Северо-Енисейск - Тея

Пётр Васильевич Качур
                СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСК – ТЕЯ
     Когда-то давным давно, когда я учился в Северо-Енисейской школе в седьмом или в восьмом (точно не помню уже) классе, где-то в 1954 или 1955 году, наш класс с параллельным классом направили в совхоз, располагавшийся посередине пути между Северо-Енисейском и Теей, расстояние между которыми тридцать два километра, для уборки турнепса (кормовая репа). И там мы помогали в уборке турнепса где-то с неделю. Нас отвезли туда, и мы там жили, спали, не раздеваясь, в верхней одежде, фуфайках, и нас там кормили, естественно. Девочки были в другом помещении.
        И вот мы там целыми днями были в поле на свежем воздухе, выкапывали и рвали турнепс, срезали ботву, носили и складывали в большие кучи. Конечно, было уже холодно, сыро, неуютно, быстро наступала темнота, …, общались мы там как-то мало, работали молча, не было обычных шуток, смеха, шалостей, как, например, на школьных субботниках, …
        Дни были уже осенние, прохладные, стремительно сокращавшиеся по времени. Там ведь летом почти все сутки светло, за исключением двух-трёх часов, а зимой наоборот – почти все сутки, за исключением нескольких часов, темно.
        На уборке турнепса мы как-то сблизились с мальчиком из параллельного класса Борей Онучиным. Боря родом был из Теи, там у него была мама и младший братик, он их очень любил и скучал. Об этом он рассказывал мне, делился своими переживаниями. Учился он в нашей школе, жил в интернате, как и все ребята и девочки из приисков и других населённых пунктов нашего Северо-Енисейского района, где не было средних школ. Для получения среднего образования они приезжали в Северо-Енисейск, их поселяли в школьный интернат, и они там жили во внеучебное время, а у кого родные жили не далеко (а это в нашем районе тогда были ближайшие прииски на удалении пятнадцать или все двадцать километров от районного центра), то по выходным шли домой к родным. Так вот и Боря Онучин жил в школьном интернате и очень соскучился по дому …
И вот как-то он заговорил о том, что очень соскучился по дому, что очень хочет пойти в Тею, чтобы навестить маму и братика и стал просить меня пойти с ним …
Сначала я отказывался, мол, а как же наш руководитель – наш учитель, он же не разрешит нам, но Боря очень просил, говоря, что отпрашиваться не надо, что мы не будем отпрашиваться, просто вечерком после полевых работ мы тихонько "смоемся", а утром вернёмся, и никто и не заметит… Мне Борю стало очень жаль. Я вспоминал, как я скучал без родителей несколько лет назад, когда нашу маму за правду о воровстве в колхозе, за критику руководства колхоза сослали на прииск Викторовский Северо-Енисейского района, а потом к ней уехал наш отец с маленьким моим братишкой Вовой, а я остался с бабушкой и дедушкой, … Тогда, в 1948 году по инициативе Первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н.Хрущева при поддержке И.Сталиным был принят секретный указ, в соответствии с которым можно было выслать в отдаленные районы Сибири любого человека по любому, даже анонимному, навету, чтобы люди властей боялись и чтобы заселять отдаленные, малозаселенные районы обширной Сибири, и Северо-Енисейский район был заселён в основном ссыльными ... А я, когда остался без родителей с дедушкой и бабушкой, очень тосковал по родителям и братике Володе, ...
         И я согласился на пойти с Борей в Тею …
Пошли мы вечером. Тайком. Чтобы никто не заметил. Вышли на дорогу. Кругом была красота неописуемая. Мы шли, любовались, разговаривали, Боря много рассказывал мне о своих маме и братике, о Тее, …
По пути не было ни людей, ни машин, … Была пустынная таёжная дорога, и необыкновенная красота кругом, …
День стремительно уходил, тайгу стали заволакивать сумерки, и вскоре мы с Борей стали замечать, как через дорогу перекатывались беленькие комочки, как они мчались от нас подальше, если мы свистели или кричали … Это были побелевшие в ожидании снега зайцы. Были заморозки, природа настроила зайчиков на суровую зиму, они побелели, а природа сделала паузу. И вот они теперь ярко выделялись на фоне осенней листвы и травы и ждали снегопадов, чтобы можно было замаскироваться, прикрыться белизной снега, слиться с ней, …
         Так, любуясь природой и разговаривая, мы, не заметив даже пройденного расстояния, подошли к Тее и пришли домой к Онучиным…
В небольшой квартирке мне постелили постель, и я сразу уснул, а Боря остался общаться с мамой и братиком. Видно было, что все они очень любили друг друга, видна была необычайная нежность, когда они общались друг с другом, …
         Утром рано нас Борина мама подняла, мы поели и пошли в обратный путь к своим одноклассникам, на поля с турнепсом, …
         Пришли, подошли к ребятам, никто ничего не сказал, не спросил, …, и мы, как ни в чём не бывало продолжили полевые работы вместе со всеми, …
Через пару дней нам сказали, что в субботу за нами приедет машина, и мы после обеда уедем в Северо-Енисейск по домам.
