной гимнастикой в детстве. А вот этот пункт придуман мной полностью. У меня всегда была только четвёрка по физкультуре. Более того пятёрки по этому предмету были для меня очень большой редкостью. Но я их чётко помню. Одну пятёрку я получила за упражнение за стойку на лопатках, долго тренировалась дома. Другую пятёрку я получила за прыжки вверх в «стиле ножницы», тоже тренировки. И были пятёрки по бегу на большие дистанции «за волю к победе», за то, что не сходила с дистанции и буравила дальше, тоже тренировки. С моими «спортивными успехами» много связано казусов и приключений в жизни. Вот вспомнила, когда я уже сдала документы в Инженерно-экономический институт, то к своему удовлетворению я узнала, что поступивших абитуриентов, в Горный институт, почему то заставляли в 1972 году сдавать после зачёт по плаванию. Или потому, что Нева рядом и боялись, что их смоет неожиданной волной? Или ещё что-то? Ну, моя абитуриентская подруга, сдавшая вступительные экзамены на 25 баллов в Горный институт на экономический факультет готовилась к сдаче зачёта по плаванию и искала купальник. А я, то плавать не умела. Вот поэтому я поняла, что принятое моё решение не поступать в Горный институт, было со всех сторон правильным. Но, зачёт по плаванию в своём институте я на третьем курсе всё-таки сдала. После долгих прогулов занятий физкультурой в бассейне меня заставили войти в воду и не принимали никаких оговорок, что я не умею плавать, вот как пропускала занятия, так и плыви. Ну, что же залезла я в воду, мысленно перекрестившись, и надеясь на чудо и тут же покрылась дикими огромными пятнами, то ли с перепугу то дли ещё с чего-то. И тут я слышу крик ужаса нашей
преподавательницы: — « Калистратова! Вылезай! Я тебе и так зачёт поставлю! У тебя аллергия на хлорку, оказывается». Вылезла я весьма довольная, что всё так гладко обошлось и зачёт в кармане. Сама до сих пор не знаю, что это было. А также сдала экзотический для меня зачёт по лыжам. (Я же всё таки из солнечного Узбекистана и на лыжах для меня в новинку) Причём никто ничего мне так и не объяснил, сказали одевай лыжи, и шевели ногами. Я одела лыжи, и типа побежала, но «прибежала» я к финишу, когда зачёт давно закончился и все переодетые пошли домой к остановке. Не дождавшись меня, почему-то мне поставили зачёт автоматом, видно посчитали, что попросту меня проглядели. Опять удача. В институте я, каким-то опять непостижимым образом попала в группу, которая занималась баскетболом. Когда меня спрашивали, в какой я группе – я гордо отвечала, что в баскетбольной и всех охватывал неудержимый смех. Потому, что рост у меня прямо таки скажем «антибаскетбольный» - 154 см. Кстати, как ни странно, там я достигла определённых успехов. Ей Богу не вру. Просто, если у меня был мяч, никто не в силах отобрать потому, что никто не мог согнуться до такой степени в беге. И освоила в баскетболе – два шага и бросок. Мои броски, каким-то магическим способом всегда попадали в корзину, за это меня всегда уважала наш тренер. Когда мне было 28-29 лет, я занялась йогой. Стояла на голове, умела скручиваться в узел и на удивление себе оказалась невероятно гибкой. А после рождения дочери я прочитала про систему роста Палько (который утверждал, что вырасти можно в любом возрасте) и занялась упражнениями на вырост. Кстати, очень сложные упражнения, занималась я, где то месяца четыре и упорно. Но, вырасти -  не выросла, зато приобрела осанку и почему то стала хромать на одну ногу. Испугалась, что вдруг вырастут не две ноги, а одна, потому что, всё, что связано со мной выпадает из всяких правил и канонов, бросила заниматься. Через  месяцев пять, хромота прошла. Но я, прекрасно делала мостики и то, что не могла делать в детстве. К сорока годам я освоила трёхсторонний шпагат. Правая, левая нога впереди и поперечный.  Потом долго ещё могла садиться на шпагат, но только когда правая нога впереди. Даже сделала шпагат на троне Амира Темура. Ну, сейчас, если потренироваться с месяц, каждый день, то на шпагат сяду и в свои года. Вот такой мой "спорт и жизнь".

