Пути повышения успеваемости учащихся...

Александра Клюкина
Из книги А. Клюкиной "Рато-Наволок-места дивные".

«Нам, учителям, доверено большое и ответственное дело –
воспитывать молодое поколение. «Дело воспитания является од-
ним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только де-
лом науки, но и искусства», – говорил Михаил Иванович Кали-
нин в докладе о коммунистическом воспитании.
Вопросы правильного воспитания детей, подготовки актив-
ных и сознательных строителей коммунизма, владеющих проч-
ными знаниями и умеющих их применить, глубоко занимают
учительство и всю советскую общественность. Мне хочется по-
делиться своим опытом учительской работы. В школах Емецко-
го района я работаю тридцать восемь лет. Работаю по призванию.
Ещё с детства меня тянуло к учительской работе. С уважени-
ем и благодарностью вспоминаю я Н.Н. Никитина (ныне члена-
корреспондента Академии наук) и других педагогов, прививших
мне любовь к профессии учителя. Особенно ярко запечатлелась в
моей памяти учительница А.П. Попова. Она пользовалась всеоб-
щей любовью учениц вверенной ей школы. Безупречная чистота
и образцовый порядок в школе и в комнате у Александры Павлов-
ны производили приятное впечатление.
Ещё на школьной скамье у нас зародилось желание быть учи-
тельницами. Мечта многих, в том числе и моя, сбылась. В 1915
году я стала учительницей. Робко и неуверенно я работала пер-
вые годы. Комплексная система преподавания, частая смена пре-
подавателей и программ, тяжёлые годы войны и разрухи – всё
это осталось позади.

Забота партии и правительства о школе и учителе воодушеви-
ли меня. В 1931 году Карголицкая школа, где я работала, полу-
чила Всесоюзную премию за стопроцентный охват детей и пе-
рестройку работы школы на основе политехнизации. А в 1939
году в Кремле из рук М.И. Калинина я получила первую прави-
тельственную награду. Это оставило неизгладимое впечатление
на всю жизнь.
Годы прошли незаметно, в работе был уже небольшой опыт.
Одни дети кончали школу, другие начинали учиться. Все чаще
стали приходить в школу письма из армии, из разных уголков
Советского Союза. Чаще стали посещать школу учителя, врачи,
инженеры, офицеры Советской Армии и специалисты сельско-
го хозяйства. Они интересовались работой школы, благодарили
за воспитание и рассказывали о жизни и работе на благо сво-
ей Родины. А как благотворно действует на учащихся приход в
школу офицеров Советской Ар¬мии и Военно-Морского фло-
та, учителей, инженеров, врачей – воспитанников своей род-
ной школы! Приятно сознавать, что когда-то маленькие Димы,
Коли, Клаши, Шуры стали видными людьми, помнят свою шко-
лу и учителей.
Подводя итоги своей двадцатидевятилетней работы в двух-
комплектной школе, я прихожу к выводу, что продолжительная
работа в одной школе повышает успеваемость. За этот период
времени я имела полную успеваемость в течение двадцати трёх
лет, а по всей школе – в течение семи лет. Мы знаем, что успех
в работе зависит также и от того, насколько учитель любит шко-
лу, и как он относится к воспитанию детей. Тот учитель работа-
ет успешно, который сознает огромное значение своего долга и
чувствует государственную ответственность за свой повседнев-
ный труд, за его качество.
Чтобы учить с успехом, необходимо добросовестно и система-
тически работать над повышением своего идейно-политического
уровня и педагогического мастерства. В деле обучения и воспи-
тания нет мелочей. Всё надо наблюдать и анализировать. Как я
работаю над поднятием успеваемости?
Во-первых, создаю необходимые условия для успешной ра-
боты, повседневно забочусь об охране здоровья детей, о чистоте
помещения, о создании уюта в школе, об обеспечении всем необ-
ходимым для занятий.
Во-вторых, изучаю класс и каждого ученика в отдельности.
Над изучением детского коллектива я начинаю работать еще до
поступления детей в школу. С самых первых дней учебы приви-
ваю детям сознательное отношение к учёбе и труду. Развиваю в
них чувство товарищества и коллективизма. Веду дневник, куда
заношу свои заметки, как удалось реализовать план, какие не-
достатки были на уроках и их причины. Ученика, получившего
плохую оценку, беру на учёт и записываю, за что получена пло-
хая оценка.
В третьих, выявляю причины неуспеваемости: почему ученик
плохо читает или почему плохо пишет, плохо решает задачи и т.
д. Изучаю ошибки свои и учащихся и намечаю мероприятия по
устранению причин неуспеваемости школьника. В работе с дву-
мя классами на протяжении всего года встречаются трудности.
Особенно это чувствуется в первую четверть. Работая по проду-
манному плану то с одним, то с другим классом, я стараюсь не
опустить из виду ни одного ученика, особенное внимание уде-
ляю неуспевающим учащимся. При занятии с отстающими я ста-
раюсь быть более чуткой и внимательной, чтобы рассеять застен-
чивость и робость слабо одарённых детей. С такими учениками
я занимаюсь утром по пятнадцать-двадцать минут до начала за-
нятий. Дети охотно посещают занятия утром. На занятия же по-
сле уроков дети и их родители смотрят, как на наказание. С лени-
выми и неряшливыми детьми я занимаюсь после уроков. Посте-
пенно и они втягиваются в работу. Со списыванием и подсказыва-
нием веду борьбу с первых дней занятий. Большую роль в повы-
шении успеваемости имеет индивидуальный подход к учащимся.

Успех в школе зависит и от того, как общественность помо-
гает школе в воспитании детей. На протяжении ряда лет обще-
ственность Рато-Наволока неплохо относилась к школе. Рато-
Наволоцкий сельский Совет был в числе передовых по подготов-
ке школы к новому учебному году. Колхоз «Путь Ленина» орга-
низовывал горячие завтраки для детей, а дети хорошо помогали
в уборке урожая и сборе золы. К сожалению, за последние годы
сельсовет неправильно относится к школе и смотрит глазами по-
стороннего зрителя, наказов избирателей о школе не выполняет.
Как проводят дети свой летний отдых и долгие зимние вече-
ра в сельской местности? Этим вопросом у нас, кроме учителя,
мало кто интересуется. Зачастую дети предоставлены сами себе.
Режим школьника не выполняется, а отсюда различные вывихи в
воспитании. Среди родителей тоже есть такие, которые не счита-
ются со школой и указаниями учителя, тогда как от совместного
воспитания семьи и школы зависит успех в работе.
Успех в работе школы зависит и от привлечения родителей и
всей советской общественности к нуждам и запросам школы, от
их активной помощи. Совместная работа пионервожатого с учи-
телем и коллективность в работе учителей также помогут обе-
спечить успех в работе»
Рогалёва М.Н.

На фото в центре Рогалёва Мария Николаевна.