Эх, пути-дороги

Владимир Журбин 2
                В тесной кабине дымок махорочки,
                Дизель ругается втихомолочку
                И по долинам да по пригорочкам
                Катит контейнеровоз...
                (С.Трофимов)

       
        Вернулся я со службы домой. Отдохнул дня три и пошёл работу искать. Поговорил с друзьями, посоветовался, поглядел кто где и как работает.
        На завод пойти? Неинтересно.
Все друзья детства водители уже. И пошёл я учиться на шофёра грузовой машины.

        Через шесть месяцев курсы закончил, получил направление на работу в военизированную автобазу быстрого развёртывания. Дали мне там бортовой ЗИЛ и направили по магазинам товары возить. А как бывшего старшину, поставили командиром отделения водителей. Ох, я и помотался по Алма-Ате, поёрзал мой бортовой ЗИЛ по её живописным улицам и улочкам.

       А через два года совсем уж надоел мне город и перешёл я на работу в автокомбинат.
       Дали мне там старенький КамАЗ. Подделал я его, начал выезжать на карьеры, песок да гравий возить. Вскорости прицеп прицепил, уже в двух кузовах песок с карьера вожу. Затем и второй прицеп подсоединил. Совсем здорОвый стал мой КамАЗ: 20 метров длины, 26 колес, 50 тонн брутто(30 тонн масса самого груза и 17-20 тонн автомобильная тара). Хорошую зарплату стал получать.
      И стал мой маленький КамАЗ, походить в моих мыслях, на мой крейсер с Тихого океана. Свой крейсер. Я КЭП!

       Через пару-тройку лет надоело мотаться за 100 километров по карьерам, в город песок да камни возить. Душа простора хотела. Пошёл я к директору автоколонны.
- Хочу на межгороде работать, - говорю директору автоколонны.
Директор посмотрел на меня, как я работал он знал, и говорит:
- Нууу..., машин свободных сейчас нет. Попробуй на самосвале поработать по межгороду.
- Что ж, - согласился я, - поработаю пока так.
       Выдали мне путёвочку с красной полосой по диагонали, талоны на пару тонн бензина(наличных денег нам в СССР не давали), и начал я на самосвале ездить по Казахстану. Как-то на нём, этом самосвале, даже до Москвы добрался.
      Пути-дороги разными были, всякое бывало. На Урале в г.Юрюзань на заправке загорелись тормозные колодки на прицепе  вместе с колёсами. Еле успел потушить, но это уже мелочи.

      Кое-когда были и левые клиенты. Съездил я как-то в г.Кустанай, вернулся оттуда пораньше, хотелось хорошо отоспаться, отдохнуть. Два-три дня у меня оставалось в запасе. Поехал в ТЭП(транспортно-экспедиционное предприятие) сдавать путёвку. Вот там и подходит ко мне клиент
- Командир, помоги груз отвезти в Джамбул?
- А что везти надо?
- Да станки ткацкие с АХБК(алма-атинский хлопчатобумажный комбинат).
- Что ж, давай съездим, - согласился я.
Загрузился я, отвёз станки, клиент со мной наличными деньгами рассчитался.  Вернулся домой в том качестве, о котором говорят: «И нос в табаке и деньги в кармане!» Вот такие бывали левые рейсы.

       Я ещё когда к директору пошёл, уже понимал, что работа по межгороду довольно-таки тяжёлая, ответственная, потому что уезжаешь не на один день. Ехать придётся не только днём, и ночная езда будет. Знал, что всякое в дороге случиться может. Пусть работа и денежной была, но налички не было. Выдавали путёвочку с красной полосой и надписью «Межгород», пачку талонов для заправки и - ехай милай в родной ТЭП! Загрузился там и вперёд! Всякие рейсы были.

       Когда я уже за рулём бортового КамАЗа междугородного с прицепом был, меня с напарником Санькой как-то отправили в Усть-Каменогорск. Какую-то химическую добавку для выплавки стали в тамошних доменных печах мы с ним туда повезли. Химия одним словом.