Пункт девять. У меня обычно температура тела 34,3 градуса. Да это так. А почему не знаю. Это я обнаружила лет восемь назад. Сначала я всё списала на градусники, что испорчены или некачественные. Но температура моя постепенно начала снижаться ещё сильнее. Но чувствовала я при этом себя прекрасно. Раньше были ртутные градусники шкала, у которых начиналась с 34 градусов. Сейчас ртутные градусники начинаются уже только с 35 градусов. Но есть уже давно в ходу электронные градусники. Как то температура у меня вообще упала чуть ли не до 33 градусов, при этом я себя великолепно чувствовала. Когда меня морозит и колотит это значить у меня повышенная температура 36 градусов. Я давно перестала по этому поводу «париться», где то прочитала, что каждый градус даёт 70 лет жизни. Ну, что если посчитать так у меня ещё в запасе 161 год, что ли?))) Вот есть такие данные, что для кошек нормой является 38,0 – 39,5, для собак 38,5 – 39,0..Поэтому наши братья меньшие и живут в среднем по 15 лет. Никто мне толком не может дать ответ на мой вопрос, почему у меня такая низкая температура ни экстрасенсы, ни врачи. Недавно была у врача, решила всё-таки завести карточку в поликлинике, как полагается. Ну и пожаловалась, она не поверила, а пришлось. Достала градусник, но он начинался только с 35 градусов. Померили - температура не поднялась. У двух моих подруг по «Одноклассникам» тоже пониженная температура. На одном форуме в эзотерической группе сказали, что это как-то связано с астралом. А я, если честно, так и не разбираюсь когда я в астрале, а когда во сне нахожусь. Для меня что сон, что астрал без разницы. Правда, ещё учась в школе, я была как то в детском санатории в Анапе и возвращаясь оттуда мы долго просидели в Аэропорту и там от нечего делать прочитала все имеющиеся журналы «Знания-сила». И вот прочитала там, про методику сна во сне. Как выспаться за четыре часа, как за восемь. Получалось однако же. Но лучше со снами не экспериментировать. Но я всё таки думаю, что причина моей низкой температуры в другом, это связано как то с зобом, хотя большого зоба у меня нет. И у людей с зобом ,однако же температура нормальная. Ну, вот такой получился грустный рассказ.

Пункт десять. Я ударила по голове одного опасного преступника, а он потом ещё просил у меня прощения. Это правда, был такой случай в моей биографии. Я тогда, работала в ИТК 35.(Исправительно-трудовая колония)старшим инженером экономистом. Это суровое слово «зона». Учреждения УЯ хх/хх состояло из двух зон, одна из них находилась в районе Кальмакира почти в черте города Алмалык (бродяжья зона), а другая зона усиленного режима находилась за городом Алмалык за Химзаводом. («Академгородок» – как нежно называл один подполковник). Вот, поэтому и всё начальство планового отдела и бухгалтерии находилось в черте города при этой «бродяжьей» зоне. Там отбывали срок, посаженные за так сказать, тунеядство, ведь при социализме не было безработицы, а было только уклонение от работы. Свыше трёх месяцев безделья для мужчин расценивалось, как бродяжничество. Ну, а я 25 ти летняя девушка работала в Планово-производственной части (ППЧ) в зоне усиленного режима. У нас в плановом отделе был молодёжный состав, и было достаточно весело. Находились мы тогда в самой зоне, она называлась жилая зона.
Там же в здании находился производственный отдел, отдел труда и зарплаты (ОТиЗ) и ещё оперативный отдел. Сама зона была поделена на две части жилую и промышленную. Там был завод по профилю металлообработки, который состоял из четырёх больших цехов. Кстати, по объёмам производства мы были на четвёртом месте в нашем промышленном городе.
     Нам, вольнонаёмным сотрудникам, было настоятельно рекомендовано не ходить в одиночку, минимум по двое, особенно в промзоне. К слову сказать, там отбывал срок достаточно разношёрстный контингент, в основном за убийства и изнасилования, а также были хозяйственники-производственники, взяточники, офицеры и солдаты афганцы, ну и какая-то совсем малая часть, попавшая в тюрьму по недоразумению. Раньше нельзя было продать свою машину, за это давали восемь лет, расценивая это как мошенничество в особо крупных размерах.
