Светофор

Юрий Костин 2
Хорошая штука – светофор. Придуман он специально для регулирования дорожного движения. Чтобы все могли добраться, куда им надо. Ведь раньше никаких светофоров не было. Да и машин тоже. Ездили на повозках, в каретах, а то и просто – верхом. Правом первоочередного проезда пользовалась аристократия, а потом – как бог на душу положит. Появились профессиональные извозчики – ваньки. Выражение есть – «ваньку валять». Вы, наверное, не думаете что это означает, а это как раз и связано с выполнением водительских обязанностей, когда извозчик мчится, ни на что не обращая внимания - ни на правила приличия, ни на джентльменские нормы и соглашения. Чего с него взять – ванька же. Когда ванек на дорогах стало в чрезмерности, пришлось придумывать общие правила движения. Тем более, что ваньки ввели в оборот поговорку – «пьёт как извозчик». С этим надо было как-то бороться. Вот тогда и появились Правила дорожного движения.
А потом появился светофор. То есть появился он сперва в далёком городе Лондоне, где нашли, в настоящее время - пристанище все беглые российские олигархи. Но это – совсем другая история. А светофор в Лондоне впервые начал работать в 1868-м, то есть вскоре после того, как в Российской империи отметили рабство, скромно называемое – крепостной строй. Те же англичане говорили – «мой дом – моя крепость». В России же «крепость» имела несколько иное значение. Но и это – другая история. В Нью-Йорке привычные нам трёхцветные светофоры начали перемигиваться в 1913-м году, а вот в Москве светофор заработал в 1930-м году.
Как же тогда жили – до светофоров? А очень просто – на всех значимых перекрёстках городов стояли регулировщики движения. Они регулировали транспортный и пешеходный потоки. Ответственное дело! Этому искусству обучали специально. Потом появились светофоры. Первое время регулировщики оставались на своих местах, то есть -  на перекрёстках. Это они и переключали светофорные агрегаты, на глазок решая, в которую сторону кому ехать. Если кому любопытно, то в фильме «Полосатый рейс», в финальных кадрах, где льва везут к стоматологу, и показан такой регулировщик в будочке. Потом всё это стало делаться автоматически. И навыки регулирования дорожным движением стали теряться. Они были, но они стали забываться. Так было утрачено искусство плетения лаптей, точения деревянных ложек, создания глиняной посуды. То есть всё это делается и до сих пор, но уже отдельными людьми, и в самых отдалённых местностях. Как сказал герой одного фильма, «не в нашем районе».
Вот только время от времени случаются казусы и эти светофоры, что регулируют поток транспорта, и даже движение пешеходов, ломаются. «Нет ничего вечного, – говорил великий комбинатор Остап Бендер, – кроме «вечных перьев», которые тоже – отнюдь не вечны». Как оказалось, эта аксиома распространяется и на светофоры. Сломался светофор, и начинается маленький транспортный коллапс, или не очень маленький, если на злополучной улице – оживлённое движение. По законам жизненной логики должен появиться регулировщик из той службы, что именуется Автодорожной инспекцией. Сейчас она именуется иначе, хотя на безопасность движения это не сказалось (не сказалось – в лучшую сторону). У инспекторов даже сохранились те самые полосатые палочки, которыми раньше автомаэстро «дирижировали» оркестрами транспортного движения. То есть инструмент сохранился. Вот только цель его уже совершенно иная. Если раньше инспектор стоял на перекрёстке или ином видном месте и старался помочь водителям (а иногда и пешеходам), то теперь он прячется в засаде, чтобы выскочить в нужный момент («остановись – мгновение!») и зафиксировать факт нарушения посредством штрафной квитанции, неприметливо намекая, что всё можно решить мирным образом, на договорной основе. Инспектора так заняты этим увлекательным мероприятием, что не отвлекаются на столь пустячные проблемы, как неработающий светофор. Мол, взрослые люди, сами разберутся. И народ научился трактовать Правила дорожного движения, в меру своей фантазии и испорченности.
Да, иногда автоинспекторы на дорогах появляются, и оказывается, что их столь много, что они могут находиться на каждом (!) перекрёстке, где и стоят, непрерывно отдавая честь проезжающему кортежу Важного Чиновника. Чиновник удаляется в свои эмпиреи, а «обесчещенные» автоинспекторы устремляются «стричь купоны» штрафных квитанций с автовладельцев, чтобы как-то скомпенсировать свою «обесчещенность», (а может это делают по условному рефлексу, который сформулировал ещё академик Иван Петрович Павлов).