         А в нашем классе учился Коля Жарков. Это был высокий, широкоплечий уже не похожий на мальчика парень, а похожий своей комплекцией, голосом, манерами на взрослого мужика, и к нему многие тянулись, чувствуя его физическое превосходство, его спокойную уверенность, … Тем более, что он был чемпионом района по лыжам, и даже не раз принимал участие в лыжных соревнованиях в Красноярске. И вот Коля после объявления о нашем отъезде предложил нескольким ребятам пойти пешком в Северо-Енисейск, не дожидаясь обеда и машины. Мы с Колей в классе сидели тогда за одной партой, и, конечно, мне он тоже сказал о своём желании уйти пораньше, … Я засомневался, сказав, что без нас могут не уехать, что нас будут искать, … Но Коля ответил, что он обеспечит, чтобы нашим руководителям сообщили о нашем самостоятельном уходе …
           И вот мы, несколько ребят отправились в дальний путь по таёжной дороге домой. Шли, разговаривали, шутили, рассказывали анекдоты, веселились, … Длинная дорога не показалась долгой, правду говорят, что «беседа сокращает путь …».  По пути нам не встретились ни люди, ни машины, …
И вот я дома.
          Родители встречают вопросом: «Уже приехали?»
          И я рассказал, что мы самостоятельно пошли, а ребята там еще ждут машину.
- Как - возмутились родители – Ты бросил всё и всех и самовольно ушёл с работы?
- Да нет -  отвечал я – мы с ребятами, с Колей Жарковым, с нашим чемпионом, …
- Какой Коля? Какой чемпион? Он что твой учитель? Он что твой руководитель? Как ты посмел бросить класс и уйти без спроса?
         Я был крайне смущён и думал, что не дай бог, если бы они узнали ещё о нашем с Борей Онучиным ночном походе в Тею, …, мне было стыдно перед родителями, что я их и так сильно огорчил, и стыдно пред нашим руководителем на полевых работах при закрутившейся в моей голове мысли о том, что «а вдруг ему никто не сказал о нашем самовольном уходе, и они нас искали?»
А родители продолжали возмущаться моим поведением, …
- Больше никогда так не поступай – говорили они – нельзя отрываться от коллектива, надо быть с коллективом и никого не огорчать, не возмущать своим поведением, нельзя никогда давать повода для плохих мыслей о тебе! Тебе же ещё учиться, работать, жить с людьми!
            И я обещал родителям, что больше никаких глупых, самовольных поступков допускать не буду, что всегда буду с коллективом, …, и старался впредь не делать больно своим родителям, учителям, руководителям, …, старался быть дисциплинированным и исполнительным, …
            А в Северо-Енисейске вскоре выпал снег. И я стал ходить в тайгу на лыжах. Потом мы с Колей Жарковым стали ходить на тренировки на пятнадцатикилометровые дистанции по нашей трассе, где обычно проводились школьные лыжные соревнования.
            Я не мог налюбоваться Колиным широчайшим шагом! Он шёл, шёл мощным широки шагом, и я, и другие ребята не могли никак угнаться за ним, хотя и старались бежать изо всех сил. У Коли был дар лыжника. Бегали мы группой не долго: не интересно было. Коля быстро отрывался от нас и уходил вперёд, оставив нас потеть и пыхтеть далеко позади, …
Когда были сильные морозы или сильный ветер, и тем, более сильный ветер с морозом, мы на тренировки не выходили. Я лично в такую погоду ходил побродить по заснеженной тайге, было очень интересно рассматривать следы зверьков, заячьи тропы, сугробы, промоины в замёрзших ручьях, вылетавших из схронов под снегом тетеревов, …
… Вскоре наступил день соревнований …
           Но это уже совсем другая история, и я рассказал о ней в рассказе «Наш первый опыт»: http://www.proza.ru/2017/01/11/1262.