     И вот как-то осталась я летом одна в плановом отделе на первом этаже, кто-то в отпуске кто-то на больничном. Понадобилось мне в конце месяца передать по телефону в головной плановый отдел сведения об объёме выполненной продукции за месяц. А телефон был на втором этаже в техническом отделе. Я, захватив несколько толстых папок, отправилась на второй этаж. Только я поднялась на пролёт между первым и вторым этажом, как в проёме входной двери обозначился силуэт огромного мужика осужденного. Но я мысленно прикинула, что успею одолеть второй пролёт, но как назло, в это время по коридорам ни кого не было. Однако, не тут-то было, этот осужденный догнал меня уже где-то в середине второго пролёта и, очутился за мной, тяжёло дыша. Вот до сих пор не могу понять своих действий, (честно я от себя такого не ожидала) Я разворачиваюсь и со всей силы обрушиваю эти толстые папки ему на голову. А так как, он шёл на две ступеньки ниже, это дало мне большое преимущество в победе над огромным зеком, сама-то я росточка маленького, всего только 154 см. Он видно не ожидал от меня нападения и, придя в сознание, только и вымолвил -
« Ты, чё, дура, что ли?» А так, как в коридоре и вообще поблизости никого не было, с этим его утверждением с целью безопасности, мне пришлось согласиться.
— «Ага!»
— «Я же тебя пальцем даже не тронул!» - «остолбенело» говорил он. Ну, я уже таким образом, дошла до тех отдела, передала сведения и стала возвращаться. Ну, конечно же, на втором
этаже возле лестницы поджидала меня «жертва» моего нападения. Ему таки не терпелось выяснить, зачем же я его бабахнула по башке.
— «Девушка, я же вас и пальцем даже не тронул.»
— «А зачем вы шли за мной?»
— «Зачем меня спровоцировали?» Он, что-то подумал, прокрутил в своей ударенной голове, всякие варианты и решил всё-таки, что он не прав, и стал извиняться. Очень просил об этом инциденте ни куда не докладывать, так как за это могли упечь и в ШИЗО (штрафной изолятор). На, что я милостиво согласилась. Конечно, мне и в голову и так бы не пришло его закладывать в опер часть. Потом, я краем уха, случайно узнала, что это был достаточно опасный преступник.

 Пункт одиннадцать. Я нашла 1,5 кг натуральной бирюзы в своём городе. Это правда. Как-то в одно из воскресений я направилось утром в церковь пешком, она находилась не так уж далеко от моего дома, но по местным меркам далеко. Но туда едет всего одна маршрутка, которую и ждать долго и обычно она переполненная. Поэтому я пошла пешком. Недалеко от магазинов стройматериалов я заметила, огромный синий камень попыталась запомнить место, чтобы как-нибудь ещё прийти сюда, и рассмотреть внимательно. Моросил мелкий противный дождь и поэтому светло-голубой камень мог и показаться синим. Потом я забыла про это. Но вот как-то проходила опять там и ничего не нашла, потом я уже стала пристальней смотреть на землю возле тротуара, недалеко располагался магазин стройматериалов. Нашла много мелких камушков бирюзы. А как известно, в Алмалыке много залежей бирюзы именно белой бирюзы. Белая бирюза – это название самой молодой бирюзы. Сама бирюза конечно не белого цвета, а светло голубая. С тех пор, как я открыла это своё «месторождение белой бирюзы», я стала сюда приходить регулярно и выковыривать ножом камни. Всё это я проделывала, возвращаясь с базара с покупками и ставя там сумки, делала вид, что отдыхаю и рассматриваю покупки, перекладывая их. Но там было очень мало народа, и поэтому внимание на меня никто не обращал. Таким образом, я «нарыла» около 1,5 кг красивой бирюзы. Из одного очень красивого камня я выточила себе кулон в виде капли. Сестре выточила бабочку. И ещё одной женщине, с которой я одно время повадилась ходить в горы, я выточила «след». Кстати, эту женщину Фариду я «подсадила на камни». Она была организатором походов в горы. Очень много просто так раздарила камней бирюзы.
Потом с этих пор я стала много находить интересных камней, то в виде сердечка, то просто полосатеньких, то змеевик, то унакит. А однажды возле Национального банка я увидела какой–то голубеющий камень, но он был большой. Потом вернулась туда с ножом и откопала его. Это была чистая бирюза весом 0,5кг. Чуть не забыла, а «моё месторождение бирюзы» залили бетоном и выставили там для продажи шифер.