Как-то (мне рассказывал знакомый),  один из автомобилистов, который возил такой вот волшебный жезл для притягивания денежной удачи, раздражённый транспортным коллапсом, схватил полосатую палочку и начал управляться с дорожной «пробкой». За каких-то десять минут он разгрузил улицу от колонны автомобилей, протянувшуюся на целые кварталы, после чего уселся в свою машину и укатил восвояси.
У хорошего советского писателя и поэта Бориса Степановича Житкова, одноклассника Корнея Чуковского, есть стих о молодом человеке, совершившем подвиг во время пожара. Там ещё есть строки – «ищут пожарные, ищет милиция … ищут, но не могут найти, парня какого-то, лет двадцати». В данном бы случае тоже бы стали искать (если бы прознались), но не для того, чтобы вознаградить за хороший поступок, а примерно наказать за использование профессиональной атрибутики. Сами же этого делать не умеют, да и не хотят уметь, потому как считают, что их дело – репрессии. Ровно по этой причине Михаил Саакашвили, став президентом Грузии, первым делом расформировал дорожную автоинспекцию и … ничего не случилось, то есть аварий не стало больше, а на дорогах уже не было грабителей в государственной форме.
Но мы историю рассказываем не об этом. А о светофоре, который работал вполне себе исправно. Ведь как это происходит: зелёный свет горит – можно ехать (или идти, если ты пешеход, как автор этой истории), жёлтый – означает, что пора остановиться, потому как сейчас загорится красный свет, запрещающий движение. Обычно ни для красного света, ни для зелёного спорных ситуаций не возникает, так как правила однозначны. Что же касается жёлтого …
Внимательный, искушённый читатель, наверное, начинает уже догадываться, что будет дальше, а для прочих я расскажу это чуть позднее, а теперь сообщу, что этот (и соседние светофоры) сейчас работают чуть по-другому, то есть в течение пяти секунд запрещающий красный горит после жёлтого в обе (перпендикулярные) стороны движения. То есть с однозначным запретом, и лишь на шестой секунде появляется зелёный огонёк.       
Почему так? Сейчас расскажу, потому как всё видел почти что своими глазами.
На одном из перекрёстков города загорелся жёлтый знак светофора. «Внимание». Одновременно с двух (перпендикулярных) сторон подъехали две машины – экипаж «Скорой помощи» и дорогущий импортный внедорожник, то есть те автомобили, для которых жёлтый свет это как бы зелёный. И при этом и та, и другая сторона не считала себя обязанной следить, как могут вести себя представители встречной стороны, потому как за одной машиной стояли права, прописанные в Правилах дорожного движения, а за второй, – те Понятия, которые почти что уже заменили Конституцию государства.
Конечно же, случилась авария. В общем, не очень-то и серьёзная, то есть без жертв, если таковыми не считать повреждение машин с той и другой стороны. Конечно же, оба водителя были крайне раздражены и выскочили наружу, чтобы это своё недовольство шумно обнародовать. Сначала начал солировать водитель медицинского экипажа, уверенный, что все права на его стороне и за него говорит каждая буква Закона, на что автовладелец навороченного джипа доступным идиоматическим языком простого народа сообщил, как он может распорядиться этими буквами и куда их себе засунуть. А потом начал перечислять те мероприятия, которые он намерен совершить с имеющимся в шаговой доступности оппонентом.
В это время подъехал экипаж автоинспекции и осторожно прислушался к спору «хозяйствующих субъектов». По существу им встревать в этот спор не хотелось, и они пребывали там немыми свидетелями, дабы мера недовольства не переместилась и в их адрес. Не могу сказать, чем же закончилась та история, и что случилось с бедным водителем «Скорой помощи» (искренне надеюсь, что тяжёлых больных в ту минуту там не оказалось), но светофор через неделю начал работать на красные запрещающие сигналы в обе стороны. Для начала – на пять секунд, но потом ведь можно так оставить и на постоянной основе. Запрет движения для тех, у кого нет достаточного административного, силового или криминального авторитета. А что? У нас прав тот, кто имеет больше прав. А вот у полковника Кольта имелась своя версия - прав тот, кто стреляет первым ...