       Ехать недалеко, около 1000 километров. Но зима! На дорогах местами гололёд, по обочинам огромные снежные заносы лежат. То там, то тут машины по кюветам лежали. Шофера друг другу всегда помогали, а как не помочь? Каждый мог попасть в такую вот ситуацию. И мы тоже помогали вытягивать опрокинувшиеся машины из кювета, на дорогу ставили. Трудно приходилось.

       Вот так едем мы с ним, по сторонам поглядываем. Я на бортовом КамАЗе, он на болотоходе-вездеходе(болотоход-это трёхмостовый КамАЗ с ураловскими колёсами).
   
       Видим междугородний КамАЗ улетел в кювет, его водители на дороге стоят, нам руками машут, остановиться просят, помочь. Начали мы их машину вытаскивать. Сначала Санька своим болотоходом начал тащить. Возит-таскает незадачливую машину по степи, по снегу, а на дорогу ну никак не получается гружённый КамАЗ втащить. Тогда и я своим КамАЗом уцепился и вот так на двойной тяге мы сумели поставить бедолагу на трассу.

      Ребята-шофера подбежали, благодарят, вытаскивают трёшку и суют её нам. Мы им:
- Да, вы чего? Мы вам просто помогли. Всякий может в кювет угодить! Уберите деньги.
Тогда один бежит к машине, вытаскивает бутылку водки и подаёт её нам.
- Если деньги не берёте, то вот хоть водку возьмите. Она всегда пригодится в дороге. Когда ноги растереть потребуется, или мало ли что в дороге бывает. Водка всегда к делу. Водку мы, естественно, взяли, посмеялись и разъехались каждый в свой пункт назначения.

     Прилетели в Усть-Каменогорск, если можно так сказать. Груз сдали, выехали за город и решили заночевать на ближайшей стоянке, а к рассвету, часиков в пять уехать. Сидим с Санькой ужинаем, приёмник слушаем(у меня в кабине ВЭФ стоял – многие радиостанции ловил). Местная радиостанция как раз прогноз погоды передаёт:
- Сегодняшней ночью грядёт большой мороз до -34 градусов.

       А за окном снег пуржит, метель заметает. Мы на градусник глянули, там плюс два градуса. Я говорю:
- Всё врут метеорологи. Не может такого температурного перепада с +2 до -34 быть. Чтобы сразу на 35 градусов температура скакнула? Не может такого быть. Давай спать, Санёк, всё нормально будет.

       Санька свою машину не стал глушить. Она у него на воде была, а я свой КамАЗ заглушил, у меня двигатель на тосоле был. Мы в спальники позалазили и заснули.
      
      В 4 часа утра просыпаюсь я от холода и сразу к градуснику, а там ровно -34 градуса мороза!
- Вот так попали мы! – думаю, - Скорее надо машину завести, согреться хотя бы.
Начал машину заводить, а она пару раз чихнула и совсем заглохла. Мотор замёрз и не крутит. Одеваюсь прямо в кабине, выпрыгиваю из неё и по наметённому снегу бегу к Саньке, бужу  его.
- Давай, Сань, помогай. Надо машину завести. Будем поддон двигателя с коробкой разогревать.

      Начали мы авральные работы по спасению моего автомобиля в пять утра, а завели её лишь к одиннадцати часам дня. В кабине моей мороз, двери нараспашку, время от времени в кабину Санькиной машины отогреваться бегаем. Хорошо, что она работала всю ночь, а то и не знаю что бы с нами стало. Позамерзали бы как собаки и все дела. Такие случаи зимой в степи нередко случаются. Вот так из-за моей глупой самоуверенности мы в аврал попали. БЫВАЕТ!

      Лишь к обеду моя машина нагрелась. Мы паяльные лампы все поскладывали и потихонечку поехали домой. Приключений нам на сегодня с лихвой хватило.
Вот так на своих ошибках и становятся дальнобойщиками. Эх! Пути мои дорОги!