    Ну и последний двенадцатый  пункт. Я делала калькуляции себестоимости продукции на бомбы.
    Это правда. Работая в УЯ, мы делали тысячи всяких калькуляций на себестоимость продукции и в том числе на бомбы. Чтобы  «трудоустроить» контингент зоны,  трёх цехов завода по профилю металлообработки уже было недостаточно, тогда как, так называемому Министерству среднего машиностроения, которое и работало на оборону СССР, остро не хватало трудовых ресурсов. Вот и потянулись солидные и учёные люди с Поволжских заводов к нам с заказами. Быстро был построен четвёртый цех особой секретности. Но один парадокс всё-таки был. Обычно к секретным делам допускают только тех людей, у которых никогда не было судимости, и их проверяют очень тщательно, а также их родственников на сей предмет. А тут были допущены на работу в четвёртый цех все судимые люди, кроме вольнонаёмных. Кстати, обо всех предстоящих событиях  зоны, я узнавала в городе, очень задолго, до их появления от одной шустрой работающей бабушки, которой  было около 80 лет, звали её Елизавета Александровна. Неизвестно и абсолютно непонятно каким образом, но к ней стекалась вся информация в городе и в том числе и эта. Она работала завлабораторией Алмалыкского горно-металлургического комбината. Где-то за год до внедрения в систему оплаты за выслугу лет и о том, что у нас будет строиться четвёртый цех, который будет работать на оборонку, я узнала именно от неё. Все кто работал в четвёртом цехе и осужденные и вольнонаёмные были преисполнены особой важности и значимости, а як же сопричастны к обороне Родины. Начальником цеха взяли одного выпускника Саратовского Университета, Александра К.  Парень был, может и не глупый, но слишком себя «высоко носил». У нас там у всех было хорошее образование. К техническому отделу был приписан один кандидат технических  наук осужденный, попавший в тюрьму за взятку или за продажу своей машины. Так вот, он вообще проходил стажировку в Оксфорде, а в то время это было совершенно из ряда вон выходящим событием. Так этот учёный осуждённый на долгие годы обеспечил наше учреждение первым местом по рационализаторским предложениям. Он их строчил, как говорят «задней левой ногой». Директор завода был узбек Абдусатар Хамидович, то ли майор то ли подполковник, он закончил престижный технический московский институт. Поэтому «саратовские понты» этого Александра меня совсем не впечатляли. А этот  парнишка, кстати, был очень похож на знаменитого Шурика из фильмов Гайдая. Но он мне не нравился, а я вот ему очень даже.
    Как-то он попросил одну мою подругу прийти с ним ко мне в гости на 8 марта и очень притом неожиданно. С букетом «дохленьких» гвоздик, они заявились ко мне в гости. Попили чай, и моя подружка ушла, а мы стали с Сашкой болтать обо всём. То ли он был действительно в меня влюблён, то ли хотел похвастать передо мной своей осведомлённостью, но я его раскрутила всё рассказать про эти бомбы, какого они роста и где их будут применять и т.д. и т.п. А может всё-таки недаром, мне зэки дали такую кличку «Чекистка». Одно я поняла, что вся эта секретность «филькина грамота». Вот мне всё про бомбы сдал человек, который грубо говоря, ничего от меня не «поимел». А вот, если бы я была какая-нибудь «шпиёнка»? Ну, вернёмся к калькуляциям на эти изделия. Они были достаточно дорогими, но почему то один вид этих изделий был на 5 рублей дороже другого, то ли дневного освещения, то ли ночного освещения. Была путаница. Мы никак в отделе не могли, почему-то запомнить какой вид дороже. Потом решили (пардон) связать это с сексом, когда труднее это совершить та бомба и дороже.
И ещё, как-то вышла одна накладка. На политчасе в четверг начальник зоны Логинов В.П. отругал прапорщиков за то, что они перепугали народ, прибывший на свидание к осужденным, когда они зычно ему отрапортовали – «что все бомбы отгружены и готовы к отправке».
— «Да не бомбы мы делаем, не бомбы, а изделия и запомните это навсегда!» повторял он это неустанно, ну никакой секретности.